Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арагвадхади гана. 5 страница




Расположение марма на руках во всем подобно расположению их на ногах, но точка гулпха называется манибандха, а джану называется курпара. Их повреждение вызывает деформацию рук. Между подмышечной ямкой и воротниковой костью находится какшадхара, подобная витапа, ранение которой также вызывает искривление рук.

10-16. Повреждение точки гуда, связанной с отвечающим за удаление газов и фекалий толстым кишечником, приводит к скорой смерти. Мутрашайя (мочевой пузырь) изогнут подобно луку, состоит из небольшого количества мышечной ткани и крови, сосредоточен внутри таза и имеет один нижний выход. Он является басти мармой, повреждение которой вызывает быструю смерть даже без образования язвы, вызванной мочевыми камнями. Если он поврежден с обеих сторон, человек не выживет. Если он поврежден с одной стороны и язва открывается для выхода мочи, ее можно вылечить, но с большим трудом. Между толстым кишечником и желудком находится набхи, место соединения всех шира (вен); повреждение этой точки вызывает быструю смерть.

Между животом и грудной клеткой, посередине груди, в основании входа в желудок, находится хридайя, являющаяся местом сатвы и прочих средоточий (души и жизни), повреждение которой также приводит к быстрой смерти. Точки станарохита и станамула находятся соответственно на два ангула выше и два ангула ниже груди; их повреждение приводит к смерти от скопления соответственно крови и капхи в коштха (грудной клетке). По обе стороны трубы грудной клетки (трахеи) расположены два прохода, переносящие воздух, известные как апастамбха, повреждение которых вызывает смерть от скапливания крови в грудной клетке, кашля и одышки. Ниже места соединения плеч, над обоими боками, расположены две жизненные точки, известные как апалапа. Их повреждение приводит к смерти вследствие превращения крови в гной.

17-25. По обе стороны позвоночного столба, возле ягодиц, расположены две катикатаруна, повреждение которых вызывает бледность от потери крови, истощение и смерть. По обе стороны позвоночного столба, на месте соединения двух ягодиц, снаружи, находятся две точки какундара, повреждение которых приводит к утрате чувствительности и подвижности нижних частей тела. Выше тазовых костей, скрытые внутренними органами и соединением хрящей, находятся две точки нитамба, повреждение которых приводит к опуханию и слабости нижних частей тела, и к смерти. В нижней части туловища, с противоположных сторон таза, в сторону и ниже, находятся паршувасандхи, повреждение которых приводит к смерти от скопления крови в животе.

По прямой линии станамула, по обе стороны позвоночного столба, находятся две брихати шира, ранение которых приводит к смерти от осложнений, вызванных значительной потерей крови. В основании рук, по обе стороны от позвоночного столба, находятся две точки амсапхалака, повреждение которых приводит к утрате тактильных ощущений и истощению. По обе стороны шеи, в области сухожилий (мускулатуры), соединяющей основание плеч и шею (загривок), расположены две точки амса, повреждение которых приводит к утрате подвижности рук.



26-31. По обе стороны трахеи находятся четыре шира (вены), две из которых называются нила, две - манья, повреждение которых приводит к нарушению речи и вкусовых ощущений. По обе стороны горла расположены четыре шира (вены), сосредоточенные соответственно в языке и носу, известные как матрика, повреждение которых приводит к быстрой смерти. Возле соединения горла и головы расположены две крикатика, повреждение которых вызывает дрожь (тремор) головы. Ниже задней стороны ушей расположены две видхура, повреждение которых вызывает глухоту. По обе стороны ноздрей, связанные с открыванием ушей, внутри горла, находятся две пхана, повреждение которых приводит к утрате способности различать запахи. У внешних углов глаз, у окончания бровей, ниже от них, расположены две апанга, результатом повреждения которых является слепота. Над бровями на лбу расположены две аварта, повреждение которых приводит либо к слепоте, либо к нарушению зрения. Выше окончания бровей, на лбу находятся две санкха, повреждение которых приводит к быстрой смерти.

32-33. Выше санкха, под нижней границей волос, расположены две уткшепа. Между бровями находится стхапани. При повреждении этих трех точек человек способен жить без вреда для себя с инородным телом внутри. Но когда инородное тело вследствие нагноения выпадает, их повреждение может стать причиной внезапной смерти.

34-36. В том месте, где соединяются отверстия языка, носа, глаз, ушей и неба, находятся четыре жизненные точки, называемые шрингатака, повреждение которых приводит к быстрой смерти. В местах соединения головы (черепа), ниже и выше, находятся шиманта марма, повреждение которых приводит к безумию, головокружению и потере ума. Внутри головы, в месте, где встречаются вены, на макушке и возле окружности волос, сосредоточены адхипати, повреждение которых вызывает быструю смерть.

37-39. Марма - точки, на месте которых проявляется пульсация и болезненность при прикосновении. Они называются марма (жизненные или витальные точки) поскольку вызывают смерть и находятся в тех местах, где встречаются мышцы, кости, сухожилия, артерии, вены и суставы, в которых пребывает жизненная полнота (любое повреждение их вызывает опасность для жизни). Их определяют по тканям, которые в них преобладают. На этом основании марма (жизненные точки) делятся на шесть разновидностей. В целом же они называются "места жизни".

Комментарий: Мамса марма преобладает в мышечных тканях, астхи марма - в костях, снайю владеет сухожилиями, дхамани - артериями, шира - венами, и сандхи владеет суставами. Таковы их шесть разновидностей.

40-46. Точек мамса марма - десять: индрабасти (2), талахридайя (4) и станарохита (2). Точек астхи марма восемь: шанкха (2), катикатаруна (2), нитамба (2) и амсапхалака (2). Точек снайю марма тридцать три: ани (4), курча (4), курчашира (4), апанга (2), кшипра (4), утшкепа (2), амса (2) и басти (1). Точек дхамани марма девять: гуда (1), апастханамба (2), видхура (2) и шрингатака (4). Точек шира марма тридцать семь: брихати (2), матрика (8), нила (2), манья (2), какшадхара (2), пхана (2), витапа (2), хридайя (1), набхи (1), паршвасандхи (2), станадхара (2), апалапа (2), стхапани (1), урви (4) и лохитакша (4). Точек сандхи марма двенадцать: авартха (2), манибандха (2), кукундара (2), симантха (2), курпара (2), гулпха (2), крикатика (2), джану (2) и адхипати (1).

По мнению некоторых, гуда относится к мамса марма; какшадхара является снайю марма вместе с витапа и видхура; шрингатака является шира марма, вместе с апастамбха и апалапа и не является дхамани марма.

47-51. Повреждение жизненных точек мамса марма вызывает продолжительные кровотечения (кровь становится жидкой и напоминает воду, в которой мыли мясо), бледность кожи, потерю функций органов чувств и быструю смерть. Повреждение жизненных точек астхи марма вызывает истечение жидкой влаги, смешанной с костным мозгом, и перемежающуюся боль. Повреждение снайю марма вызывает судороги, контрактуру тела, очень сильную боль, неспособность ходить, ездить, сидеть и т.д., и даже приводит к смерти. Повреждение дхамани марма вызывает истечение пенистой крови, выходящей с силой и шумом, приводя к обмороку. Повреждение шира марма приводит к непрерывному выходу большого количества жидкой крови, вызывая жажду, головокружение, одышку, галлюцинации, обморок и сильную икоту, приводящую к смерти. При повреждении сандхи марма на месте (повреждения) возникает ощущение воткнутых шипов, и даже после излечивания таких ран остается скованность рук, хромота, утрата силы, истощение (тела) и опухание суставов.

52. Набхи (1), санкха (2), адхипати (1), гуда (1), хридайя (1), шрингатака (4) и восемь матрика (8) - эти девятнадцать точек немедленно уносят жизнь, и таким образом, относятся к садьяхпранахара. При их повреждении до наступления смерти пройдет, самое большее, семь дней.

53-54. Апастамбха (2), талахридайя (4), паршвасандхи (2), катитаруна (2), симанта (5), станамула (2), индрабасти (4), кшипра (4), апалапа (2), брихати (2), нитамба (2) и станарохита (2) - эти тридцать три точки относятся к калантара пранахара (уносящими жизнь спустя некоторое время). При их повреждении человек может прожить один или полтора месяца.

55-56. Три точки вишальягхна - две точки уткшепша (2) и стхапани (1) при повреждении вызывают смерть от выхода вайю, если удалить стрелу (инородное тело). Мамса, васа, маджа и мастулунга высохнут, начнутся кашель и одышка, и жизнь человека оборвется.

Комментарий: До тех пор, пока стрела или инородное тело находятся в месте повреждения, человек будет жить, но немедленно после их удаления он погибнет так, как описано выше.

57-58. Пхана (2), апанга (2), видхура (2), нила (2), манья (2), крикатика (2), амса (2), амсапхалака (2), аварта (2), витапа (2), урви (4), кукундара (2), джану (2), лохитакша (4), ани (4), какшадхара (2), курча (4) и карпара (2) - эти сорок четыре точки вайкальякара вызывают искривление и т.п. Иногда при повреждении они могут привести к утрате жизни.

59. Карчашира (4), гулпха (2) и манибандха (2) - эти восемь точек руджакара вызывают боль.

60-63. Среди них витапа, какшадхара, урви, курчашира по размеру равняются двенадцати ангула (ширины пальца); манибандха, гулпха и станамула равняются двум ангула; джану и курпара - трем ангула. Апана (гуда), басти, хридайя, набхи, нила, симантха, матрика, курча, шрингатака и манья - эти двенадцать точек по размеру равняются собственной ладони. Оставшиеся пятьдесят шесть точек по своему размеру равняются половине ангула. По мнению некоторых ученых, размер жизненных точек равен тила (кунжутному зернышку) и врихи (горошине).

64-66. Четыре разновидности насыщающих тело сира, упомянутые ранее (стихи 19-37 главы 3), расположены (сосредоточены) в области марма (жизненных точек). Таким образом, при повреждении (жизненных точек) из-за обильной потери крови происходит истощение или ослабление дхату (тканей). От усиления вайю (ваты) возникает сильная боль, вызывающая подъем питты, которая в свою очередь вызывает жажду, истощение, отравление (бессознательность), потливость, слабость и потерю тела. Так тело уносит смерть.

67. Поврежденную часть (жизненной точки) следует надрезать в непосредственной близи от месторасположения (точки); вены сожмутся, и кровь остановится; остановка кровотечения поможет сохранить жизнь.

68-69. Если рана нанесена в такое место, где нет марма (жизненных точек), человек выживет. Но если повреждена жизненная точка, разрушающая жизнь, выжить могут только некоторые люди, при тщательном уходе врача, и если точка повреждена только частично. Но даже тогда она вызывает (постоянные) нарушения. Таким образом, следует, насколько возможно, избегать применения в области жизненной точки кшара (наложения щелочи), виша (ядовитых веществ), агни (прижигания огнем) и т.п.

70. Даже несильное (слабое) повреждение жизненной точки вызывает значительное недомогание (приводит к несчастью). Также и болезни, сосредоточенные в области жизненных точек, требуют больших усилий при излечении.

Так заканчивается глава, называемая Мармавибхага, четвертая глава Шарирастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.

Перевод Ю. Сорокиной





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.13.210
Генерация страницы за: 0.009 сек.