КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Латинская Америка в 1945—1970 гг
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА Национал-реформизм. История стран региона в послевоенные десятилетия была наполнена борьбой консервативной, реформистской и революционной альтернатив общественного развития. Успехи в промышленном развитии латиноамериканских государств в годы войны и в послевоенные годы, когда существовала выгодная для них внешнеэкономическая конъюнктура (высокие цены на их продукцию), способствовали усилению национальной промышленной буржуазии. Она стремилась потеснить иностранный капитал и традиционную буржуазно-помещичью олигархию, связанную преимущественно с аграрно-сырьевым экспортным хозяйством, создать благоприятные условия для ускоренного роста национальной экономики. Такие намерения нашли определенную поддержку у средних слоев, мелкой буржуазии, трудящихся. На этой почве после Второй мировой войны активизировались массовые национал-реформистские партии и движения. Они призывали к единству нации во имя экономического и социального прогресса, достижения социальной справедливости, укрепления суверенитета своих стран. Наиболее массовым и влиятельным движением такого рода стал перонизм в Аргентине — движение сторонников полковника, а затем генерала Хуана Доминго Перона. После военного переворота 4 июня 1943 г., организованного при его активном участии, Перон занял ключевые позиции в правительстве Аргентины. Он выдвинул лозунг сплочения аргентинской нации во имя ликвидации зависимости и отсталости и построения справедливого процветающего общества на основе сотрудничества классов. Перон критиковал империализм и олигархию, высказывался в защиту обездоленных. Он проявил себя умелым политиком и великолепным оратором, сумевшим увлечь за собой народ. Миллионные массы аргентинских трудящихся видели в нем своего защитника и покровителя. Опорой Перона стал национальный профцентр страны — Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Одновременно Перон добился поддержки предпринимателей, обещав обеспечить их интересы и лояльное сотрудничество с ними рабочих под контролем властей. В феврале 1946 г. в Аргентине состоялись всеобщие выборы, на которых против Перона объединились все традиционные партии страны от консерваторов до коммунистов. Однако Перон получил 54% голосов и был избран президентом. На этом посту он оставался более 9 лет (июнь 1946 г. — сентябрь 1955 г.), управляя страной авторитарными методами. В 1947 г. перонистское движение оформилось в правящую Перонистскую, или Хустисиалистскую, партию (от слова «хустисиализм» — «справедливость»). Представители ВКТ вошли в правительство, заседали в парламенте — Национальном конгрессе. Перон повысил заработную плату рабочим, ввел всеобщее пенсионное обеспечение, оплачиваемые отпуска. Социальные права трудящихся были включены в конституцию. Правительство Перона выкупило у иностранных компаний и национализировало железные дороги, телефон, Центральный банк, некоторые другие предприятия. Был разработан 5-летний план экономического развития, построен ряд промышленных предприятий, транспортных магистралей, поощрялся национальный капитал. В середине 50-х гг. произошло падение цен на аргентинский экспорт и сокращение доходов от него, что ограничило возможности продолжения широкой экономической и социальной политики. В такой обстановке консервативным противникам Перона удалось в сентябре 1955 г. осуществить военный переворот. В Мексике национал-реформистская политика утвердилась в 40-е гг. Путь к ней открыли преобразования правительства Л. Карденаса. После Карденаса в мексиканском правительстве возобладали интересы национальной промышленной буржуазии. Правящая Институционно-революционная партия (ИРП) — так с 1946 г. называлась прежняя Партия мексиканской революции — занимала монопольное положение в политической жизни страны как массовая организация всех слоев общества. Главой партии был президент республики. Он выдвигался партией и избирался на всеобщих выборах на 6 лет (без права переизбрания). Ведущее положение в ИРП принадлежало партийно-государственной бюрократии. Организации трудящихся, в том числе многочисленная Конфедерация трудящихся Мексики (КТМ), находились под контролем ИРП и правительства. Среди мексиканских рабочих партий прочно укоренилось влияние нацио- налреформизма. Реформистские концепции подкреплялись экономическими уступками трудящимся, участием представителей профсоюзов в разного рода комиссиях, привлечением рабочих к участию в прибылях. Мексиканские правительства в послевоенные десятилетия активно стимулировали местный промышленный капитал, продолжали осуществление аграрной реформы. В итоге в послевоенной Мексике сложился устойчивый конституционный режим с регулярными выборами и демократическими правами. Но ему были присущи авторитарные черты: огромные властные полномочия президента, бессменная монополия ИРП на гегемонию в обществе и государстве, засилье партийно-государственной бюрократии. Военная элита была включена в политический аппарат, но лишена самостоятельной роли. Это сильно отличало Мексику от многих стран региона, где армия активно вмешивалась в политическую жизнь.
Революционные процессы. Кубинская и чилийская революции. В ряде стран региона (Гватемала, Боливия, Никарагуа, Сальвадор) в послевоенные десятилетия предпринимались радикальные, революционные попытки решения назревших проблем развития. Важнейшими событиями в 50—70-е гг. стали кубинская и чилийская революции. На Кубе в 1953 г. группа молодых революционеров под руководством адвоката Фиделя Кастро выступила против диктаторского режима генерала Фульхенсио Батисты (1952—1959). Отряд Фиделя Кастро 26 июля 1953 г. атаковал военную казарму в городе Сантьяго, но потерпел неудачу. В декабре 1956 г. Ф. Кастро организовал партизанскую войну в горах на востоке острова. Она была поддержана населением и закончилась 1 января 1959 г. свержением диктатуры и победой революции. Повстанцы сформировали Революционное правительство, которое в феврале 1959 г. возглавил Фидель Кастро. На острове начались революционные преобразования. Радикальное крыло революционеров во главе с Ф. Кастро стремилось к решительной ломке экономических и социальных устоев общества в пользу беднейших слоев населения. Осуществить это, по их замыслу, должна была революционная диктатура при опоре на массовые организации трудящихся. Однако развитие Кубы в условиях революционного режима сопровождалось нарастанием трудностей и противоречий. Осложнили положение разрыв экономических связей Кубы с США, заявившими об экономической блокаде острова, и отвлечение больших средств и людских ресурсов на оборону. Уже с начала 60-х гг. пришлось ввести карточное снабжение населения товарами первой необходимости. Кубинское руководство в 60-е гг. взяло курс на ускоренный переход к «коммунистическому обществу». Были ликвидированы частные хозяйства в деревне (свыше 67 га). Госсектор сосредоточил в своих руках почти 60% всех угодий. Национализации подверглись все мелкие и индивидуальные предприятия кустарной промышленности, торговли и сферы обслуживания, что отрицательно сказалось на снабжении и обслуживании населения. Был ликвидирован рынок, товарно- денежные отношения. Внедрялись уравниловка в оплате труда, бесплатный «коммунистический» труд в сверхурочное время. Большие надежды возлагались то на ускоренную индустриализацию, то на стремительное увеличение производства и экспорта сахара, но ни то ни другое не увенчалось успехом. В 1961 г. основные революционные политические организации Кубы объединились. Единая партия с 1965 г. называлась коммунистической. Первым секретарем ЦК партии стал Фидель Кастро. Отныне это была единственная партия в стране, обладавшая монополией на власть. Неограниченные полномочия несменяемого партийно-государственного руководства во главе с Ф. Кастро, господство централизованной огосударствленной экономики привели к формированию в 60-е гг. бюрократического тоталитарного левого режима. Массовые организации превратились в рычаги контроля над трудящимися сверху. Другой вариант революционного развития был предпринят в Чили в 1970—1973 гг. Здесь левые силы — социалисты, коммунисты, радикалы и их союзники — объединились в блок «Народное единство» и попытались мирным, конституционным путем прийти к власти и осуществить революционные преобразования, конечной целью которых был объявлен переход к социализму. Предполагалось достичь этого при сохранении демократических свобод, многопартийности и разных форм собственности — государственной, кооперативной и частной. Победив на президентских выборах 4 сентября 1970 г., левые силы Чили сформировали правительство «Народного единства» во главе с президентом социалистом Сальвадором Альенде (ноябрь 1970 г. — сентябрь 1973 г.), которое приступило к осуществлению намеченной программы. «Чилийский эксперимент» закончился неудачей из-за противодействия имущих классов, обострившихся разногласий внутри левых сил, роста в их среде революционного нетерпения и экстремизма, оттолкнувшего от правительства значительную часть населения. Большую роль сыграли враждебная позиция США и иностранного капитала в отношении правительства Альенде и переход на сторону его противников вооруженных сил Чили. 11 сентября 1973 г. правительство Альенде было свергнуто в результате военного переворота, а сам он погиб при обороне президентского дворца. В Чили установилась военная диктатура генерала Аугусто Пиночета (1973—1990). «Союз ради прогресса». Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в латиноамериканской политике Вашингтона. Президент США Джон Кеннеди предложил программу «Союз ради прогресса», которая была принята 19 латиноамериканскими республиками в августе 1961 г. Программа была рассчитана на 10 лет. Она предполагала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. Должны были осуществляться демократизация общественно-политической жизни, аграрная реформа, жилищное строительство, улучшение системы здравоохранения и народного образования. На выполнение программы США обещали кредиты и другие виды помощи на 20 млрд долларов. В 60-е гг. при содействии государства и иностранного капитала ускорилось промышленное развитие. Среднегодовые темпы роста продукции обрабатывающей промышленности в 1966—1970 гг. достигли 7,3%. Было налажено производство автомобилей, электробытовой и радиоаппаратуры. В области демократизации политической жизни заметных успехов «Союз ради прогресса» не принес. Напротив, диктаторские режимы в 60-е гг. продолжали существовать в Парагвае, Гаити, некоторых других странах. В 1963— 1966 гг. в результате переворотов военно-диктаторские режимы были установлены в Гватемале, Гондурасе, Доминиканской Республике, Боливии, Бразилии, Аргентине.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |