Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы деятельности механизма государства




Тоталитаризм

Смешанная республика

Парламентская республика

Президентская республика

Парламентская монархия

Дуалистическая монархия

Надо заметить, что такие монархии существовали в большинстве государств Европы, пока те не стали парламентскими или конституционными. Сейчас это редкостное явление – например, Монако, Бутан, Брунель в Азии и др.

Признаки:

а. Существование представительного органа власти;

б. Исполнительная власть в руках монарха, правительство назначается лично монархом;

в. Монарх сохраняет в своих руках только 1 ветвь власти – исполнительную.

Это почти все государства Европы: Великобритания. Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. Говорят, что в таких государствах монарх почти не играет роли, но это не так. Королева Англия олицетворяет собой непрерывность государственной власти. В настоящее время количество монархий не сокращается. Значительно сокращение было в XX веке, а сейчас наоборот, некоторые страны, например Испания, восстанавливают монархию.

Признаки:

а. Король является символом государства, иногда представителем;

б. Власть короля ограничена или отсутствует во всех трех ветвях власти;

в. Правительство формирует не монарх, а как правило парламент;

г. Контрасигнатура короля для всех актов парламента;

д. Назначение высших должностных лиц или их представление в руках короля.

Вопрос №22: Республика и ее виды

Республика – такая форма правления, где верховная власть принадлежит выборным органам, которые избираются населением на определенный срок. В отличие от монархии в республиках единственным источником власти является народ. Не государство наделяет нас правами, мы обладаем правами от рождения. Мы сами закрепили эти права на референдуме 1993 года в Конституции РФ.

Республиканская форма правления характеризуется тем, что полномочия высших органов (законодательное собрание, кабинет министров и др.) имеют определенный срок – в России 4 года. Эта форма правления предполагает ответственность правления перед народом и судом, чего нет в монархической форме правления.

Республики подразделяются на два основных вида и один промежуточный:

Примеры: США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Признаки:

а. Соединение в руках Президента полномочий главы государства и правительства;

б. Президент избирается народом;

в. Президент управляет и формирует правительство;

г. Правительство несет ответственность перед Президентом, а не парламентом;

д. Президент является главнокомандующим и вообще главой национальной безопасности;

е. Президент лишен права роспуска парламента.

Достоинства. Поскольку в руках Президента сосредоточена большая власть, то он может оперативно принимать решения по тем или иным вопросам. Он определяет политику государства. США считается образцом правового государства с позиции разделения властей.

Недостатки. Недостатки здесь являются следствием достоинств. Сосредоточение Президентской власти в один руках грозит преобразованием Президентской республики в Суперпрезидентскую, когда законодательные органы по существу утрачивают свои позиции.

Примеры: ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария, Греция и др.

Признаки:

а. Президент несет ответственность перед парламентом;

б. Президент выбирается парламентом;

в. Правительство формируется парламентом или партийным большинством

Недостатки. Там, где парламент сформирован в условиях отсутствия лидерства одной из партий (например, 40% голосов), премьером становится представитель партии большинства, а места занимаются пропорциональной набранным голосам, образуется коалиционное правительство, в этом случае правительства очень часто сменяются (парламент выражает недоверие), отправляются в отставку.

Достоинства. Правительство формируется на основе коллегиального обсуждения персон.

Примеры: Россия, Франция, Литва, Веймарская республика и др.

Признаки:

а. Двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом;

б. Парламент и президент избираются народом;

в. Главой государства является президентом;

г. Президент обладает правом назначения правительства.

Вопрос №23: Унитарное государство и его виды

Унитарное государство – единое слитное образование, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, в разных государствах они называются по-разному (провинции, воеводства или иные образования). Унитарное государство представляет собой самую высокую степень централизации государственной власти. Как правило, такая форма территориально-государственного устройства присуща государству с одной господствующей нацией или народом. Там могут быть представлены и другие народы, но они в заметном меньшинстве.

Автономные образования – места, где есть определенная концентрации других народов, но государство не перестает быть унитарным. Это, например, Крым в составе Украины, Аланские острова в Финляндии, остров Корсика во Франции. Все эти автономные образования выделяются территориальной обособленностью, своеобразием населения. Унитарные государства с такими образованиями называются сложными. Унитарные государства, не имеющие подобных образований, - простые (Польша, государства Прибалтики, Болгария, Турция и др.).

Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся определенными историческими, географическими условиями, а населению присущи определенное национально-исторические особенности.

Различают два вида автономии:

· Политическая – обладает более широкими правами (например, издание собственного законодательства). Это, например, Гренландия Дании, Аланские острова Финляндии, уйгуры, монголы, тибетцы в Китае.

· Культурно-административная (административная) – в школах предметы ведутся на национальном языке или диалекте, издание газет, книг на национальном языке (этими правами обладает и политическая автономия).

Признаки унитарного государства:

· Административно-территориальная единица не имеет право иметь собственное законодательство;

· Единая правовая система, конституция, высшие органы власти;

· Составные части государства не обладают суверенитетом.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными. В централизованном государстве управление в региональных единицах осуществляется путем назначения чиновников сверху. В наше время, это государства Африки, всевозможные монархии и ряд государств Азии. В унитарных государствах в условиях военного времени (Непал, Камбоджа) избранные Президент или становится или заменяется Военным Президентом. В децентрализованном унитарном государстве на всех уровнях административно-территориального деления чиновники избираются населением. Это, например, Великобритания. Относительно централизованные унитарные государства имеют свою сферу деятельности, например, обеспечение социального порядка. Российская Империя – централизованное унитарное государство. Империи – неустойчивые образования и малоэффективны как формы государственного устройства.

Вопрос №24: Федерация: понятие, признаки, принципы образования и функционирования

Федеративное (союзное) государство – сложное образование, которое состоит или из государств самостоятельных, или состоит из государственных образований – субъектов федерации. Эти субъекты в разных федерациях имеют разные названия – в США – штаты, в ФРГ – земли, в РФ – разные названия (области, края, автономные республики).

Федерация образуется двумя путями:

а. На основе союза ранее самостоятельных государств. Например, США – сначала объединилось 12 штатов (1773 год), также СССР – на основе договора.

б. Федерации образованные сверху – актами государственных органов (чаще всего, это Конституция). Такие федерации называют конституционными. Например, РФ, Мексика имеют конституционно-правовую договорную основу. В РФ – договор между центром и большинством республик: Татарстан, Башкирия, Чувашия и др. Такие договоры ставят субъекты федерации в неравное положение, когда каждая республика «выторговывает» свои права. В США каждый штат равноправен, хоть и имеет свое законодательство, в РФ же заранее различные полномочия и компетенция субъектов.

Признаки Федерации:

а. Составные части государства – субъекты федерации;

б. Все субъекты имеют свои собственные законодательные и исполнительные органы;

в. Законодательство двух уровней;

г. Разделение предметов ведения федеральных органов и органов субъектов;

д. Как правило представительный законодательный орган состоит из 2 палат, где в одну включаются представители субъектов;

Различают федерации созданные по административно-территориальному принципу как, например, в США, и федерации созданные автономно-территориальному принципу, как, например, в Бельгии, Швейцарии. Но можно говорить и о смешанном принципе, это, конечно же, РФ. Есть административно-территориальные единицы в виде областей, краев и автономно-территориальные единицы в виде автономных областей, республик и др.

Вопрос №25: Конфедерация и иные формы государственных объединений

Конфедерация – временный союз государств, создаваемый для достижения конкретных политических, экономических или каких-либо других целей. В связи с их временным характером, то по достижении целей конфедерация либо распадается (Сенегамбия распалась на Сенегал и Гамбию), либо преобразуется в федерацию (Германский союз в 1871 г. преобразовался в Германскую империю).

Признаки Конфедерации:

а. Отсутствие суверенитета в рамках конфедерации вследствие отсутствия единого государственного аппарата;

б. Отсутствует единая система законодательства;

в. Могут создаваться союзные межгосударственные органы, но только для решения проблем, по которым государства объединились;

г. Субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода.

В последнее время выделяют также новые формы государственных объединений, такие как ассоциированные государственные объединения, например СНГ.

Существовали также и другие формы, например империи и протектораты.

