Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии эффективности воспитания школьников




Индивидуальность ребенка. Сущность индивидуального подхода к детям в процессе воспитания.

Индивидуальность

— неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и др. особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности. Вопрос об И. рассматривается с учётом темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуально-психологических различий. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая широкую вариативность проявлений И. В социальной психологии процесс индивидуализации, т.е. осознания человеком своей И., рассматривается как вторичный по отношению к социализации. И. реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности. Термин "И." употребляется также как синоним термина "индивид" для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих его от всех других.

Индивидуальный подход в воспитании

— осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И.п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Классические примеры И.п. - поручение ребёнку заданий в соответствии с его способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества; беседа; заключение своего рода "джентльменского" договора с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определённых способах реагирования на его поведение в целях развития конкретных индивидуальных черт. И.п. необходим как трудному, так и благополучному ребёнку, т.к. помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

 

Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.



Это - целеполагание как процесс постановки педагогических целей и задач развития личности с учетом конкретных социальных требований на основе анализа планов учебно-воспитательного процесса в школе, реализации программы обучения и воспитания учеников в конкретных условиях школы при данном уровне сформированности учащихся и возможностей педагогического коллектива.

Это - организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования в школе. Это и единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.

По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.

Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д.

Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.

Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся.

Основное назначение критериев эффективности работы школы — определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса

Перечень основных критериев сводится к следующим:

I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).

II. Уровень воспитанности (критерий факта).

III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).

IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).

V. Подготовленность к жизни (критерий времени).

VI. Критерий "открытости школы".

VII. Критерий системности работы.

Особое место в вопросе о критериях оценки воспитания занимает поиск способов измерения его результатов. Исследователи довольно часто прибегают при этом к оценке в числовых показателях (оценках) отношений воспитанников к учебной деятельности, труду, общественным поручениям, коллективу, родителям, учителям и т.д. В других случаях рассматривается три степени положительной и три степени отрицательной моральной направленности личности: 1) готовность к положительным проявлениям; 2) устремленность к положительным проявлениям; 3) устойчивость, активность в совершении положительных действий; и соответственные ступени отрицательной направленности.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 86; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.20.73
Генерация страницы за: 0.017 сек.