Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разговорный стиль (разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, повседневного общения)




ЖАНР функционального стиля

Взаимосвязь функций языка с функциональными стилями.

Определение ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ в названии «функциональный стиль» означает, что речь идет о стиле, формируемом действием той или иной функции языка.

Если исходить из того, что языку свойственны 3 функции (хотя среди ученых НЕТ единства в понимании количества функций, присущих языку) – общения, сообщения и воздействия, то классификация стилей примет следующий вид:

1) ЯЗЫК - функция о бщенияр азговорно-обиходный стиль (ОР);

2) ЯЗЫК – функция с ообщениян аучный стиль, о фициально- д еловой стиль (СНОД);

3) ЯЗЫК – функция в оздействиях удожественный стиль, г азетно- п ублицистический стиль (ВХГП).

Аббревиатуры ОР + СНОД + ВХГП помогут запомнить эти функции и стили, их выполняющие.

Выполнение соответствующей функции налагает глубокое своеобразие на весь стиль. Функция играет роль установки, конструктивного принципа, стилеобразующего стержня и определяет стилевые черты, языковой облик стилей.

Развитие литературного языка совершается в недрах функциональных стилей.

Нашей целью является практическое усвоение (студентами) основных стилевых и жанровых особенностей русского языка с помощью примеров и упражнений.

В речевой деятельности функциональные стили выражаются в форме ЖАНРОВ.

6. ПОНЯТИЕ «ЖАНР».

Функциональные стили неоднородны, в них имеются типы и классы текстов, которые характеризуются определёнными принципами организации. Внутристилевые различия текстов позволяют выделить среди них ЖАНРЫ. Жанр – это вариант функционального стиля.

ЖАНРЫ – это исторически складывающиеся виды речевых произведений, характеризующиеся общностью содержательных и композиционно-стилистических особенностей.

В жанре происходит конкретизация экстралингвистических характеристик стиля:

1) сферы функционирования стиля,

2) его главной конкретной цели,

3) типа адресата и

4) обстоятельств общения.

Начнем с рассмотрения РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ, который в системе функционально-стилевой дифференциации литературного языка занимает особое место, т.к. в отличие от других НЕ связан с профессиональной деятельностью человека, используется только в неофициальной сфере общения и НЕ требует для его применения специального обучения: им овладевают с раннего детства.

Ярче всего специфика разговорного стиля проявляется в непринужденном непосредственном общении, а потому она тесно связана с устной формой речи. В результате наиболее используемый термин – разговорная речь.

Однако разговорный стиль реализуется НЕ ТОЛЬКО в разговорной (устной) речи и в ее стилизации в письменных художественных текстах (стилизованная разговорная речь), НО и в бытовых письмах, в том числе и через Интернет, в дневниковых записях.

Разговорная речь играет исключительно важную роль в развитии и функционировании литературного языка. Она выполняет функцию своего рода двигателя, инициатора языковых изменений. Как правило, языковые новшества возникают сначала в разговорной речи, а затем становятся достоянием всего литературного языка. Л.В. Щерба назвал разговорную речь кузницей языковых изменений.

ОСНОВА разговорной речи (разговорно-бытового стиля) – литературно-разговорная речь; к ней примыкает ПРОСТОРЕЧИЕ.

ЗА пределами литературной разговорной речи находятся взаимодействующие с ней жаргоны и диалекты, хотя отдельные единицы проникают в разговорную речь.

Разговорная речь выполняет важную функцию средства общения в широкой сфере быта, неофициальных отношениях между людьми. В то же время разговорная речь обогащает книжные стили языковыми новациями, используется как выразительное средство окрашивания книжной речи (разговорные слова, формы, конструкции).

Автор и адресат текстов разговорного стиля – обычные люди, независимо от социального положения и профессии.

Главная установка разговорной речи – установка на непринужденное, естественное, неподготовленное общение.

Стилевые черты разговорного стиля:

1) эмоциональная насыщенность (в устной форме прежде всего интонационная), так как правило, в РС передаются не только мысли, но и чувства. В нем широко используется эмоциональная лексика, восклицательные предложения, в художественных текстах при стилизации РС – оборванные предложения, парцелляция, в пунктуации – тире и многоточие.;

2) спонтанность и неподготовленность;

3) неофициальность отношений собеседников;

4) непосредственное участие собеседников в разговоре (даже если речь представляет из себя монолог, собеседник принимает участие в разговоре при помощи реплик-вкраплений и междометий: конечно, да?, нда.., правда?, да ты что…, угу и т.д.);

5) ситуативность – зависимость участников общения от ситуации;

6) повышенная роль невербальных средств общения (мимики, жестов).

К устным ЖАНРАМ разговорной речи можно отнести:

1) рассказ (диалогизированный монолог),

2) беседу,

3) комплимент (речевая импровизация, с целью доставить адресату удовольствие),

4) собственно диалог (наиболее распространенный жанр),

5) разговорные миниатюры,

6) сопутствующие реплики,

7) фразы по поводу (не адресованные собеседнику),

8) спор,

9) полилог, характеризующийся развертыванием нескольких тем.

Естественный способ существования разговорной речи – ДИАЛОГ и ПОЛИЛОГ, устная форма речи.

К письменной форме разговорной речи можно отнести письма (частные), дневники, записки, но многое зависит от индивидуального стиля.

Широко распространенное убеждение в том, что культурные люди должны говорить во всех случаях так же, как и пишут, является в корне ошибочным. Если следовать этому убеждению, то легко попасть в положение тех «героев», о которых с большой иронией писал К.И. Чуковский в своей знаменитой книге о языке «Живой как жизнь»: «В поезде молодая женщина, разговорившись со мною, расхваливала свой дом в подмосковном колхозе:

- Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив!

- В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод. И видно было, что она очень гордится собою за то, что у нее такая «культурная речь». Та же гордость послышалась мне в голосе одного незнакомца, который подошел к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, явно щеголяя высокой «культурностью речи», спросил:

- Какие мероприятия принимаете вы для активизации клева?»

Отсюда вытекает важное требование к культуре речи: в условиях проявления разговорной речи не следует стремиться говорить по-письменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевые погрешности, их надо отличать от разговорных особенностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.