Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3: Основные принципы и ранняя история ислама

 

Арабы были выходцами из Аравии – гигантского пустынного полуострова, где издревле обитали многочисленные семитские племена. Семитское население Аравийского полуострова отчётливо подразделялось на две части: кочевников пустынь и полупустынь (впоследствии их стали называть бедуинами) и земледельцев, а также население оазисов, которые располагались на юго-западной оконечности полуострова, территория которой обычно называлась Счастливой Аравией. На её территории сложился некий экономическо-политический симбиоз, основная часть которого занималась земледелием и торговлей. Более всех выделялись такие города как Мекка и Йасриб (Медина), которые играли выдающуюся роль в торговле. Также большую роль играл Йемен. Бедуины же сами не принимали участие в торговле, но не пропускали мимо себя караваны. Товары перевозились с помощью верблюдов. Общество было построено по принципу минимального выживания, так как жили в экстремальных пустынных условиях. Поэтому проблемы решали, как правило, за счёт соседей. Обычно они заставляли побеждённых силой с ними торговать, но бывало, что и захватывали. Так создавалась кочевая империя – экзополитарное государства, направленные, прежде всего, на решение внешних задач.

В 6 веке на территорию Аравийского полуострова вторглись персы под предводительством шахиншаха Хосрова I, и захватили Юг полуострова, значительно ослабив при этом торговлю, что вызвало социально-политический кризис. Среди аравийских племён происходит предположение, что их неудачи из-за того, что они разобщены. Так начинается процесс формирования государства у арабов. На Запад полуострова образовалось государство Йемен. А также было государство Хира (государство лахмидов) – марионеточное государство ираков . Религия – несторианство. И государство Гасанидов на территории Сирии, под руководством Византии. Религия – христианство.

 

В это время купечество города Мекка решило сделать из религии хороший бизнес. В этот город упал огромный железный метеорит, который сейчас называют Кааба. Жители города считали, что этим самым небо благословило мекканскую землю. Вокруг этого метеорита расставили идолов различных племён. Все приезжали поклониться священному камню, а заодно и своим богам. Это было очень прибыльно для Мекки. Постепенно появляется идея единого Бога. У этого бога существует много имён (например, Рахман – милостивый), но чаще всего его называют Аллах.

Вообще, в Мекке появляется огромное количество представителей различных религий. Например, были христианские общины, общины различных сект, иудейская община. Идёт очень интенсивный религиозный поиск. Наконец, появляется идеолог, лидер который предложил новые идеи. И звали его Мухаммад.



Мухаммад родился примерно в 570 году. Более точно год его рождения не известен. Он родился в довольно знатном и влиятельном роде Куришитов, но этот род был небогат. Отец его рано скончался и Мухаммада воспитывал дядя. Рос вместе со своими братьями и сёстрами, среди которых наиболее близок был Али. Дядя занимался торговлей и брал Мухаммада с собой. Он посмотрел мир. Не раз бывал в Йарсибе, Иерусалиме. Знакомился с идеями христианства, иудаизма, а также других монотеистических религий. Воспринял их идеи. Правда, очень своеобразно. Например, христианскую идею триединства Бога он понял как отец Иосиф, мать Мария и сын Иисус.

После смерти дяди Мухаммад стал работать приказчиком у одной богатой вдовы, и вскоре на ней женился. Она была намного его старше, но брак был счастливым. Жена Мухаммада одной из первых восприняла его пророческую миссию.

Однажды к Мухаммаду явился архангел Джибраил и поведал ему, что он должен проповедовать идею единого Бога. После этого Мухаммад создаёт группу своих единомышленников и начинает проповедь. Он утверждает, что идолопоклонство – это страшный грех и идолов надо разрушить. В связи с этим начинаются гонения на последователей Мухаммада. Вскоре ему пришлось бежать. Он бежал в Медину. Это называется «Великая Хиджра». Произошла она в 622 году, и этот год считается началом летоисчисления, так как новое учение таким образом начало распространятся вовне. Началось массовое распространение священной религии ислама.

В это время в Йасрибе усиливаются иудейские общины, и многих это не устраивало. Часть знати делало ставку на нового пророка. Мухаммад и его сторонники выполнили эту задачу – разгромили иудейскую общину, а имущество конфисковали в свою пользу. Они продолжают свою проповедь, и набирают всё больше сторонников. Когда они, наконец, ощущают реальную силу, начинают борьбу против Мекки. И тогда Мухаммад выводит своих бедуинов на караванные тропы. Они стали грабить мекканские караваны. Таким образом, он перерезал все пути для караванов Мекки. Мухаммад поставил Мекке условия, что идолы обязательно должны быть разрушены, но священный камень, посланный Аллахом с небес, оставить можно. Так как таким образом господство Мекки практически сохранялось, это их устроило и они согласились на этих условиях принять ислам.

После этого Мухаммад совершил сначала малый хадж, а после этого стал готовиться к большому, однако не успел его совершить и умер.

Мухаммад основал единое государство и расширил его владения до предела государства Гасанидов. Однако, он не стал вести против Гасанидов войну, и занялся внутренними делами.

После смерти Мухаммада его сподвижник Абу Бакра был избран правителем и объявил себя халифом всех правоверных. Государство стало называться Халифатом. Он стал вести активную внешнюю политику против соседей, то есть против неверных.

 

Для того же, чтобы понять, за что боролись мусульмане, следует рассмотреть основные принципы религии ислама. А основных принципов его – пять. Они так и называются «Пять столпов ислама»:

1) Тоухид: Вера в единого Бога и пророческую миссию Мухаммада. Наиболее концентрировано этот принцип отражён в знаменитой фразе «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад – пророк его». Эта фраза является как бы символом веры. Для того, чтобы принять ислам достаточно три раза подряд её произнести. Слово ислам в переводе означает «покорность». В первую очередь это покорность Богу. Все другие попытки разделить Бога – грех, поэтому идолопоклонники – злейшие враги ислама. Однако, религии писания узнали единого Бога, поэтому с ними можно находить общий язык. Господь и раньше посылал своих пророков, однако они не были поняты людьми, и их взгляды были извращены. Эти пророки признаются исламом. Они считают, что первым пророком был Адам. Кроме того, признают пророка Муса (Моисея), Иса (Иисуса) и других. Иса – великий пророк, которого люди не поняли и распяли. Но он ни в коем случае не мог быть сыном Бога, так как у Бога не может быть детей. Но люди этого не понимали и извратили веру. А главным пророком стал Мухаммад, который в полной мере принёс веру. После него уже не может быть никаких пророков. В религии ислама также не может быть никаких святых, так как это тоже противоречит единству Бога. Однако, всё равно некоторых святых создавали. Были, конечно, и ортодоксальные течения, которые говорили, что нельзя. Самого себя человек тоже ни в коем случае не должен мнить Богом, поэтому не может творить людей и животных. С этим и связан запрет изображать людей и животных в рисунках. Можно только растительный орнамент.

2) Салят: Это пятикратная молитва в день. Её неукоснительно нужно соблюдать. Нужно постоянно показывать свою покорность Богу. Но нельзя у Бога ничего просить. Бывает конечно, иногда и такое, но в первую очередь молитва – это восхищение дивными творениями, милостями и разумом Аллаха. От пятикратной молитвы нельзя отступать, за исключением случая войны. Такое исключение связано с тем, что однажды, во время арабо-израильской войны приходилось отступать каждый раз, когда наступало время молитвы. Мухаммад говорил, что нужно отложить молитву. Но нужно потом обязательно восполнить то, что недомолился. В пятницу у мусульман коллективная молитва. Поэтому это выходной день. Мусульманская община (Умма) постоянно росла, поэтому стали строить мечети. Появляются священнослужители – имамы. Для того ,чтобы не забывать о молитве, они напоминали о ней с высокой башни – минарета. Это напоминание называется Азан. Кстати говоря, в Китае все минареты низкие, так как нельзя было строить какие-либо здания выше, чем дом императора. Однако, были и исключения – вольнодумный город Гуанчжоу. Первоначально священным направлением для молитвы был город Иерусалим, но позже он был заменён на Мекку. Это направление называется Кибла. Сейчас уже специально делают компасы, указывающие на Мекку.

3) Саум – пост. В священный месяц Рамадан нельзя ни есть, ни пить, ни курить, ни иметь интимные отношения с противоположным полом в светлое время суток. Месяц Рамадан заканчивается праздником. В исламе вообще много запретов. Например, нельзя употреблять в пищу мясо всех, у кого раздвоенные копыта, вкушать кровь. Некоторые считают, что этот запрет связан с хозяйственной жизнью арабов. Они не любят свиней, так как их нельзя перегонять с места на место и своими пятачками могут изгадить всю землю. Однако, этот запрет часто нарушается. Вообще, ничего нельзя вкушать, что создано без призывания господа. Другой запрет связан с употреблением алкоголя. Но есть разные толкования. Например, в Коране сказано, что нельзя пить вино, а вот про водку Мухаммад ничего не говорил. А вообще-то, в Коране сказано, что можно употреблять сикеру – пальмовую водку. А также там сказано, что то, что нельзя при жизни, станет раем после смерти. Запрет вина связан с тем, что существовал конфликт осёдлых виноделов и кочевников, которые не пили вина. Осёдлые также и выращивали свиней (ну, вобщем, возвели в запрет всё, что делали осёдлые, а кочевники - нет). В любом случае, в Коране сказано, что ничем нельзя мутить свой разум, так как нужно служить Богу в сознании, а это значит, что любой алкоголь для мусульманина есть зло, также как и наркота. В Афганистане производится много наркоты, но они производят её не для себя, а для того, чтобы изжить неверных. Самим же им употреблять это нельзя.

