Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бросить кирпич, чтобы получить яшму[44]




Стратагема № 17.

 

пао чжуань инь юй
бросить кирпич получить яшма

 

 

Примеры: В одном примере провинциальный поэт хотел выманить стихи у другого поэта – заезжей знаменитости. Зная, что тот посетит местный храм, он заранее написал на стене два не очень искусных стиха – половину четверостишья. Действительно, великий поэт не удержался, и закончил четверостишье.

В другом примере буддийский учитель спросил учеников: «Кто уже глубоко познал учение?» Все ученики, как и должно, начали после этого вопроса медитацию. Лишь один самоуверенный недоучка выскочил вперед. Учитель сказал: «Я бросил кирпич, чтобы получить яшму. А вместо этого получил необожженный кирпич!»

В другом примере один собеседник перечисляет известные ему комментарии к «И цзин», чтобы другой собеседник рассказал о других, ему неизвестных.

В других примерах авторы газетных статей, желая вызвать дискуссию по обсуждаемому вопросу, говорят, что они бросают кирпич в ожидании яшмы.

В другом примере мудрец, желая наняться в советники к царю, совершает очень необычные действия, и тем самым привлекает его внимание.

В другом примере рекламируют товар, расхваливая его и приписывая качества, которые невозможно проверить.

В другом примере царь, давая ложные обещания, разрушил направленный против него союз. В результате другой царь, поверивший ему, был вынужден уступить обманщику свои города.

В другом примере военачальник обещает воинам, страдающим от жажды, что скоро они дойдут до рощи слив, которые утолят жажду. И воины продолжают поход.

В другом примере бедняк все свои несчастья сам себе переинтерпретирует как победы.

В другом примере цитируется Лао-цзы:

То, что хочешь ограничить, сначала следует расширить.

То, что хочешь ослабить, сначала надо усилить.

То, что хочешь опрокинуть, сначала надо поставить.

У кого хочешь что-нибудь забрать, тому сначала надо что-то дать.

В другом примере воюющая армия специально отправляет группу своих дровосеков за дровами без охраны. Враги захватывают их в плен. На следующий день все вражеское войско мечтает захватить в плен беззащитных дровосеков. Но когда вражеские солдаты бросаются за ними, они попадают в ловушку и терпят разгром.

В другом примере полководец, отступая, скрывал отборные войска, а на глаза противника показывались только старики и инвалиды, которых тот легко побеждал. Заманив врага, полководец окружил его и победил.

В другом примере китайские императоры отдавали знатных китаянок в жены князьям варваров, чтобы те, породнившись с китайской знатью, перестали нападать на империю.

В другом примере князь соблюдает договор, к которому его вынудили под угрозой убийства, хотя может этого и не делать. В результате другие князья восхищаются его благородством и доверяют его слову. Вскоре он становиться предводителем всех князей.

Резюме: Отдавая что-то, герой приобретает преимущество (достигает своей цели) – либо в виде ответного дара, который дороже, чем его подарок, либо в виде возможностей – напасть, победить, получить. Преимущество приобретается самим актом «дарения – принятия» подарка. Здесь нет собственно противостояния, поэтому нет и позиции врага.

 

формула смыслы
пао бросить; подарить; отдать по требованию; отдать по обстоятельствам; передать; потерять; лишиться; пообещать; обмануть; побудить к действию;
чжуань кирпич; подарок; сравнительно малая ценность; жертва; обман; фальшивка;
инь получить; победить; захватить; реально получить; взять; достигнуть;
юй яшма; драгоценность; настоящая ценность; преимущество; выигрыш; победа; достижение цели;

Элементы схемы: герой; передача; получение; предметы; ситуация; позиция героя.

Описание схемы: Есть внутренняя позиция (место) героя и есть внешняя ситуация. Герой не просто осуществляет действие, а «отдает» предмет из своего места (вносит его) в ситуацию и тем самым изменяет ее. В результате другой предмет из ситуации переходит в позицию героя, и место меняется – становится таким, какое нужно герою.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.