Младшая группа: (готовить к обучению рассказыванию)
· Воспитывать умение повторять за воспитателем рассказ из 3-4 предложений, составленный по содержанию картины.
· Учить рассматривать картину по- порядку (сначала один эпизод, потом другой).
· Учить детей понимать сюжет картины.
· Развивать умение слушать пояснения, высказываться по поводу изображенного и делать простейшие выводы.
· Побуждать рассказывать о том, что изображено на картине.
· Подводить детей к составлению коротких в 3-4 предложения - описаний картины.
· Учить рассказывать о том, кто что сделал, используя точные по смыслу предлоги (после размещения предметов посуды, мебели и т.д. на картине).
Средняя группа:
· Учить при рассматривании картины видеть не только главное, но и детали.
· Учить описывать один из объектов, изображенных на картине.
· Учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев.
· Учить рассказывать последовательно (сначала один эпизод, затем другой, перекинув мостик от первого ко второму).
· Учить отвечать на вопросы воспитателя и кратко и распространенно, не отвлекаясь при этом от содержания разговора.
Старшая группа:
1-й вид задач направлен на работу над структурой текста:
1. Познакомить детей с главной темой и структурой повествовательного рассказа.
2. Учить детей составлять рассказ, соблюдая структуру и последовательность рассказа.
3. Раскрыть детям значение и роль начала (зачина) в повествовании.
4. Упражнять в умении определять главную тему повествования.
5. Раскрыть детям значение и роль средней части повествования, закрепить умение определять границы начала повествования и его главную тему.
6. Показать детям значение и роль концовки произведения. Закрепить умение определять границы структурных частей повествования, главную тему.
7. Закреплять представления детей о структурных частях повествования.
8. Упражнять в самостоятельном составлении повествовательных монологов.
9. Учить способам межфразовых связей.
10. Учить способам связи структурных частей рассказа.
11. Учить воспроизводить текст без пауз, плавно.
12. Учить самостоятельно планировать монологическое высказывание (конец года).
2-й вид задач направлен на формирование словаря и грамматического строя речи:
13. Учить составлять предложения с союзом «потому что».
14. Учить уместно использовать в рассказе предложения с союзом «А».
15. Учить самостоятельно употреблять прилагательные, глаголы.(перечислить).
16. Учить начинать предложение, уместно подбирая слова, а, не копируя вопрос воспитателя и т.д.
Структура занятия
1. Рассматривание картины.(в младшем возрасте рассматривание и рассказ воспитателя по картине проводится на одном занятии, чтобы не пропал интерес к содержанию картины, в старшем д/возрасте -это может быть отдельное занятие).
2. Беседа. Цель: уточнить основное содержание и детали.
3. Образец рассказа.(в младшей, средней группе, начале старшей группы необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку нет четкого представления о структуре повествования. В ст.д/в образец опускается и заменяется планом рассказа).
4. Рассказы детей.
5. Оценка детских рассказов.
6. Заключительная часть.
Структура связного высказыва-ния
1. Начало события (начало рассказа).
2. Развитие события (средняя часть).
3. Конец события (концовка).
Методы и приемы
Методы:
· Совместное рассказывание (взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает).
· Отраженная речь (повтор фразы вслед за воспитателем).
· Образец рассказа.
· Частичный образец (начало или конец рассказа).
· Анализ образца рассказа (цель: привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа: с чего начинается рассказ, о чем говорится потом, какова концовка).
· План рассказа (2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность, сначала применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения).
· Коллективное обсуждение плана.
· Коллективное составление рассказа.
· Составление рассказа подгруппами.
· Составление рассказа по частям.
· Моделирование.
· Оценка детских рассказов.
Приемы:
· Вопросы.
· Вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения).
· Указания (определяют порядок и правила высказывания: рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно).
· Исправление ошибок.
· Подсказ нужных слов.
· Подсказ способов связи в предложении (в младшем возрасте задает схему высказывания: «Пошел зайчик…Там он встретил…Они стали…»).
· Подсказ способов связи структурных частей рассказа («И вот тогда», «В это время»).
· Придумывание начала рассказа («Однажды», «Как-то раз»).
· Придумывание конца рассказа.
· Прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон или в альбом(повышает самоконтроль в работе над текстом).
· План оценки детских рассказов.
· Мотивационные установки (в младшем, среднем возрасте - игровые мотивы «Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами», в старших группах - социальные мотивы «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).
Критерии оценки детских рассказов
1. Целостность (единство темы).
2. Последовательность, соблюдение структуры рассказа.
3. Связность (наличие межфразовых и структурных связей).
4. Развернутость рассказа, его объем (использование разнообразной лексики, сложных предложений).
5. Самостоятельность (без вспомогательных вопросов).
6. Плавность (без длительных пауз).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление