КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы законности. Гарантии законности, их виды
Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. Принципы законности: 1.Всеобщность законности - это требования равные ко всем, единые для всех субъектов. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии 2.единство законности означает, что закон един на всей территории страны. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. 3.целесообразность законности. Законность всегда целесообразна. С точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности. 4.принцип приоритета прав и свобод человека.
Гарантии законности - объективные условия, субъективные факторы и специальные средства, обеспечивающие режим законности. 1.Общие условия, те которые способствуют укреплению законности, создают предпосылки для их развития и воздействия на людей - условия общественной жизни, в которой осуществляется правовое регулирование: -экономические (Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, постоянный рост производительности труда и объема производства и т.д.) -социальные (Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод), -политические (Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями), -идеологические (Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя). -правовые (Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны).
2.Субъективные факторы: роль политического лидера(состояние законности напрямую зависит от того, кто стоит на вершине власти), идеологическое основание правового регулирования (идеология сегодня-построение правового государства), научная доктрина.
3.Специальные средства - средства, которые специально направлены на обеспечение законности. Это организационные и юридические. 1)Организационные - это организация и деятельность гос. аппарата, гос-х и общественных структур, создаются для улучшения деятельности правоохранительных, правоприменительных и других органов. Итог правового регулирования - правопорядок. 2) Юридические – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и свобод и их защиту. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия.
Среди юридических гарантий различают: • Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.. • Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения (досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.) • Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов. • Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. • Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.
Важнейшей гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.
81. Правопорядок в обществе: понятие и основные черты. Правопорядок и общественный порядок. Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанных на практической реализации правовых предписаний. (Основан на реализации норма права, это результат практической реализации норм права.) Принципы правопорядка: 1.определенность: правопорядок базируется на формально – определенных правовых предписаниях, реализация которых обеспечивает определенность общественных отношений; 2.системность: правопорядок не совокупность разрозненных актов поведения, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок – система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти; 3.организованность: правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов. 4.государственая организованность: существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений; 5.устойчивость: возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекается правоохранительными органами; 6.единство: характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни.
Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же - условие правопорядка. Общественный порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшийся в результате практической реализации всех соц-х норм. В общественный правопорядок входит правопорядок. Это целое и часть. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т.д. С одной стороны правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, с другой – состояние общественного порядка во многом определяет характер правопорядка. Принципы правопорядка: 1. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений; 2. Системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе в форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти; 3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов; 4. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений; 5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив; 6. Единство – основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.
82. Правовая система общества: понятие и основные элементы. Основные правовые системы современности. Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Пять уровней правовой системы: 1. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы (Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.) 2. На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное); 3. Нормативно-регулятивный уровень - определенным системообразующим фактором выступают и нормы права (Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон. Они притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка.) 4. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества; 5. Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, а с другой – то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок).
В литературе в основном преобладает мнение о том, что все существующие национальные правовые системы можно разбить на следующие группы – правовые семьи: 1. Романо-германская (она же континентальная или цивильная правовая семья Россия.(Германия, Франция, Россия, другие страны континентальной Европы) характеризуется особой ролью конституций и законов, четко определенной системой нормативных актов как основного источника права, разделением системы права на отрасли права, в том числе частное и публичное право); 2. Англо-саксонская (семья общего права (Великобритания, США, Канада) характеризуется особой ролью в правовой системе судебных прецедентов как основных источников права, отсутствием четкого членения системы права на отрасли права, относительной свободой судебного усмотрения при принятии правовых решений.); 3. Социалистическая правовая семья (Китай, КНДР, Куба (Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности.)); 4. Религиозно-правовая (госрелигия ислам, индуизм, иудаизм.(Страны арабского востока) характеризуется неразделимостью права и религиозно-моральных норм, признанием в качестве основного источника права шариата, включающего в себя нормы Корана, акты их толкования учеными знатоками ислама - иджмы, акты аналогии норм Корана к сходным случаем - киясы.); 5. Правовая семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар) характеризуется признанием в качестве основного источника права традиций и обычаев, перешедших со ступени родового строя и поддерживаемых государственной властью и традиционными родовыми структурами.
83. Правовая система современного российского общества: общая характеристика. Правовая система - совокупность права, юр. практики и господствование идеологии отдельного государства. Компоненты: 1. Субъект ПС – человек: до настоящего времени S не выделялся: личность занимала второстепенное положение в российской и советской действительности. S – носитель прав и обязанностей, участник правоотношений. Позитивистская теория права: эти свойства S приобретает в силу правовых норм (т.е. в письменном праве); социологический подход: S – тот, кто реально участвует в правовой деятельности; естественно-правовая доктрина: от рождения. КРФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; они неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения > человек – центр российской ПС, а все остальные Sы – ЮЛ, общества – лишь производные образования, в результате деятельности человека. 2. правосознание - совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание возникает, когда человек начинает осознавать свою сущность. Отсутствие личностного самосознания приводит к формированию правового нигилизма – система взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. В правовую идеологию нигилизм проникал через марксизм-ленинизм. Маркс: «коммунисты находятся в оппозиции праву». Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся на насилие. В правовой психологии – антинародная политика д.л. Исключение – одиночки 60-х гг 20 века положили начало диссидентскому, правозащитному, движению в СССР. Лишь с середины 80-х гг – новый этап в развитии правового сознания – внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идеях формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества. 3. правовая деятельность: правотворческая деятельность ОГВ; правоприменительная деятельность правоохранительных органов; Деятельность по реализации права – правовое поведение граждан. 4. правовые тексты, нормативно правовые акты – писаное право: Позитивистская теория: правовые акты – центр ПС. Естественно-правовая доктрина: правовые акты – не более чем важный компонент ПС. Выводы. РФ на стадии реформирования. Основное направление ее развития - построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные. Признаки рос. прав. системы: 1) единая иерархически построенная система источников писаного права; 2) главная роль в формировании права – законодателю; 3) высокий уровень нормативных обобщений при помощи кодифицированных нормативных актов; 5) много подзакон.норм.акты; 6) деление на отрасли; 7) имеет значение юр.доктрина, разрабатывающая основные принципы (теорию) построения правовой семьи; 8) правовые обычай и судебный прецедент выступают в качестве дополнительных источников.
В Конституции РФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность – российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, из основания правовой системы вырастает государственность в целом. Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются: 1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности; 2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.
84. Права человека и права гражданина: понятия, проблемы соотношения и взаимосвязи. Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающего его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей Декларации права человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН (1948). Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991) и КРФ (1993). Права гр-на обязательно закрепляются в конституциях и иных законод-х актах и также обязательно гос-вом декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифи-ют чел-ка как члена государственно-организованного сообщества. Права личности – правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Их объем может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Личность – человек, гражданин, иностр гражданин, лицо без гражд-ва, беженец. Права личности хар-ют индивидуальные особенности чел-ка, степень его соц зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия. В наст время в международно-правовых актах, в литер-ре, закон-ве развитых гос-в категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении. Соотношение и взаимосвязь: Права человека: * имеют естественную природу, неотъемлемы от индивида, * внетерриториальны и вненациональны, * существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, * являются объектом международно-правового регулирования и защиты. * характеризуют человека как представителя рода * В случае закрепления в закон.актах государства становятся и правами гражданина Права гражданина: * совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. * обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах * государством декларируется и обеспечивается их защита. * квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.* находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ. * нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни. В ряде документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. * обязательно корреспондируют обязанности.
Общепринятыми критериями классификации прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества Виды: гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные. 1. Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношении с государством и обществом (право на жизнь, достоинство, свободу, тайну переписки и личной жизни и т.д.); 2. Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающих одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом (право частной собственности, владение, пользование и распоряжение, предпринимательскую деятельность). 3. Политические права определяют возможность граждан в управлении государством и обществом (право на гражданство, проведение собраний, митингов, избирать и быть избранным). 4. Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества, их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида (право на труд, соц. обеспечение, право на жилище, медицинскую помощь). 5. Культурные права влияют на духовно-культурные отношение, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности (право на пользование родным языком, свобода совести и вероисповедания, право на образование, свобода творчества). 6. Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории (право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии). 7. Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества (свобода мысли и слова, получать и распространять информацию, свобода СМИ).
85. Правовой статус личности: понятие, содержание, виды. Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. 1. эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца. 2. данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений. 3. права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без коррекспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека. 4. категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования. Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности. 1. Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. 2. Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. 3. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др. 4. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др. 5. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |