Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая система и политическая организация




Во всяком обществе существует политическая, экономическая, духовно-культурная и др. системы. Политическая система связана с осуществлением политической власти, в том числе и государственной власти. Ядро всякой политической системы составляет государственная власть.

Политическая система общества включает в себя различные подсистемы:

1. Институциональная подсистема.

а. Государство.

б. Политические партии.

в. Иные общественные объединения (организации, профсоюзы и др.).

2. Нормативная подсистема.

а. Нормы права, которые регламентируют деятельность всех элементов институциональной подсистемы.

б. Нравственные, религиозные нормы.

в. Политические нормы – нормы, содержащиеся в уставах политических партий.

3. Функциональная подсистема – действия элементов политической системы, их взаимосвязь, направления деятельности, процесс функционирования;

4. Идеологическая подсистема – всякая политическая система независимо от того, какое количество институтов в себя включает, имеет определенную идеологию.

Вопрос №11: Функции политической системы общества

Выделяются следующие функции политической системы общества:

1. Функция политического руководства обществом;

2. Интеграционная функция – объединение элементов политической системы в единое целое;

3. Регулятивная – регламентация политического поведения и политического отношения в обществе;

4. Политико-идеологическая – проведение в жизнь различных концепций, отражающих определенные мировоззрения правящей верхушки;

5. Информационная;

6. Мобилизационная – максимальное использование ресурсов в связи с потребностями общества;

7. Дистрибутивная – распределение обязанностей между компонентами политической системы;

8. Поддержание нормального функционирования и развития политической системы.

Вопрос №12: Государство в политической системе общества

Единого мнения среди государствоведов относительно места государство в политической системе нет. Мы же примем, что государство занимает центральное место, поскольку:

1. Государство является основным собственником средств производства.

2. Компетенция государства распространяется на все население, находящееся на территории государства. Государство объединяет общество в целом.

3. Государство должно выражать интересы общества, выступать от имени общества.

4. Государство принимает властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на территории государства: и граждан, и не граждан РФ.

5. Государство обладает суверенитетом – верховенством внутри границ своих территорий и независимостью от любой власти.

6. Располагает аппаратом управления – механизмом государства, в состав которого входят не только законодательные, исполнительные и судебные органы, но и их придатки – аппарат принуждения (в том числе, армия, милиция) и иные карательные органы и учреждения.

7. Государство располагает разветвленной системой идеологического воздействия на граждан и юридических лиц с целью их подчинения. Это, например, СМИ, аппаратчики, работающие в различных коллективах, иные средства воздействия. Здесь применяются как методы принуждения, так и убеждения.

8. Именно государство определяет порядок формирования, процедуры осуществления своей деятельности другими институтами, входящими в политическую систему. Помимо Конституции у нас действует ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О политических партиях», ФЗ «О профессиональных союзах», ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», где прописано, что из себя должна представлять политическая партия, какие у нее должны быть цели, порядки деятельности и др.

9. Государство и обязано, и использует социальное партнерство. То есть, привлекает негосударственные объединения – союзы предпринимателей и промышленников, иные политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации.

а. В соответствии с Конституцией мы являемся государство светским, а значит, религиозные объединения отделены от государства. А там, где они участвуют в государственной жизни, государства называются клерикальными.

б. Стоит заметить, что постепенно мы скатываемся к клерикальному государству. Потому что религиозные объединения у нас все более и более проникают в государственные структуры. В исполнительных учреждениях строятся мечети и церкви, в школах изучаются основы религии, в военных подразделениях вводятся должности священнослужителей, высшие сановники участвуют в заседаниях Государственной Думы и т. д.

в. Существуют также теократические государства, где глава государства одновременно является и главой церкви.

Таким образом, государство занимает и важное, и центральное, и определяющее, и главное положение в политической системе общества. Другие субъекты политической системы такими возможностями не располагают. Их власть распространяется только на членов конкретной организации, партии, компании и т. д. Государство является политическим ядром политической организации общества. Поэтому спор о месте государства в политической системе не имеет оснований. Хотя есть мнение, что государство является особым субъектом политической системы (Марченко).

Вопрос №13: Роль политических партий в политической жизни общества

Политические партии (в новой редакции закона) – организации, созданные в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли участников через участие в общественно-политических акциях в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов различных слоев граждан в органах государственной власти.

Цели создания политических партий:

а. Формирование общественного мнения.

б. Политическое образование и воспитание граждан. Для этого создаются различные кружки, проводятся мероприятия и др.

в. Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в различных выборах, в случае победы – работа в представительных органах.

г. Овладение государственной властью. Она всегда была очень лакомым куском.

Классификация политических партий

Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

1. Аристократические группировки (XVI-XVII вв.);

2. Политические клубы (XVIII-XIX вв.);

3. Современные массовые партии (XIX-XX вв.).

Типология партий позволяет выяснить:

а. Во-первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит (крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.);

б. Во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность только выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

в. В-третьих, на каких принципах строит свою деятельность и какие методы считает для себя приемлемыми;

г. В-четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией.

По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

По месту партии в системе власти:

а. Правящие.

б. Оппозиционные.

По методам, используемым в борьбе:

а. Левые партии – самые жесткие: вплоть до вооруженного восстания.

б. Правые – ориентированы на стабильность.

в. Центристские – компромисс.

По партийным системам:

а. Однопартийная система.

б. Двухпартийная система.

в. Многопартийная система.

Вопрос №14: Общественные объединения: понятие, виды, роль в политической системе

Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей, указанных в уставе этого объединения. Создание общественных объединений является предпосылкой формирования гражданского общества, которое состоит из самодостаточных, самоорганизующихся, активных и социально, и политически людей.

Взаимоотношения государства с общественными объединениями носят двойственный характер: с одной стороны, государство определяет порядок формирования, деятельности объединений, а с другой стороны, государство привлекает государственные объединения в качестве партнера для решения тех или иных задач.

Выделяют 3 направления деятельности государства в отношении общественных объединений:

1. Информирование объединений о состоянии дел в стране, о принимаемых решениях по тем или иным делам.

2. Совместная деятельность по тем или иным вопросам. Например, об охране окружающей среды, общественного порядка, труда и т. д.

3. Государство привлекает общественные организации к подготовке законопроектов через партийные фракции. Государство через партийные фракции выясняет, формирует общественное мнение, проводит экспертизу законопроектов, общественную, экспертизу в области экологии и др. Проверяет законность источников доходов партий и иных общественных объединений, контролирует соответствие деятельности объединения его уставному документу. В случае нарушения может приостановить деятельность объединения.

ФЗ «Об общественных объединениях» выделяет 6 видов объединений:

1. Общественные организации – строится на принципе членства;

2. Общественные движения - строится на принципе участия;

3. Общественные фонды. Они бывают различные: от фонда горбачева, до фонда поддержки инвалидов региональных событий и др;

4. Общественное учреждение. Отличаются от государственных учреждений тем, что государство не имеет к ним отношения. Они создаются на общественных началах;

5. Органы общественной самодеятельности;

6. Политические партии (в новой редакции закона) – организации, созданные в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли участников через участие в общественно-политических акциях в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов различных слоев граждан в органах государственной власти.

Вопрос №15: Власть и ее виды. Особенности государственной власти

Власть бывает разная. Под властью понимают возможность и способность одного субъекта (человек, группа людей, класс, социальный слой, общество в целом) реализовывать свою волю даже вопреки воле другого субъекта.

Можно говорить о власти церковной, власти родителей над детьми и т. д.

Социальная власть имеет много разновидностей и одной из них является государственная власть. Всякая государственная власть носит политический характер, то есть, решает вопросы, кто из членов общества прав, а кто виноват, кому платить штраф, а кому получать компенсацию, кому отбывать наказание, а кто является потерпевшим.

Признаки:

а. Выступает от имени всего общества;

б. Марксисты: власть реализуется в интересах определенного класса;

в. Она легальна и легитимна. Легальная – законная. Легитимная – поддерживаемая населением;

г. Обладает высшей силой по сравнению с любой другой властью в государстве, а также распространяется на все общество;

д. Суверенитет – независимость власти;

е. Носит арбитражный характер – посреднический. Выполняет функции арбитражного судьи: разбирает противоречия между народами, нациями, слоями общества;

ж. Формализованность - ее структура, распределение властных полномочий между центром и местами, полномочия каждого органа, полномочия должностных лиц определены конституцией и федеральными законами. Распределение власти по органам государственно власти формализовано – четко расписано в Конституции, ФКЗ и обычных законах;

з. Носит единый характер. Единство обеспечивается социальным единством, что в свою очередь обеспечивается присутствием в обществе доминирующего социального слоя и класса. В настоящее время – класса собственников. Единство государственной власти обеспечивается единством целей и задач государства. Организационно-правовое единство предусматривает наличие единой системы государственных органов. Руководители органов сельских поселений, городских поселений являются муниципальными служащими, но по поручению государственных органов. А вот органы МВД (и пр.) доходят вплоть до муниципальных образований. Это и есть организационно-правовое единство. Единство государственной власти не подрывается наличием различных ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительно-распорядительной.

Этими признаками государственная власть отличается от власти в племени и т. д. Всякая власть государственная носит политический характер, но не всякая политическая власть носит государственный характер.

Вопрос №16: Понятие, классификация функций государства

Функция (от лат. «исполнение», «осуществление», «деятельность») – в различных сферах общественной жизни наполняется своим содержанием. В условиях системного анализа – деятельность, обязанность какого-либо органа как элемента системы. В философии наиболее широкое понятие функции – комплекс операций, посредством которых проявляет себя органическая, физическая и социальная жизнь. Человек как существо социальное проявляет себя тогда, когда он действует.

Функция – как осуществление комплекса мероприятий государства как социального института. Исследователи подходят достаточно единодушно, понимая под функциями государства основные направления деятельности государства, определяемые его сущностью с целями и задачами, которые ставит государство перед собой. Функции государства, как парадигма (образец), функции государства, которые сформулированы в Конституции, законах, и функции государства, которые осуществляются реально – это не одно и то же. Ибо государственный аппарат своими действиями отклоняет эти функции. Действия чиновников направлены не на четкое исполнение функций государства, а на обеспечение существования самих себя.

Признаки функций государства:

а. Относительная устойчивость и стабильность приложения усилий государства в этом направлении.

б. Функции государства следует отличать от целей и задач, стоящих перед государством, которые являются определяющими величинами при формировании функций.

в. Мы рассматриваем функции как то, как государство должно поступать.

г. Функции определяют строение государственного механизма. Возникает какая-то новая функция – соответствующие изменения происходят в государственном механизме. Например, в наши усилилась борьба с незаконным оборотом наркотиков, который обрел объемы, угрожающие существованию общества. В составе ОВД даже не было специального подразделения. Оно было создано лишь в 80-ые.

д. Функции государства подвержены эволюции. Если брать, например, ранние формы государства – Др. Грецию и Рим, то там основные функции государства – захват чужих территорий, захват иностранцев и обращение их в рабов, использование рабов как рабочей силы, поддержание рабов в повиновении, недопущение их восстания. В европейских государствах, опрощающихся на феодальный строй, функции были иные – поддержание феодальных отношений и все вытекающее из этого. Английский экономист Адам Смит (вторая половина XVIII века) написал работу «Очерки и природе и причинах богатства государств и народов», в которой он выделил следующие функции государства:

· Оборона страны.

· Организация учреждений, которые непосильны населению, например, почта, полиция, сборщики налогов.

· Государство должно обеспечивать свободу человека посредством установления одинаковых для всех правил поведения, и в случае нарушений правил – обеспечение правосудия.

е. Все функции государства определяются в определённых организационно-правовых формах: законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, контрольно-надзорной. А также определенными методами, которые соответствуют каждой функции.

ж. Функции государства имеют определенное содержание, которые отражают деятельность государства в определенном направлении. В государствах, где общество состоит из ярко выраженных дифференцированных классов, функции направлены на защиту правящих классов. Но надо сказать, что даже в таких классовых обществах, где классы являются антагонистами, государство выполняет какие-то общие, общесоциальное задачи. Если случилось какое-то стихийное бедствие, то государство занимается ликвидацией его последствий. По мере развития государства меняется соотношение классовых и социальных функций, которые все больше наполняются общесоциальным содержанием. Например, содержание функций капиталистического государства более гуманно, чем функции феодального государства. Классовая структура государства влияет на содержание функций государства, и чем больше удельный вес общесоциального начала, тем выше роль государства, как инструмента преодоления противоречий, возникающих в обществе, достижения стабильности, компромисса в общественных отношениях.

На содержание функций государства оказывают влияние различные факторы помимо классовой структуры общества. Больше влияние оказывают национальные факторы. Современные государства в большинстве своем многонациональные, и государства во избежание распада должны выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, своевременно выявлять точки национальной напряженности и использовать государственно правовые механизмы для разрешения демократическим путем возникающих противоречий.

Научно-технический прогресс также оказывает большое влияние на содержание функций государства. С одной стороны государство должно способствовать развитию фундаментальных наук, а с другой стороны оно должно препятствовать негативному воздействию результатов использования науки и техники.

На функции государства оказывает влияние и экологическая обстановка. Эти функции приобретают планетарное, глобальное значение.

Также оказывает свое влияние на функции государства степень информатизации общества. Государство обязано обеспечить каждому члену общества доступ к информационному фону. От этого зависит и международная обстановка. Невозможно строить международные отношения, без учета информации.

Классификация функций государства

Функции государства можно классифицировать по принципу разделения властей:

а. Законодательные.

б. Исполнительные.

в. Судебные.

По продолжительности:

а. Постоянные.

б. Временные (например, создание ГКО во время Великой Отечественной Войны: отражение агрессии противника; восстановление народного хозяйства после войны и др.).

 

По объекту воздействия

а. Общесоциальные

б. Классовые

Борисович Венгеров: «Человечество – единственное биологическое существо, вид, которое своим существованием готовит собственную смерть». Постепенно, граница между внутренними и внешними функциями государства стирается. Тонкая граница замечена достаточно давно.

Джангир Абасович Керимов, а позже – его ученик - Рассолов классифицировали функции государства по единому общеглобальному критерию независимо от социальной направленности государства.

а. Борьба за выживание человечества на Земле.

б. Обеспечение поступательного развития мировой экономики, которое обеспечивало бы соответствующий прожиточный минимум для всего человечества.

в. Политическая функция – развитие институтов демократии, укрепление социального и национального согласия между народами.

г. Общесоциальная функция – борьба с бедностью, безработицей и обеспечению достойного уровня жизни на Земле.

д. Общеидеалогическая – исповедование цивилитарной идеологии, проявляющейся в поддержании науки, образования, культуры, здравоохранения и др.

е. Экологическая – все материки и океаны.

ж. Охрана прав и свобод населения.

По мнению этих ученых, государства должны отказаться от суверенитета и выполнять общечеловеческие функции.

Вопрос №17: Характеристика внутренних функций государства

Их решение происходит внутри государства:

а. Политическая функция. Все или иные функции, так или иначе, носят политический характер, т.к. в их реализации учитываются отношения политических сил общества. Это учет волеизъявления народа, обеспечение государственного суверенитета, при этом учет интересов отдельных территорий. Создание условий для самоорганизации и самоуправления народа с целью формирования гражданского общества. Обеспечение контроля со стороны общества за деятельностью государства и его органов. Защита конституционного строя как специальным органом – КС, так и народом.

б. Экономическая функция – во многом ее содержание зависит от того, рыночная эта экономика или социалистическая. Выработка общей экономической политики. В собственности государства остались предприятия – отсюда управление этими предприятиями. Установление общих правил рынка в условиях рыночной экономики. Стимулирование государственными средствами предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности. Регулирование внешнеэкономических отношений, поддержание экономического суверенитета. Роль государства в рыночной экономике значительно возрастает в период экономических кризисов.

в. Социальная функция – выравнивание уровня жизни различных слоев населения. Обеспечение благополучия общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Это достаточно острая для населения функция. Это поддержка социально-незащищенных слоев населения (инвалидов, сирот, беженцев, многодетных и др.). Реализация социальных функций зависит от экономических возможностей государства.

г. Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическую безопасность граждан и страны.

д. Формирование бюджета и финансовый контроль. Рыночная экономика использует различные механизмы: налоги, сборы, займы, ренту, выпуск облигаций и др. Все эти инструменты предназначены для того, чтобы сформировать соответствующий бюджет.

е. Защита прав и свобод личности. Обеспечение закона и правопорядка.

Вопрос №18: Характеристика внешних функций государства

Решение происходит за пределами границ государства:

а. Интеграция в мировую экономику, мировое сообщество. Ст. 15 Конституции РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы нашего государства и имеют приоритет перед внутригосударственными нормами. Государство на основании международно-правовых договоров включается в мировое экономическое сообщество, но при этом всякое государство сохраняет свой суверенитет. Мы признаем нормы международного права, но наша Конституция выше, чем все нормы международного права. Интеграция предполагает суверенитет государства над природными ресурсами. Интеграция предполагает суверенитет в выборе экономических партнеров, заключении договоров с ними, в выборе интеграционных связей. Интеграция предполагает равенство и взаимное сотрудничество, исключающее дискриминационные меры. Конечно, РФ, как и всякое другое государство, связано множеством экономических договоров. Это проявление доброй воли самого государства. Государство имеет право прервать действие того или иного договора.

б. Оборона страны, которая в современных демократических государствах основывается на принципе необходимости и достаточности уровня обороноспособности страны. Этих сил достаточно, чтобы обеспечить независимость и территориальную целостность государства.

в. Поддержание мирового порядка. Она включает в себя деятельность государства по разоружению, ликвидации ядерного оружия и запрещению его применения. Также, это сотрудничество государств в борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Участие мирового сообщества в урегулировании меж национальных конфликтов.

г. Сотрудничество с другими государствами при решении глобальных проблем. Эти глобальные проблемы можно разделить на два вида:

· Носящие естественный и целесообразный характер, это, например, защита прав и свобод человека, освоение космоса, создание глобальной информационной сети (Интернет).

· Неразумные, нерациональные, угрожающие человечеству уничтожением, это, например, проблемы экологических катастроф (Киотское соглашения 1998 года), проблемы сырьевого и энергетического характера.

Вопрос №19: Формы и методы осуществления функций государства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.