КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система права и система законодательства в их соотношении
Принципы права, их классификация и роль в правовом регулировании. Принципы права – руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Правовые принципы подразделяются на: * свойственные праву в целом (общеправовые); * свойственные его отдельным отраслям (отраслевые); * свойственные группе смежных отраслей (межотраслевые); * свойственные крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками, а общеправовые – предмет исследования теории государства и права. Некоторые общеправовые принципы права: 1. Принцип справедливости в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, между гражданином и государством; 2. Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства; 3. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т.е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность; 4. Принцип законности заключается в том, что «КРФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить КРФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КРФ и законы»; 5. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. Другие принципы: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; нельзя осуждать дважды за одно и тоже правонарушение (преступление). Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия). Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков, принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания.Принципы права играют следующую роль в правовом регулировании: 1. Они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм; 2. Властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений; 3. При наличии пробелов в законодательстве, принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве; 4. Принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
42. Система права: понятие и особенности. Система права – внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Особенности: 1. ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли; 2. ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство; 3. она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; 4. имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Структурные элементы: 1.норма права 2.институт права 3.подотрасль права. 4.отрасль права. 1.) норма права - есть первичный и конечный структурный элемент права. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. 2.)институт права - это группы сходных правовых отношений. Это часть отрасли права, состоящая из норм права, регулирующих общественные отношения определённого вида.например, институт права собственности в гражданском праве. 3.) подотрасль права - объединение родственных институтов права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права. 4.) отрасль права - самостоятельная часть системы, регулирующая особый вид общественных отношений своим особым методом (делится на материальные и процессуальные).
Критериями деления права на отрасли и институты выступают: 1)Предмет правового регулирования-это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовомопосредовании. Отвечает на вопрос: что регулирует?-это видивые отношения. 2)метод правового регулирования-есть совокупность приёмов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного общения человека.(как регулирует?): 1.субъекты(в каждой отрасли имеются свои субъекты) 2.положение субъекта(в ГП отношения полного равенства) 3.юридические факты-факты, образующие правоотношения. 4.санкции-мера наказания 5.характер правовых предписаний.
Выделяют естественное и позитивное право. Естественное право – совокупность прав и обязанностей, вытекающих из природы человека. Позитивное право – система норм, содержащие права и обязанности, исходящие от государства. Частное и публичное право выделяют. Частное направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, публичное охраняет общие интересы государства.
Система права - объективно-обусловленная внутренняя структура права, характеризующаяся его единством и одновременно дифференциацией на самостоятельные элмементы: отрасли и институты. Система законодательства - внутреннее строение действующего законодательства, которая входит в систему права. отличие: 1.система права объективна, а система законодательства - объективна-субъективна. 2.система законодательства имеет вертикальную структуру, а система права горизонтальную. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана. Соотношение системы права и системы законодательства: 1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений; 2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов; 3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом; 4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.
Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты. Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права. Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.
Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия: 1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт; 2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву; 3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования; 4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства; 5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.
44. Правотворчество: понятие, основные формы и принципы. Виды субъектов правотворчества в Российской Федерации. Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм. Принципы: 1. Принцип законности заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих и органов; 2. Принцип научности гласит о том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук; 3. Принцип использования правового опыта подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом; 4. Принцип демократизма и связи с практикой. Всенародное голосование (референдум) – один из способов придания нормативному правовому акту высшей юридической силы, однако, это очень дорого, и поэтому, может применяться гласность обсуждения законопроекта, его свободная критика. Связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве. Формы: 1. Санкционированное правотворчество – государство санкционирует созданные в обществе нормы права (правовой обычай); 2. Правотворчество государственных органов и ОМС – основной вид. Отличается ограниченным кругом субъектов законод.инициативы, строгой процедуры прохождения проекта. 3. выработка судебного прецедента. 4. непосредственное правотворчество народа (референдум). Одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования. Пример: действующая конституция.
Субъекты: К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, ОМС, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Законодательная инициатива – т.е. принадлежащее уполномоченным гос-ым органам право внесения законопроекта в законодательный орган. Принадлежит Президенту, Совету Федерации, депутатам ГД, Правительству, законодательным органам субъектов РФ; КС, ВС по вопросам их ведения.зако
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |