1. Следственная практика однозначно свидетельствует о том, что быстрое и полное раскрытие преступлений, особенно тяжких, совершенных с предварительной подготовкой членами организованных преступных групп и сообществ, невозможно без хорошо согласованных, а нередко и совместных действий следователей и работников органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Многолетний опыт борьбы с тяжкими, предумышленными преступлениями, совершенными в условиях неочевидности, показывает, что только следственных действий, информационно не подкрепленных оперативно-розыскными мероприятиями, для успешного раскрытия и расследования таких деликтов недостаточно. Совместная деятельность следственных органов и оперативно- розыскных подразделений традиционно именуется их взаимодействием и базируется на ряде норм УПК РФ, а также Закона об ОРД. Взаимодействие необходимо уже на стадии возбуждения уголовного дела, т.е. в ходе доследственной проверки. Не обойтись без него и после приостановления предварительного следствия за неустановлением виновного лица, а если оно скрылось, — и по другим основаниям. В стадии дос- ледственной проверки взаимодействие сориентировано на получение материалов, обосновывающих необходимость возбуждения уголовного дела, на их всестороннюю оценку. Если предварительное следствие приостановлено, взаимодействие связано с установлением или розы-ском преступника, скрывшегося от следствия и суда. Наиболее актуально взаимодействие тогда, когда после производства запланированных следственных действий преступление остается нераскрытым, а виновное лицо — неизвестным либо когда есть основа-ния предполагать, что преступление раскрыто не полностью: выявлены не все эпизоды криминальной деятельности виновного, установлены не все соучастники. Не обойтись без взаимодействия и в тех случаях, когда не выяснены существенные обстоятельства расследуемого преступления, не проверены обоснованные версии, имеются пробелы в системе доказательств, возникают существенные затруднения в производстве намеченных следственных действий и др. Оперативно-розыскные меры (ОРМ), осуществляемые соответст-вующими службами органов дознания (МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля, Федеральной таможенной службы), имеют непроцессуальный, разведы-вательный, наблюдательно-обследовательский, поисковый характер. Реализуются они специальными (негласными и гласными) методами и средствами. Виды проводимых оперативно-розыскных мероприятий определены ст. 6 Закона об ОРД. Их главная цель — своевременно об-наружить преступление и лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших, орудия преступления, похищенное имущество, вы-явить фактические данные, помогающие следователю сориентироваться в сути произошедшего и его криминалистически значимых деталях, в обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыскать виновных лиц, скрывшихся от следствия и суда. Порядок производства оперативно-розыскных мероприятий регламентирован ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ, ФТС и др., разработанными на основе Закона об ОРД.
Проведение ОРМ относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов; следователи не вправе участвовать в этих мероприятиях. Важно отме-тить, что в ряде западных стран столь четкого разграничения между следственными действиями и ОРМ не проводится, что позволяет следо-вателю черпать нужную информацию из любых источников. Нужно, однако, подчеркнуть, что УПК РФ и Закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему давать поручения названным органам о проведении ОРМ, требовать от них содействия в проведении отдельных следственных действий. Пись-менные поручения следователя являются для этих органов обязатель-ными. Таким образом, следователи могут и должны активно использо-вать оперативно-розыскные возможности органов дознания для раскры-тия и расследования преступлений. Другой вопрос, что это им далеко не всегда удается. Следственная и оперативно-розыскная деятельность чаще всего реализуются параллельно, поэтому именно надлежаще организованное взаимодействие обеспечивает согласованность действий. Предполагая общее планово-организационное руководство следователя, взаимодействие отнюдь не должно вести к соподчинению этих органов, к слиянию процессуальной и негласной деятельности. Следователь и оперативно- розыскной орган работают в точном соответствии с общим планом совместных действий, выполняют только те функции, которые обусловлены их служебной компетенцией. Все вышеизложенное позволяет заключить, что под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на требованиях закона и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность этих лиц и органов, направленную на раскрытие и расследование преступлений, полное изобличение всех виновных лиц. Взаимодействие может быть эпизодическим — связанным с выполнением отдельных поручений следователя, и постоянным — осуществляемым на протяжении всего расследования по сложному уголовному делу или группе взаимосвязанных дел. Постоянное взаимодействие обычно реализуется в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой или следственной бригадой (группой).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление