КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 18. Обучение письму и письменной речи
Одним из способов формирования и формулирования мысли является письменная речь. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична и представляет собой фиксацию наших мыслей, ассоциаций. Вторичость письма не умаляет его значения в нашей жизни, однако, является одним из факторов, определяющих место письма в обучении ИЯ. Овладение письменной речью на ИЯ долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и соответственно не было отражено в отечественных УМК по ИЯ. Письмо выступило лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ. Что мы понимаем под понятиями «письмо» и «письменная речь»? Их необходимо разграничивать, поскольку разница между ними существенна. В словаре лингвистических терминов О.С.Ахмановой письмо определяется как «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени». Письмо – понятие более широкое, чем письменная речь и включает: · графику – систему знаков-графем; · орфографию – правописание, систему правил использования знаков; · запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности; · письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной КЗ. В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме. Многолетнее неприятие письменной речи как цели обучения в школе, помимо названной выше причины (приоритета устной речи), во многом объясняется сложностью овладения данным умением. Трудности обучения письменной речи очевидны: · расхождения между звуковым и графическим планами выражения мысли на ИЯ; · если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; · требуется более тщательный отбор синтаксических средств, · отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи; · наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменения звуковой формы слова; · наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции. Названные трудности, бесспорно, осложняют процесс обучения иноязычному письму и обусловливают ограничение объема письменной речи (как творческой деятельности) в рамках базового курса обучения ИЯ. Но участие в процессе письма всех четырех анализаторов – зрительного, слухового, речедвигательного, моторного – обеспечивает высокую степень запоминания и усвоения материала, что объясняет необходимость использования этого вида РД как важнейшего средства совершенствования навыков и развития всех речевых умений. Таким образом, роль письма в обучении ИЯ велика, так как оно позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на ИЯ. Цели и содержание обучения письму В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью на «уровне выживания», т.е. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция включает овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения. Умения учащихся средней общеобразовательной школы: 1. умения графически правильного письма; 2.умения письма как самостоятельного вида РД (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушенного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка); 3.письма как средства обучения другим видам РД. Задачи обучения письменной речи связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. На начальном этапе ставится задача: а) по формированию навыков каллиграфии; б) создание навыков, связанных с установлением звуко – буквенных соответствий. Это важно и для обучения чтению. На среднем этапе проводится работа по развитию навыков орфографии и письменной речи в ограниченных пределах. На старшем этапе обучения иностранному языку приобретенные навыки письма совершенствуются. Содержание обучения письму в школе включает в себя три компонента: а) лингвистический; б) психологический; в) методологический Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывание, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо). а) знание активного лексического, грамматического и фонетического материала; б) знание графической системы языка; в) трудности, связанные с усвоением особенностей звуко – буквенных соответствий; г) правила орфографии, которые могут опираться на различные принципы (исторический, грамматический, звуковой); д) специальные формулы, характерные для письменной речи. Психологический компонент включает в себя: а) навыки и умения письма; б) умения выражать мысли в письменной форме; в) характер взаимодействие письменной речи с другими видами и формами речи; г) учет интересов и мотивов учащихся Методолгический компонент в содержании письма предусматривает: а) навыки самостоятельной работы по совершенствованию письменной речи; б) навыки использования различных опор в виде правил правописания; в) навыки использования различных орфографических справочников. Н.Д.Гальскова констатирует, что обучение письму обычно включает два аспекта: работу над техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т.е. умений письменной речи.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 6374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |