Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение государства и права




Соотношение государства и права

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.

Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе.

Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.

Государство и право нерасторжимы, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, «ядро» права – нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право – в нормативную систему.

Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет волеизъявления народа или его большинства в виде правовых актов. Но так или иначе, государство придает праву важные свойства – формальную определенность, общеобязательность, обеспечивает реализацию права гос принуждением.

Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитим-ный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право – важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.



 

 

12. Государственный суверенитет: понятие и аспекты

Гос суверенитет – политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость гос власти.

Суверенитет представляет собой триаду: верховенство гос власти, самостоятельность, независимость.

Верховенство внутри страны означает:

1. универсальность ее властной системы, которая распространяется на все население, на все организации и учреждения, политические партии и общественные объединения.

2. уникальность ее властных полномочий, в силу которых органы гос власти могут отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти если последняя нарушает закон.

3. наличие у гос власти таких средств воздействия, которыми не обладает никакая др власть.

Независимость гос власти проявляется в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои вопросы, осуществлять любую законную деятельность внутри гос-ва и вне.

 

13. Государственная власть: понятие, особенности, методы осуществления.

Гос. власть – система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего слоя или народа, воплощенные в гос-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутр посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе гос принуждения и военной силы.

Особенности:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. Государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

 

Методы осуществления государственной власти:

1) Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей

2) Принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах, полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства. Формы гос принуждения: меры предупредительного воздействия (проверка документов, прекращение или ограничение движения транспорта), правовое пресечение (административное задержание, обыск и т.д.), меры защиты (восстановление чести и доброго имени).

3) стимулирование-целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов, воздействующих на его активность.

4) поощрение – гос-во юридически одобряет позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения.

 

14. Государство и экономика: вопросы соотношения.

Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Экономика - совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Экономика оказывает определяющее влияние на государство. Государство может активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот - в частности, на направление ее деформаций.

Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.

1.Государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

2. Обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

3.Государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя.

 

Экономика – система отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Экономика – способ производства конкретного общества. Государство и право – это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой ,потребностями ее развития и регулирования. Однако их воздействие отличается. Более тесные связи экономика имеет с правом. Право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, а государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. 1) Государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым экономическое пространство внутри страны. 2)Оно обеспечивает единство общества и его стабильность в условиях, когда обществораспадается на классы и социальные слои с различными, противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества – необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики. 3) Государство выступает субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны (денежное обращение,имеет бюджет, финансирование образования, культуры). 4) Контрольная и защитная функция. Государство вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике (государственно-правовое регулирование в сфере экономики с использованием публичного права). Это борьба с монополизмом, контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства. Однако когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, т.к. мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайнее проявление такого воздействия – огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет на себя управление хозяйством. Государство отключает действие механизма спроса и

предложения товаров и услуг. Производство никому не нужной продукции, и дефицит необходимой. Порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Ни одно предприятие не может обанкротится (у прибыльных забирает прибыль, убыточные – финансирует). Затраты государства – содержание армии, большого аппарата чиновников – милитаризация экономики. Господствующее положение государства в экономике дает ему некоторые преимущества. Главное – это возможность быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные,финансовые, трудовые) для решения проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализация космических проектов. Но другой стороной становятся снижение уровня жизни населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии. Экономика должна быть социальной и экологичной. Такая трансформация возможно только при позитивном воздействии на неегосударства и права в условиях, когда высшей ценностью являются достоинство и права человека и правовое государство.

 

15. Механизм государства (государственный аппарат): понятие, структура и принципы деятельности.

Механизм государства - это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих гос власть, задачи и функции государства.

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы;

г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Структура механизма государства:

1) гос аппарат – совокупность государственных органов, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций; (органы исполнительной власти, органы законодательной власти, органы судебной власти).

2) государственные учреждения, осуществляющие практическую деятельность по выполнению функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. ; НАШ УНИВЕР входит в механизм Г.

3) гос предприятия – учреждения для осуществления хозяйственной деятельности государства;

Принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), который создает механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) принцип федерализма , который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалификационных работников в деятельности государственного аппарат, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократического и бюрократического начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 71; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.43.96
Генерация страницы за: 0.009 сек.