Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля
Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
Содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вид учебной работы
Всего часов/ зачетных единиц
Семестры
№ 1
часов
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
54/1,5
54/1,5
Лекции (Л)
18/0,5
18/0,5
Практические занятия (ПЗ)
36/1,0
36/1,0
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:
54/1,5
54/1,5
История болезни (ИБ)
Курсовая работа (КР)
Реферат (Реф)
Расчетно-графические работы (РГР)
Подготовка к занятиям (ПЗ)
36/1,0
36/1,0
Подготовка к текущему контролю (ПТК))
9/0,25
9/0,25
Подготовка к промежуточному контролю (ППК))
9/0,25
9/0,25
Вид промежуточной аттестации
зачет (З)
зачет
экзамен (Э)
ИТОГО: Общая трудоемкость
час.
ЗЕТ
№ п/п
№ ком-петенции
Наименование раздела учебной дисциплины
Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
1.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.
«Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ (Лука). Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни.
2.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
3.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: Автокаталитические или цепные реакции. Преджизнь.
Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
4.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.
РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм?
5.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: древнейшие следы жизни. Бактерии и археи.
Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.
6.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности.
Сотрудничество прокариот. Бактерия Bacillus subtilis. Оксигенный (кислородный) фотосинтез. Цианобактерии, их нитевидные колонии (фотосинтезирующие клетки и гетероцисты). Азотный фотосинтез и фиксация азота. Цианобактерии Synecbococcus (соединение в одной клетке фотосинтеза и фиксации азота, разделенных во времени). «Великий» симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество бактерий. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки.
7.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: превращение сообщества прокариот в эукариотическую клетку.
Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Метагеномный анализ. Азотфиксирующие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Симбиозы животных с микробами, помогающими усваивать растительную пищу. Примеры «фантастических» симбиозов: термостойкая трава, микробное сообщество как выделительная система, клопы и их симбионты. Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).
8.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека.
Проблема человеческой уникальности. Эволюционная экология. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.
9.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: человек умелый, прямостоящий, разумный.
Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Орудия в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных).
10.
ОК-1;
ОПК-7
Эволюционная биология: популяционная генетика и происхождение народов Евразии.
Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену (<25 — ≥8 тыс. л.н.).
11.
ОК-1;
ОПК-7
Учение о биосфере: общие положения. Взрыв народонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.
Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению.
12.
ОК-1;
ОПК-7
Учение о биосфере: механизмы регуляции численности населения. Факторы сигнальные и ультимативные.
Первичные факторы. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества.
13.
ОК-1;
ОПК-7
Учение о биосфере: разнообразие биологических объектов; значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Разнообразие биологических объектов. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
14.
ОК-1;
ОПК-7
Биология человека. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
15.
ОК-1;
ОПК-7
Биология человека. Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь? Что ждет человечество?
Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь? Будущее человечества.
Современные направления физико-химической биологии и биотехнологии. Сущность наиболее значимых завершенных разработок в области биотехнологии. Законодательство в области регулирования генно-инженерной деятельности и клонирования. Проблемы биобезопасности, связанные с внедрением биотехнологических разработок в практику.
18.
ОК-1;
ОПК-7
Перспективные направления развития биотехнологии в Республике Коми.
Биотехнологические разработки, предлагаемые к внедрению на территории Республики Коми. Экспертная оценка эффективности и биобезопасности биотехнологических разработок. Пропагандирование успехов современной биотехнологии, оценка рисков от внедрения биотехнологических разработок в практику.
№ п/п
№ семестра
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Л
ЛР
ПЗ
СРС
всего
Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.
Устный опрос
Эволюционная биология: Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
Устный опрос
Эволюционная биология: Автокаталитические или цепные реакции. Преджизнь.
Устный опрос
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.
Устный опрос
Эволюционная биология: древнейшие следы жизни. Бактерии и археи.
Устный опрос
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности.
Устный опрос
Эволюционная биология: превращение сообщества прокариот в эукариотическую клетку.
Устный опрос
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека.
Устный опрос
Эволюционная биология: человек умелый, прямостоящий, разумный.
Устный опрос
Эволюционная биология: популяционная генетика и происхождение народов Евразии.
Устный опрос
Учение о биосфере: общие положения. Взрыв народонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.
Устный опрос
Учение о биосфере: механизмы регуляции численности населения. Факторы сигнальные и ультимативные.
Устный опрос
Учение о биосфере: разнообразие биологических объектов; значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Устный опрос
Биология человека. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
Устный опрос
Биология человека. Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь? Что ждет человечество?
Перспективные направления развития биотехнологии в Республике Коми.
Устный опрос
Зачет
по суммарному баллу (рейтингу)
Итого:
№
п/п
№ раз-дела дис-цип-лины
Название тем лекций
Содержание лекций
Трудоем-кость
(час)
сем.
1. 1.
Эволюционная биология: современный взгляд на добиологичес-кую эволюцию
«Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ (Лука). Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни.
Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот.
2.
Эволюционная биология: Автокаталитические или цепные реакции. Преджизнь.
Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм?
3.
Эволюционная биология: древнейшие следы жизни. Бактерии и археи.
Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества. Сотрудничество прокариот. Бактерия Bacillus subtilis. Оксигенный (кислородный) фотосинтез. Цианобактерии, их нитевидные колонии (фотосинтезирующие клетки и гетероцисты). Азотный фотосинтез и фиксация азота. Цианобактерии Synecbococcus (соединение в одной клетке фотосинтеза и фиксации азота, разделенных во времени). «Великий» симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество бактерий. Бактериальный мат. Конструктивные «недостатки» прокариотической клетки.
4.
Эволюционная биология: превращение сообщества прокариот в эукариотическую клетку.
Климат древнейших эпох. Факты превращения сообщества прокариот в эукариотическую клетку (митохондрии, пластиды, цитоплазма). «Предковое сообщество» эукариот и происхождение эукариотической клетки. Превращение бактерий в органеллы. «Сверхорганизм». Метагеномный анализ. Азотфиксирующие симбиозы. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Симбиозы животных с микробами, помогающими усваивать растительную пищу. Примеры «фантастических» симбиозов: термостойая трава, микробное сообщество как выделительная система, клопы и их симбионты. Возникновение и наследование модификаций. Появление животных (вендская эпоха). Трихоплакс. Филогенетические связи книдарий, нематод, насекомых и позвоночных. Схема эволюции основных групп многоклеточных. Кембрийский взрыв (появление минерального скелета).
5. 2.
Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека.
Проблема человеческой уникальности. Эволюционная экология. Гоминиды. Гоминиды и эволюция сообщества. Предки человека. Проконсул. Афарский австралопитек (Люси и Селам). Массивные и тонкокостные формы австралопитеков.
Человек умелый. Человек прямостоящий и его подвид неандерталец. Человек разумный. Исход из Африки. Расы человека. Орудия в мире животных. Автоматизм и творчество. Каменные орудия предков. Собиратели и охотники (охота на крупных животных).
Структура генома человека, его функции. Происхождение и эволюция генома человека. Этногеномика. Полиморфизм, структура популяций, филогенез и изменчивость населения Евразии. Популяции переходные между монголоидами и европеоидами. Возможный путь формирования европеоидов. Динамика северной границы ареала человека при переходе от плейстоцена к голоцену (<25 - ≥8 тыс. л.н.).
6.
Учение о биосфере: общие положения. Взрыв народонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.
Биосфера. Рост населения Земли с доисторических времен по наши дни. Механизмы торможения роста численности людей. На сколько человек рассчитана Земля? Демографический коллапс и подходы к его решению. Первичные факторы. Действие вторичных факторов. Нашествия и инвазии. Коллапсирующие скопления. Снижение плодовитости. Недостаток регулирующих механизмов. Рождаемость и смертность. Новая стратегия в новых условиях. Старая стратегия в новых условиях. Богатство и бедность. Государство и рождаемость. Будущее человечества.
7.
Учение о биосфере: разнообразие биологических объектов; значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Разнообразие биологических объектов. Значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни.
8.
Биология человека. Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь? Что ждет человечество? Здоровый образ жизни.
Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь? Будущее человечества. Здоровый образ жизни.
Современные направления физико-химической биологии и биотехнологии. Сущность наиболее значимых завершенных разработок в области биотехнологии. Законодательство в области регулирования генно-инженерной деятельности и клонирования. Проблемы биобезопасности, связанные с внедрением биотехнологических разработок в практику.
9.
Перспектив-ные направления развития биотехнологии в Республике Коми.
Биотехнологические разработки, предлагаемые к внедрению на территории Республики Коми. Экспертная оценка эффективности и биобезопасности биотехнологических разработок. Пропагандирование успехов современной биотехнологии, оценка рисков от внедрения биотехнологических разработок в практику.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление