КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты и виды водопользования
Особенности правового режима земель водного фонда обусловлены юридической самостоятельностью земель и вод как компонентов природной среды, в связи с чем их охрана и использование регулируются различными отраслями законодательства. В то же время воды и земли находятся в естественной природной связи, в связи с чем содержание правового режима земель водного фонда подчинено правовому режиму вод. Так, правовой режим земель водного фонда в значительной степени зависит от: целевого назначения водоемов (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, рекреации, промышлен-ности, транспорта, добычи полезных ископаемых и иных целей); вида осуществляемого водопользования (общее и специальное, обособленное и совместное); экологической обстановки. Учитывая состав и целевое назначение земель водного фонда, к возможным субъектам права пользования этими землями относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом использовать земли данной категории могут водопользователи и иные субъекты. Право водопользователя использовать земельный участок является вторичным по отношению к праву водопользования, а лицам, не являющимся водопользователями, земельные участки предоставля-ются в общем порядке, предусмотренном земельным законода-тельством. Поскольку, согласно ст. 13 Кодекса о земле, земли водного фонда не подлежат передаче в частную собственность, земельные участки из данной категории могут предоставляться только в пользование и аренду. В статье 15 Кодекса о земле не отражено ведение водного хозяйства в качестве цели, для осуществления которой может быть предоставлено право постоянного пользования земельным участком. Следовательно, земельные участки из земель водного фонда могут быть предоставлены на праве постоянного пользования – государственным организациям для осуществления ими своих задач и функций. Право водопользования − один из центральных статутов водного права. Основаниями для возникновения права водопользования являются разрешения на специальное водопользование, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование или договор аренды таких объектов (ст. 22 Водного кодекса). Различают общее и специальное водопользование, обособленное и совместное, первичное и вторичное. Общее водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами без разрешения, в таких случаях обязательно соблюдение требований и условий общего водопользования на водных объектах, определяемых соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и органами государственного управления судоходством. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Водные объекты (их части) могут находиться в обособленном или совместном водопользовании. В обособленном водопользовании находятся водные объекты (их части), предоставленные в пользование юридическим и (или) физическим лицам на основании решений соответствующих органов управления. В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование. Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспорт-ных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду юридическим и физическим лицам для ведения промыслового лова рыбы, добычи водных беспозвоночных и ведения охотничьего хозяйства, а также для других целей, установленных законодательством Республики Беларусь. Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные исполнительные комитеты, предостав-ляющие в аренду водные объекты (их части) по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, другими уполномоченными на то органами государственного управления. При аренде арендатор не вправе отдавать в субаренду переданные ему по договору аренды водные объекты (их части). Передача водных объектов (их частей) в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории. Часть водных объектов вообще не подлежит передаче в аренду. Так, немогутбыть арендованы водные объекты, используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также распо-ложенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охра-няемых природных территориях. Если замкнутый (непроточный) водный объект находится в пре-делах территории района, города, решение о его предоставлении в обособленное водопользование принимает исполнительный и распоря-дительный орган района, города. При нахождении водного объекта (его части) на территории двух или более районов, городов материалы о предоставлении водного объекта (егочасти)в обособленное пользо-вание рассматривает соответствующий областной орган. Право обособленного водопользования удостоверяется государст-венными актами на право водопользования, выдаваемыми республи-канским органом государственного управления по природным ресур-сам и охране окружающей среды на основании решений соответству-ющих государственных органов, предоставивших водный объектв обособленное водопользование. Государственный орган, выдавший решение о предоставлении водного объекта (его части) в обособленное пользование, направляет это решение Министерству природных ресур-сов и охраны окружающей среды, на которое возложена выдача Государственного акта на право обособленного водопользования, а также органам, чьи интересы предоставление этого объекта затраги-вает. Предприятия и организации, которым водные объекты предостав-лены в обособленное водопользование (первичные водопользователи), имеют право разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоста-вившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешении указываются цели и основные условия пользования водными объектами. Водные объекты предоставляются только во временное пользо-вание. Временное водопользование может быть краткосрочным – до пяти лет и долгосрочным – от пяти до двадцати пяти лет. Срок водо-пользования устанавливается органом, выдавшим разрешение на специальное водопользование либо предоставившим водный объект в обособленное водопользование или аренду. При классификации использования водных объектов по основному целевому назначению, как было отмечено ранее, выделяют такие виды водопользования, как питьевое (бытовое), лечебное, курортное, оздоро-вительное, пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства, промышленности, гидроэнергетики, водного транспорта, рыбного хозяйства, охоты, для нужд заповедания, для сброса сточных вод, для противопожарных и иных государственных надобностей. Физические и юридические лица при пользовании воднымиобъектами для обеспечения питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения в порядке централизованного водоснабжения вправе забирать воду из поверхностных или подземных источников в порядке общего или специального водопользования. Использование подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с удовлетворением питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, а также удовлетворением потребностей пище-вой промышленности и животноводства, как правило, не допускается. Водные объекты, отнесенные в порядке, установленном законода-тельством Республики Беларусь к категории лечебных, используются в лечебных, курортно-оздоровительных целях. К коммунально-бытовому водопользованию относится использо-вание водных объектов для купания, занятия спортом, для отдыха населения. Использование водных объектов для нужд сельского хозяйства допускается как в порядке общего, так и специального водо-пользования. При водопользовании юридические и физические лица могут применять тигельные, обводнительные, оросительные и иные гидротехнические сооружения и устройства для создания наиболее благоприятного водного режима на землях сельскохозяйственного назначения. Водообеспечение сельского хозяйства подразделяется на центра-лизованное и нецентрализованное. Отведение сточных, дренажных и карьерных (шахтных, руднич-ных) вод в водные объекты является одним из видов специального водопользования. Множественность субъектов, использующих водные объекты и прилегающие к ним земли, предопределяет многочисленность органов управления этой категорией земель. В первую очередь это органы, осуществляющие функции ведомственного управления землями водного фонда, предоставленными в пользование организациям различных республиканских органов государственного управления: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Респуб-лики Беларусь и др. Наряду с этим ряд министерств осуществляет определенные управленческие функции (специальное управление) в отношении земель водного фонда, не предоставленных подчиненным им организациям. Это Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и др. Координирующим органом является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |