Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Численность преподавателей в них, человек 1 страница




Численность учащихся в них, тысяч человек

Число средне-профессиональных школ, единиц

Число школ, единиц

  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан                
г. Ашхабад                
велаяты:                
Ахалский                
Балканский                
Дашогузский                
Лебапский                
Марыйский                

 

293. Численность учащихся в средних школах, тысяч человек

  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан 1017,1 1035,1 1029,2 1018,6 1001,2 981,9 957,9 1040,0
г. Ашхабад 88,5 90,7 86,0 86,2 84,4 82,6 80,8 87,9
велаяты:                
Ахалский 153,1 156,7 161,3 160,3 157,3 153,0 147,7 159,5
Балканский 75,9 75,9 74,3 72,9 70,9 69,1 67,8 73,5
Дашогузский 228,6 230,4 222,8 219,7 216,1 213,8 209,2 228,2
Лебапский 226,0 230,5 230,5 227,5 223,3 218,5 212,8 231,2
Марыйский 245,0 250,9 254,3 252,0 249,2 244,9 239,6 259,7

294. Численность учителей в среднем образовании, тысяч человек

  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан 74,7 72,3 72,7 65,1 64,7 64,6 62,2 66,8
г. Ашхабад 4,6 4,2 4,0 3,7 3,5 3,6 3,6 4,5
велаяты:                
Ахалский 8,7 8,4 8,7 7,9 8,0 8,1 8,0 8,9
Балканский 5,1 4,9 4,9 4,4 4,2 4,2 4,1 4,5
Дашогузский 21,4 21,2 21,4 19,3 19,5 19,4 17,6 18,1
Лебапский 17,0 16,6 16,5 14,2 13,9 13,7 13,4 14,7
Марыйский 17,9 17,0 17,2 15,6 15,6 15,6 15,5 16,1

295. Профессиональное образование обеспечивает получение гражданами Туркменистана профессии (специальности) в соответствии с их призванием, интересами, способностями. Профессиональное обучение осуществляется в профессиональных учебных заведениях различного типа на основе общего среднего образования. Деятельность учреждений профессионального образования регламентируется Положением о них, утверждаемым Кабинетом Министров Туркменистана (статья 14 Закона Туркменистана "Об образовании в Туркменистане").

296. Сведения по средне-профессиональным школам на начало учебного года:

  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан                
г. Ашхабад                
велаяты:                
Ахалский - - - - - - -  
Балканский                
Дашогузский                
Лебапский                
Марыйский                
  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан 4,3 4,0 4,0 4,0 4,1 4,1 3,8 3,8
г. Ашхабад 2,1 2,1 2,3 2,3 2,4 2,3 2,0 2,0
велаяты:                
Ахалский               0,04
Балканский 0,6 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2
Дашогузский 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6
Лебапский 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Марыйский 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

 


  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан                
г. Ашхабад                
велаяты:                
Ахалский                
Балканский                
Дашогузский                
Лебапский                
Марыйский                

297. Согласно статье 15 Закона Туркменистана "Об образовании в Туркменистане" высшее образование обеспечивает фундаментальную научную и практическую подготовку, получение гражданами Туркменистана специальности в соответствии с их призванием, интересами, способностями, повышение их квалификации, совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки, подготовку научных и научно-педагогических кадров. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях проводится с отрывом от производства.
В Туркменистане высшими учебными заведениями являются: академия, университет, институты, консерватория и другие. Выпускникам высших учебных заведений присваивается квалификация специалиста с высшим образованием определенного профессионального направления или специальности, которая в соответствии с объемом программы обучения определяется различными уровнями.

298. В Туркменистане каждому гражданину с 17−18 (по мере получения среднего образования) до 35 лет обеспечен доступ к высшему образованию, на основе сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. Высшее образование является бесплатным. Обучающимся юношам и девушкам за рубежом установлена льготная оплата проезда до места учебы и обратно на каникулы домой.

299. Число высших учебных заведений, единиц

  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан                
г. Ашхабад                
Велаяты:                
Лебапский                
Марыйский                

300. Численность студентов в них, тысяч человек

  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан 16,6 15,1 14,7 14,9 15,3 16,1 16,5  
г. Ашхабад 15,1 13,7 13,5 13,7   14,7 15,1 15,6
Велаяты:                
Лебапский 1,1 1,0 0,9 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7
Марыйский 0,3 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,7 0,7

301. Численность преподавателей в них, человек

  2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Туркменистан                
г. Ашхабад                
Велаяты:                
Лебапский                
Марыйский                

302. Основные социально-экономические показатели

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Число дошкольных учреждений, ед.              
В них детей, тыс. 123,3 127,2 125,8   133,4 134,6 137,3
Число средних школ, единиц             1 708
в том числе: город              
Село              
В них учащихся, тыс. 1017,1 1035,1 1029,2 1018,6 1001,2 981,9 957,9
в том числе: город   412,5   419,3   410,5   407,1   399,8   390,8   380,4
Село 604,6 615,8 618,7 611,5 601,4 591,1 577,5
Число средних профессиональных школ, ед.              
В них учащихся, тыс. 4,5 4,0 4,0 4,0 4,1 4,1 3,8
Число высших школ, единиц В них студентов, тыс.              
16,6 15,1 14,7 14,9 15,3 16,1 16,5
Всего театров, ед.              
Всего музеев, ед.              
Число госпитальных учреждений, ед.              
Число домов здоровья, ед.              
Обеспеченность населения общей площадью жилья, кв.м. (с досчетом), на 1 человека 17,8 18,3 19,2 19,4 19,6 19,7 19,8

303. Бесплатность и общая доступность образования обеспечивают высокий уровень образования и грамотности населения Туркменистана. По данным переписи населения 1995 года, грамотность населения в возрасте 15 лет и старше составила 98,8%. На 1000 человек в возрасте 15 лет и старше имеют высшее образование – 92, незаконченное высшее – 9, среднее специальное – 166, среднее общее – 477, неполное среднее – 183, начальное – 48 человек.

304. Начиная с 2007−2008 учебного года, в стране введено десятилетнее общее среднее образование, которое станет фундаментальной основой обучения и создаст возможность для глубокого освоения знаний граждан в соответствии с требованиями времени. В учебные программы введены новые дисциплины по изучению законов развития общества, основ правовой, нравственной, экономической, политической, экологической культуры. Приоритетным направлением в общей стратегии модернизации страны, служат образовательные реформы.
В этих целях Президент Туркменистана одними из первых издал: Указы "О совершенствовании системы образования в Туркменистане" от 15 февраля 2007 года, "О совершенствовании работы учебно-воспитательных учреждений" от 4 марта 2007 года, "О повышении заработной платы работникам образования и студенческих стипендий" от 30 марта 2007 года. Прежде всего, эти документы направлены на создание новой целостной национальной модели общего, профессионального и высшего образования, которое будет соответствовать мировым стандартам.

305. Коренные перемены произошли в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений. Одним из основных направлений совершенствования системы высшего образования является увеличение числа студентов и переход на пяти и шестилетний срок обучения. Выпускники средней общеобразовательной школы получили право поступления в высшее учебное заведение сразу же после её окончания. Увеличено время на теоретическую подготовку студентов с одновременным сокращением продолжительности их производственной практики. В настоящее время средние школы и вузы оснащены современной мультимедийной и компьютерной техникой, в них используются интерактивные методы обучения, что позволяет молодежи получать образование мирового уровня, обогащать свой внутренний мир, расширять кругозор, знакомиться с достижениями науки. Пересмотрены учебные программы в вузах страны, введены новые дисциплины, изменены правила приема в вузы, в них открыты новые факультеты и 18 новых специальностей, увеличено число студентов. Открытие в этом году в ряде вузов страны новых специальностей, дало возможность принять в них 4 000 студентов, что на 385 человек больше, чем в 2007 учебном году. Еще одним важным шагом на пути реализации новой образовательной политики, на основе эффективного механизма взаимодействия и ее ориентированности на международное сотрудничество, стало открытие в Ашхабаде филиала престижного Российского Государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина.

306. Как известно, одна из главных целей коренной реформы отечественной науки, инициируемой Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, является создание в стране совершенной системы подготовки научных кадров − ученых новой формации, призванных обеспечить решение грандиозных задач, стоящих перед нацией в третьем тысячелетии. "В сильном государстве наука занимает ведущее место, а значит, мы должны идти в ногу с ее новейшими достижениями", - яркой иллюстрацией этих слов туркменского лидера стал целый ряд подписанных им важнейших документов. В их числе - Постановления "О деятельности Академии наук Туркменистана", "О совершенствовании научной системы Туркменистана", а также специальное Постановление об обеспечении подготовки в Туркменистане высококвалифицированных специалистов и научных работников, и государственной поддержки научных исследований. Регламентируя научно-техническую политику государства, эти документы определяют комплекс конкретных мер, обеспечивающих солидную базу для подготовки научных кадров, создания всех необходимых условий для максималь­ной реализации интеллектуального потенциала нации. Одна из основных целей реформы научной деятельности, инициируемой Президентом, - создание в стране совершенной системы подготовки научных кадров. С этой целью уже открыты аспирантура, докторантура, внедрено соискательство в 22 научных учреждениях и вузах, где имеются высококвалифицированные научные и научно-педагогические работники. Государство возложило на себя финансовую сторону решения поставленных целей. В социально-культурном комплексе страны насчитываются 13 научно-исследовательских учреждений, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Туркменистана. На 2009 год по отрасли "Наука" бюджетные ассигнования планируются в объеме неденоминированных 111,7 млрд. манатов. На проведение конкурсов научных проектов планируются бюджетных ассигнований в объеме неденоминированных 19,6 млрд. манатов. В 2008 году было проведено 6 международных научных конференций, на которые были предусмотрены 10,5 млрд. манат.

307. Молодым гражданам гарантируется получение социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному развитию, профессиональной подготовке, обеспечивается общедоступность и бесплатность всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством. Молодому гражданину предоставляется право выбора учебного заведения, языка обучения, профиля и формы обучения. Молодые граждане Туркменистана, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях, имеют право на льготное питание и медицинское обслуживание, бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями, бесплатное пользование в процессе обучения учебно-производственной, научной и культурно-спортивной базой учебного заведения, а также на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, на участие в органах самоуправления учебного заведения. Студентам и учащимся, нуждающимся в материальной помощи, оказывается необходимая поддержка из средств фондов социальной помощи, создаваемых в учебных заведениях.

308. В соответствии со статьей 24 Закона Туркменистана "Об образовании в Туркменистане" педагогические работники имеют право:

• на обеспечение условий для своей профессиональной деятельности

• на индивидуальную педагогическую деятельность

• на защиту профессионального достоинства и чести

• на повышение квалификации

• на льготное обеспечение учебно-методической и научной литературой

• на материальное и моральное поощрение за успехи в педагогической деятельности и воспитании подрастающего поколения, на награждение орденами и медалями, на присвоение почетных званий

Педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, предоставляются льготы по первоочередному и бесплатному обеспечению жильем и освобождению от налога на земельные участки под строительство индивидуального дома и личного подсобного хозяйства.

309. Местные органы власти и управления осуществляют государственную политику в области образования в пределах своей компетенции. К компетенции местных органов власти и управления относятся:

• установление нормативных бюджетов финансирования

• развития сети образовательных учреждений, укрепление их материальной базы, обеспечение хозяйственного обслуживания

• социальная защита работников образования, детей, учащейся молодежи, создание условий для их воспитания, обучения и работы в соответствии с нормативами материально-технического и финансового обеспечения

• обеспечение регулярного бесплатного подвоза к месту обучения школьников в сельской местности, организация питания учащихся (статья 29 Закона Туркменистана "Об образовании в Туркменистане").

310. Материальную базу системы образования составляют здания, сооружения, техника и оборудование, транспортные средства и иное имущество, которое используется для обучения, воспитания и решения других задач в сфере образования. Материальная база может быть собственностью учебных заведений и учреждений образования и использоваться ими на правах аренды или иных условиях. Объекты, составляющие материальную базу системы образования, предприятия и организации, развивающие материальную и социальную базу образования или обеспечивающие производственную практику и обучение, освобождаются от налога согласно законодательству Туркменистана.

311. Согласно статье 6 Закона Туркменистана "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" от 21 октября 2003 года система образования в Туркменистане отделена от религиозных организаций и носит светский характер. Право на светское образование обеспечивается гражданам Туркменистана, независимо от их отношения к религии. Граждане Туркменистана имеют право обучаться духовному вероучению, получать духовное образование по своему выбору индивидуально или совместно с другими. С разрешения Генгеша по делам религий при Президенте Туркменистана в мечетях с согласия родителей, лиц, их заменяющих, их законных представителей и самих детей может проводиться обучение детей духовному вероучению в свободное от общеобразовательных школьных занятий время в объеме не более четырех часов в неделю. Преподавать вероучения могут лица, окончившие высшие духовные учебные заведения и имеющие разрешение Генгеша по делам религий при Президенте Туркменистана. Преподавание духовного вероучения в частном порядке запрещается и влечет ответственность в порядке, установленном законодательством Туркменистана.

312. На обучение в высшее духовное учебное заведение принимаются граждане после получения ими обязательного общего среднего образования в соответствии с Законом Туркменистана "Об образовании в Туркменистане". Граждане Туркменистана могут получать духовное образование на теологическом факультете Туркменского государственного университета им. Махтумкули. Граждане Туркменистана, обучающиеся в высшем духовном заведении, пользуются правами и льготами по отсрочке прохождения воинской службы, налогообложению, включению времени обучения в трудовой стаж в порядке, установленном законодательством Туркменистана для учащихся государственных учебных заведений.

313. Родители и лица, их заменяющие, имеют право:

• выбирать типы образовательных учреждений с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка

• требовать уважительного отношения к личности ребенка, добиваться защиты его законных прав и интересов для получения детьми полноценного образования и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями детей

• принимать участие в обсуждении вопросов обучения и воспитания детей, в проведении вне учебной воспитательной работы

Родители (лица их заменяющие) несут ответственность за воспитание детей. Они обязаны:

• содействовать полноценному развитию ребенка

• обеспечивать получение им общего среднего образования

• создавать необходимые условия для его жизни и учебы, укреплять здоровье ребенка

• обеспечивать развитие его духовных и физических сил, нравственное становление

314. В Туркменистане устанавливаются государственные стандарты образования, определяющие необходимый обязательный минимальный уровень требований к выпускникам образовательных учреждений всех типов. Порядок разработки и утверждения государственных стандартов определяется Кабинетом Министров Туркменистана.

315. В Туркменистане приоритетное значение придается реализации государственной программы "Образование". Органы местной исполнительной власти и местного самоуправления в пределах объема собственных бюджетных средств, предоставляемых им дотаций и субвенций, самостоятельно составляют свои бюджеты, приоритетное значение в которых получает финансирование образования, которое ежегодно увеличивается. Координацию бюджетных ассигнований для регионов осуществляет Кабинет Министров (Правительство) Туркменистана, не допуская диспропорций в этом вопросе (ст. 12 Закона Туркменистана "О бюджетной системе"). Бюджетные средства, направляемые в социальный сектор, ежегодно возрастают, этот процесс осуществляется и посредством роста доходов населения, регулярного повышения размеров заработной платы преподавательского состава, стипендий студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.