КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Латинская Америка. 1970—2000 гг
Модернизаторская политика военных режимов 70— 80-х гг. Поражение левых в Чили в 1973 г. сказалось на общей обстановке в Латинской Америке. Правые силы перешли в наступление и в других странах. С середины 70-х гг. большая часть региона оказалась под властью репрессивных военных диктатур (Бразилия еще с 1964 г., Аргентина вновь с 1976 г., Чили, Боливия, Уругвай, Парагвай, большинство стран Центральной Америки). Однако в экономической политике произошли существенные перемены. Правящие круги большинства стран региона взяли на вооружение «неолиберальные» экономические концепции «свободной рыночной экономики». Развитие и модернизация экономики связывались с ведущей ролью частного предпринимательства и свободой («либерализацией») торговли, с сокращением государственного сектора и экономических функций государства, отказом от протекционизма, с активным сотрудничеством с иностранным капиталом. Речь шла о том, чтобы максимально подключиться к развернувшейся с 70-х гг. в высокоразвитых странах технологической революции и к мировому хозяйственному комплексу. Наиболее последовательно и жестко такая политика проводилась военно-диктаторскими режимами 70— 80-х гг. Успех ее обеспечивался насильственным подавлением оппозиции и резким ухудшением жизни большей части населения. В странах с конституционными, демократическими правительствами подобный вариант было труднее осуществить. Там вплоть до 80-х гг. политика модернизации продолжалась в прежнем национал-реформистском духе. Политика модернизации привела к заметным сдвигам в развитии современного производства в машиностроении, энергетике, электротехнике, атомной и электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. общий валовой внутренний продукт стран Латинской Америки превысил уровень 1960 г. в 3 раза. Массированный поток займов и кредитов из-за границы привел к гигантскому росту внешнего долга (с 20 млрд долларов в 1970 г. до 400 и более млрд в 80-е гг.). Полученные средства часто растрачивались неэффективно: на престижные цели, на закупку вооружения, на обогащение правящей элиты.
Переход от диктатур к конституционным режимам (80-е гг.). Социально-экономическая политика диктаторских режимов и ее последствия вызвали рост недовольства и напряженности в обществе, особенно в связи с экономическим кризисом 1981—1982 гг. К этому добавлялось недовольство отсутствием демократических свобод, нарушением прав человека, массовыми репрессиями. Укрепив с помощью диктатур свои позиции, господствующие классы также стали склоняться к либерально-демократическим формам правления, все более тяготясь властью военных. На протяжении 80-х гг. военно-диктаторские правительства одно за другим сходят со сцены, уступая место конституционным, восстанавливаются демократические свободы. В декабре 1983 г. это произошло в Аргентине, в марте 1985 г. — в Бразилии и Уругвае. Последними в Южной Америке были ликвидированы просуществовавшая целых 35 лет диктатура генерала Стресснера в Парагвае (февраль 1989 г.) и диктатура генерала Пиночета в Чили (март 1990 г.). К этому времени конституционные режимы восторжествовали и в Центральной Америке. Утверждение почти повсеместно (за исключением Гаити и Кубы) режимов представительной демократии произошло впервые в истории континента. Это не было случайным явлением, а стало результатом долговременных процессов. За несколько десятилетий Латинская Америка продвинулась по пути превращения из аграрно-сырьевой окраины мирового хозяйства в регион с довольно зрелой промышленной и производственной инфраструктурой. Развитие и усложнение социального состава населения, рост удельного веса горожан (свыше 70% всех латиноамериканцев в начале 90-х гг.), повышение грамотности, общей политической культуры населения сопровождались переменами в социально-политической сфере. Усилилась роль в общественно-политической жизни широких масс населения благодаря их все более заметному участию в деятельности партий, профсоюзов, других общественных организаций и движений. Отошли в прошлое традиционные диктаторы-каудильо и олигархические режимы. Военно-авторитарные режимы 60—80-х гг., в отличие от прежних диктатур, больше были связаны с новыми социальными и экономическими реалиями, с модернизаторскими тенденциями. Но и они довольно дружно сошли со сцены. Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь характерные для латиноамериканской истории, все больше от теснились в пользу более конструктивных, конституционных.
Продолжение политики модернизации. Обстановка в регионе в конце 80—90-х гг. Придя к власти в трудных экономических условиях, конституционные правительства не смогли переломить ситуацию и внести существенные перемены в социально-экономический курс, найти ему альтернативу. Экономический кризис 1981—1983 гг. покончил с нефтяным благополучием Мексики и Венесуэлы, заставив и их отойти от прежней национал-реформистской политики. Остро нуждаясь в финансовых средствах, страны-должники вынуждены были ради получения займов и отсрочки выплат задолженности идти на распродажу государственных предприятий, сокращение персонала, государственных капиталовложений, социальных расходов, замораживание зарплаты. В конце 80-х — начале 90-х гг. многие правительства в поисках выхода из затяжной кризисной ситуации прибегли еще к более решительной «либерализации» экономики и внешней торговли, к более суровым мерам экономии и борьбы с инфляцией, к ускоренной приватизации госсектора. В начале 90-х гг. большинству стран удалось добиться экономического роста и снижения инфляции в среднем по региону до 41% в 1992 г. Однако эти успехи были достигнуты при дальнейшем снижении уровня жизни значительной части населения. К концу 1992 г. ниже черты бедности (по критериям ООН) проживало 46% из 442 млн латиноамериканцев. Распространились коррупция высших эшелонов власти, наркобизнес, терроризм. Иначе сложилась ситуация в Чили, где начавшееся с середины 80-х гг. оживление экономики (в последние годы режима Пиночета) перешло в ее долговременный подъем. Левоцентристское правительство Чили с участием христианских демократов, социалистов и некоторых других партий во главе с президентом Патрисио Эйлвином (1990—1994) сумело удачно сочетать самые высокие темпы экономического роста в регионе (до 10,5% в 1992 г.) с решением на его основе наболевших социальных проблем. Инфляция упала до 10—12% в год. Сократилась безработица, ежегодно росла заработная плата. Наметилась тенденция к уменьшению разрыва в доходах населения, снижению доли живущих ниже черты бедности (почти с половины населения до одной трети и менее). Это позволило создать социальную и политическую стабильность в республике. На общих выборах в декабре 1993 г. правительственный блок одержал победу. В конце 90-х гг. экономическое положение в Латинской Америке резко ухудшилось. Сначала Мексика, затем Бразилия стали зонами тяжелого финансового кризиса. Куба в 90-е гг. Особым было развитие Кубы, где все это время сохранялся тоталитарный «социалистический» режим с огосударствленной экономикой и концентрацией власти в руках партийно-государственной верхушки во главе с бессменным лидером Фиделем Кастро. К концу 80-х гг. с очевидностью выявилась неэффективность командно-административной системы.
Отчаянное положение заставило Фиделя Кастро и его окружение в 1993—1994 гг. наконец приступить к экономическим реформам. Стало поощряться создание совместных с иностранным капиталом предприятий, допущено обращение на острове иностранной валюты, разрешено посещение эмигрантами своих родственников на Кубе. Были легализованы мелкое предпринимательство и розничная торговля. Куба стала высказываться за нормализацию отношений с США. Интеграция. В поведении латиноамериканских республик определились две параллельные и взаимосвязанные тенденции. Одна из них — к объединению усилий в защите общих интересов. Проявилось и стремление «региональных» держав — Бразилии, Мексики и Аргентины — к лидерству в Латинской Америке. Полюс интеграции в Южной Америке образовали долго соперничавшие прежде друг с другом Бразилия и Аргентина, в 1986 г. заключившие соглашение об экономическом союзе. В марте 1991 г. он был преобразован в Южноамериканский общий рынок в составе, Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая (70% территории Южной Америки). Другая новая тенденция — к сближению и в перспективе к интеграции с США вплоть до создания общей с ними зоны свободной торговли в Западном полушарии. Первым шагом в этом направлении стало создание в 1992—1994 гг. Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики. Вслед за Мексикой о желании заключить договоры о торговле с США заявили Венесуэла, Колумбия, Чили и некоторые другие страны. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Какие основные альтернативы в общественно- политической борьбе в Латинской Америке определились в 50—60-е 2. Как вы понимаете особенности «перонизма» в Аргентине? 3. Почему победила кубинская революция? Чем объяснить неудачи революционных преобразований на Кубе и социально-экономический кризис в обществе? 4. В чем были ошибки правительства «Народного единства» в Чили? 5. Каковы были цели «Союза ради прогресса»? 6. Расскажите об особенностях социально-экономической обстановки в Латинской Америке. 7. В чем сущность модернизации региона в эти десятилетия? 8.Какие методы политического и государственного руководства возобладали в большинстве стран Латинской Америки? 9. Чем был обусловлен переход в 1980—1990-е гг. от диктатур к конституционным режимам? Связано ли это с общемировыми тенденциями в политике капиталистических государств?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 6743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |