Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравните результаты анализа каналов. Выберите тот канал мобильности, для использования которого у Вас больше всего преимуществ и меньше всего слабых сторон

Согласны ли вы с выводом ученых о том, что уровень прогрессивности общества в значительной степени в будущем будет зависеть от уровня нравственности? Аргументируйте свою позицию конкретными примерами.

 

С выводом ученых я не согласен. Я считаю, что уровень прогрессивности общества в значительной степени в будущем будет зависеть не от уровня нравственности, а от уровня экономического состояния общества, а так же, что немаловажно, от уровня образованности населения. Я так считаю, потому что нравственность не влияет ни на научно-технический прогресс, ни на экономику в стране (не касаемся здесь коррупции, она была, есть и будет, и, как мне кажется, неискоренима). Для того чтобы создавать новые технологии, нужен большой людской потенциал в плане образованности и интеллектуального развития. Нравственность, несомненно, важна, однако, на мой взгляд, она не будет «двигателем» прогресса.

 

Домашнее задание № 2.

Вам предлагаются две точки зрения, касающиеся роли культуры в духовной сфере жизни общества, высказанные американским (Т.Парсонс) и русским (Н.А.Бердяев) мыслителями. Согласны ли вы с высказываниями авторов. Обоснуйте свою позицию используя важнейшие понятия социологии культуры – этноцентризм и культурный релятивизм. Объясните, почему культуру необходимо изучать только исходя из принципа культурного релятивизма? Приведите примеры этноцентризма, которые вы наблюдали в повседневной жизни. Почему он так часто встречается?

1. «…Во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и в третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой стороны, детерминантой систем человеческого социального взаимодействия» (Т. Парсонс. Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып.1,М., 1968, с.49.).

2. «В культуре действуют два начала – консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно» (Н.А. Бердяев. Философия неравенства., М., 1990, с.247.).

 

Я согласен с высказываниями обоих авторов, поскольку, на мой взгляд, даже будучи противоположными, обе точки зрения по-своему верны.

Парсонс ведет речь о так называемом этноцентризме, который предполагает предпочтение своей этнической группы. Культура является продуктом, как заметил автор, с этим я соглашусь – культуру можно изучать, передавать своим потомкам посредством, например, вещей, песен и тому подобному. Помимо этого культура, как озвучил автор, является детерминантой систем человеческого взаимодействия. С этим я так же согласна – культура объединяет людей, помогая им общаться, выстраивать связи.



С высказыванием Бердяева я так же согласен. Без консервативного начала никак нельзя, иначе определенная культура уже не будет совершенно прежней, изначальной, может поменяться весь смысл, и, по - сути, образуется новая культура. При помощи революционных резких преобразований можно не только навредить культуре, но и погубить ее полностью.

Культуру нужно изучать только исходя из принципа культурного релятивизма потому, что в противном случае люди не будут понимать друг друга, ценностей других народов. Относясь ко всем культурам как равным, люди смогут вынести для себя что-то новое, полезное, то, что, может быть, даст толчок в развитии определенных сфер государства, а так же поможет избежать конфликтов на этой почве.

Проявления этноцентризма в повседневной жизни не так уж и редки. Взять к примеру, некоторых людей, которые смотрят только русские фильмы, полностью отрицая, например, американскую культуру. Или, одна моя знакомая употребляет исключительно национальные русские блюда, а на мое предложение поесть суши, отвечает, что, мол, «это не русская пища, она вредна для нашей нации». Это же касается и музыки, и книг.

Мне кажется, что этноцентризм, порой, указывает на нежелание человека приобщаться к чему-то новому. А встречается он часто потому, что наши люди, к сожалению, в большей мере консервативны, чем, например, европейцы, предпочитая следовать традициям своей страны, не обращая внимания и, порой оскорбляя, другую культуру.

 

Домашнее задание № 3

Задание 1

Вам представлены 3 точки зрения ученых. Ответьте на предложенные вопросы.

а) С чем авторы связывают основное отличие человеческого состояния от состояния животного?

б) Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называют авторы?

в) Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку дают психологи?

г) Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?

д) Что же преобладает в человеке: биологическое или социальное?

1.«Каждый индивидуум Нomo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <…>

В свете эволюционной биологии человек — это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точное — представитель антропоидов весьма высоко­развитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции за­ложены в человеческом организме. Но человек — это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция — частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек — это животное, наделенное культурой <…>

Культурное наследие, или унаследование традиций, — это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций — результат открытий и изобретений, сделанных предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>

Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией» (В. Грант, известный ботаник и эволюционист, член Национальной академии США. «Эволюционный процесс», 1989)

2. «Жизнь человека не может быть прожита как простое повторение жизни его вида, он должен сам прожить свою жизнь. Человек является единственным животным, которому может быть скучно, которое может быть недовольно, которое может чувствовать себя изгнанным из рая. Человек – это единственное животное, для кого собственное существование является проблемой, которую он должен решить и от которой ему никуда не уйти. Он не может вернуться к прежней гармонии с природой, характерной для дочеловеческого состояния, он должен развивать свой разум пока не станет хозяином природы и самого себя» (Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990, с.237-239).

3. В конце 60-х годов ХХ века в Америке вышла нашумевшая книга Д. Морриса «Голая обезьяна», в которой автор пишет: «За фасадами современной городской жизни та же старая голая обезьяна. Изменились только названия: вместо «охоты» мы говорим «работа», вместо «гнезда» – «дом», вместо «спаривания» – «женитьба», вместо «самки» – «жена». Биологическая природа животного формирует социальную структуру цивилизации, а не наоборот».

 

а) Авторы указывают следующее отличие человеческого состояния от состояния животного: человеку свойственна культура и оторванность от истинной природы.

б) Факторы, формирующие человеческое состояние:

- социальные факторы и образование;

- культура и искусство;

- обычаи и традиции;

- технологии;

- биологическая природа.

в) В свете эволюционной биологии человек — это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точное — представитель антропоидов весьма высоко­развитого типа. Психологи отмечают, что человек — это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции.

г) Роль обучения при становлении человеческого в человеке очень важна, потому что в процессе развития и обучения происходит умственное становление индивидуума. Человек во время обучения получает всю нужную для него информацию, узнает о традициях, обычаях, разработках и т.п., которая пригодится ему в дальнейшей жизни.

д) Мне кажется, что в человеке больше преобладает биологическое, так как первичные потребности человека – пища, кров, тепло – биологические потребности, без которых человеку не выжить. Эти потребности движут человеком – работает он для того, чтобы удовлетворить, в первую очередь, их. «Биологическая природа животного формирует социальную структуру цивилизации, а не наоборот».

 

 

Задание 2

Выберите любое из этих выражений и изложите в форме эссе свою точку зрения на поднятую в нем проблему.

· «Развить человека в человеке» (Н.Г. Чернышевский);

· «Найти в человеке человека» (Ф.М. Достоевский);

· «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке» (Л.С. Выготский);

· «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных отношений» (К. Маркс).

 

 

Для анализа я выбрал цитату Н. Г. Чернышевского: «Развить человека в человеке».

Как мне кажется, автор выражения имеет в виду следующее: человек по факту рождения не сразу становится человеком. Он, можно сказать, детеныш человека.

Чтобы стать истинным человеком, который шагнет от своей биологической сущности намного выше, потребуется немало времени. Сначала родители учат своего ребенка, закладывая в маленькую головку знания, первые принципы и нормы поведения. Затем он получает среднее образование, усваивая нормы морали и уже более осознанно приобщаясь к культуре.

На мой взгляд, человек становится человеком, когда начинает понимать, где добро, а где зло, когда делает добрые поступки, когда стремится к лучшему, стремится помогать людям.

Все вышесказанное мной как раз таки и попадает под смысл высказывания, поскольку мало появиться на свет, нужно еще развить в человеке – человека.

Задание 3

Составьте перечень каналов вертикальной мобильности, функционирующих в Российском обществе. Проанализируйте каждый канал по схеме:

1. Есть ли у меня желание воспользоваться данным каналом? (Если нет, переход к следующему каналу).

2. Мои достоинства, дающие мне преимущества для использования данного канала мобильности.

3. Мои слабые стороны, создающие проблемы для использования данного канала мобильности.

 

Перечень каналов вертикальной мобильности в РФ:

1. Школа.

2. Армия.

3. Церковь.

Анализ:

1. Школа. Да, у меня есть желание воспользоваться данным каналом. Мои достоинства: желание получать знания, трудолюбие. Мои слабые стороны: неусидчивость.

2. Армия. Нет, у меня нет желания воспользоваться данным каналом.

3. Церковь. Да, у меня есть желание воспользоваться данным каналом. Мои достоинства: доброта, хорошее и уважительное отношение к религии. Мои недостатки: неусидчивость, стеснительность, боязнь показаться глупым.

После сравнения двух каналов школа и церковь, школа оказалась тем каналом, для использования которого я имею достаточно достоинств.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Сравните результаты анализа каналов. Выберите тот канал мобильности, для использования которого у Вас больше всего преимуществ и меньше всего слабых сторон

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.218.214
Генерация страницы за: 0.009 сек.