4) Хадж – паломничество в святые места. Но это делать нужно если есть финансовые возможности. В любом случае правоверный мусульманин должен стремиться совершить хадж. При паломничестве нужно три раза обойти Каабу, поцеловать священный чёрный камень в ней. После этого человек получал титул ходжи, имел право носить зелёную чалму и его очень уважали в обществе. В число святых мест был включён также Йасриб, так как там жил и умер пророк. В этом городе также располагается и могила пророка. Посещают его могилу. Если же нет финансовых возможностей, чтобы посетить Мекку и Йасриб, нужно обязательно посетить хотя бы местные святыни. Большое значение имеют также Самарканд и Бухара. В какой-то степени они могут заменить хадж. Раньше женщины хадж не совершали, так как у них меньше возможностей, чтобы это сделать. Поэтому он не являются обязательным для женщин, но если очень хочется, то можно. В последнее время женщины тоже стали совершать хадж.

5) Закят – возможность вносить средства на нужды общины. Поначалу это был единственный налог для мусульман.

 

Часто также в качестве столпа ислама называют священную войну – джихад. Слово джихад переводится как «усердие веры». Например, может быть джихад мысли. Хотя, есть и джихад меча – борьба против неверных. Но этого лозунга не было среди пяти столпов ислама. Мухаммад не ситуативно выделил 5 столпов, а те, кто сейчас пытается выделить это как главный столп, по сути дела являются еретиками. Конечно, образ мученика за веру довольно привлекателен, но ведь это является извращением его основ.

 

Итак, Абу Бакра стал вести активную внешнюю политику. В это время Сасанидская держава была ослаблена народными движениями и не могла противостоять натиску. В решающей битве при Кадисии персы были наголову разбиты. С тех пор «Кадисия» стала нарицательным словом.

Завоевание продолжалось долго. Последний Сасанидский шахиншах был убит в 651 году. Ряд поражений потерпела Византийская армия. Однако, им удалось сохранить свою империю, использовав знаменитый «греческий огонь» (горючая смесь, применявшаяся в военных целях), однако, их территория сильно уменьшилась. Мусульмане вторглись в Европу, но там были остановлены. Захватили Пиренейский полуостров, Южную Францию, Сицилию, Сардинию. Пытались захватить Рим, но не получилось. Предел мусульманской империи на Западе положил Карл Мартен, нанесший поражение при Пуатье, а на Востоке – битва при Таласе с войсками китайской династии Тан. В тактическом отношении выиграли арабы, но в стратегическом – китайцы (так же, как в России в битве при Бородино).

Мусульмане построили огромную державу, и у них начался экономический кризис. В начале Халифата издаётся указ, запрещающий закреплять землю за воинами, так как это могло стать угрозой единству Халифата. Однако, в порядке исключения всё-таки дарили землю своим родственникам, фаворитам, и.т.п. Это моментально внесло свои коррективы в социальные отношения.

Брали налог только с иноверцев. Вообще, относились к иноверцам в основном без религиозного трепета, за этим исключением. Кроме того, все места в государственном аппарате занимали только мусульмане. Хотя, всё-таки потом поняли, что грамотные люди в аппарате тоже нужны, поэтому начинают привлекать их на низовую службу. Таких экономических стимулов хватило, чтобы вскоре все приняли ислам. Кроме того, действовало то, что ислам – религия победителей. У них была огромная, невиданная ранее империя, поэтому многие думали, что может быть и правда Аллах им помогает.

Однако, стимул, чтобы принимать ислам – это конечно, хорошо, но если все примут ислам, то никто не сможет платить налогов, а это не было интересно государству. Поэтому налог с принявших ислам снимать не стали, и более того – стали облагать налогом и арабов, так как иначе просто доходы у государства исчезнут. Естественно, народ начал возмущаться. Началось массовое недовольство. Развиваются также и противоречия среди правящей элиты. Идёт колоссальное размежевание в собственно арабском обществе, а также и арабов с новыми мусульманами. Это вытекало во всевозможные ереси ислама, которые создавались для того, чтобы противопоставить себя правящей элите и убедить народ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Вопрос 3: Основные принципы и ранняя история ислама

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 42; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.92.141.211
Генерация страницы за: 0.014 сек.