Империя – государство, обладающие большой территорией и объединяющие в себе представителей самых различных этносов. Основным признаком является наличие мощной центральной власти, а также ассиметричное политическое и правовое положение у центральных районов и периферии.

Протекторат – форма государственных объединений, где одно государство признает над собой верховенство другого, при этом оно теряет свои полномочия в международных отношениях, но сохраняет внутреннюю династию и возможно управления внутри государства.

Вопрос №26: Демократический государственно-правовой режим: понятие и виды

Демократический государственный режим присущ современным развитым государствам, где существует так называемый средний класс – значительная часть населения, имеющая определенную собственность. Хотя высокая профессиональная квалификация, тоже определяет человека как средний класс.

Признаки:

а. Источник власти – народ;

б. Высшие органы власти избираются;

в. Провозглашаются и обеспечиваются основные права и свободы;

г. Установленный на конституционной основе принцип разделения властей;

д. Существует система сдержек и противовесов;

е. Присутствует политическая оппозиция;

ж. Развитая система местного самоуправления;

з. Развитое гражданское общество.

В таких государствах методы принуждения строго ограничены законом, а массовое или социальное насилие в отношении населения исключается вообще. Государственная власть используется только в интересах общества, никоим образом не в интересах какой-либо группы.

К таким государствам можно отнести США, Великобританию, Германию, а по существу – все государства Европы, Канада, Австралия и др. Для них государство и право не является чем-то чуждым. Граждане рассматривают государство и право как благо, т.к. они направлены на всеобщее благо. Чиновники – люди, которые работают на общество в целом, они не реализуют только свои корыстные интересы.

Вопрос №27: Антидемократический государственно-правовой режим: понятие и виды

Авторитаризм

Авторитарные государства – преобладают методы принуждения, а то и прямого населения, правда, при сохранении определенных черт либерализма. Роль парламента принижена. На первые позиции выходит исполнительная власть. Если главой государства является Президент или монарх, то его переизбрание на очередной срок не предусмотрено в Конституции, он будет править, пока сможет.

Признаки:

а. Власть находится в руках одного человека либо правящей элиты;

б. Представительный орган существует, но не играет никакой роли;

в. Права и свободы людей провозглашаются, хотя не всегда соблюдаются;

г. Принцип разделения властей не соблюдается;

д. Власть не подчиняется народу;

е. Власть как правило не обладает легитимностью;

ж. Репрессии не употребляются.

Примеры: Парагвай, Индонезия, Сирия, Берег Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар).

Тоталитарные государства – проявления XX века. Такое понятие ввел Бенито Муссолини. Чем характеризуется тоталитарное государство?

а. Идеологизация всей общественной жизни (нацистская Германия, фашистская Италия);

б. Монополия на информацию (Геббельс не допускал к СМИ людей, не состоящих в партии);

в. Массовый террор;

г. Слияние государственного и партийного аппарата;

д. Жесткая централизация власти;

е. Упразднение местного самоуправления;

ж. Существование одной партии или идеологии;

з. Формируется культ личности.

Примеры: СССР, нацистская Германия.

Вопрос №28: Механизм государства и принципы его организации и деятельности

Механизм государства очень сложен и многообразен. Например, Афины (V в. до н. э.) – 35 тыс. граждан, а механизм государства уже очень сложен. Некоторые под механизмом государства понимают аппарат государственной власти и по существу идентифицируют механизм государства и аппарат государственной власти (Байков, Марченко и др.).

Другие считают, что понятие аппарат значительно уже, чем понятие механизм: оно включает только совокупность органов, реализующих государственную власть. Таким образом, необходимо подразделять аппарат государства (государственные органы) и механизм государства. Государственный аппарат в широком смысле – государственные органы, учреждения и др., в узком – совокупность государственных органов.

Можно сказать, что механизм государства – совокупность или система государственных органов или организаций, осуществляющие государственную власть, реализующие задачи и функции государства.

В литературе выделяют следующие черты, признаки механизма государства:

а. Целостная система государственных органов и организаций. Это не просто конгломерат, а система, которая предполагает наличие единой цели всех составляющих этой системы. Единство целей и задач всякого государства обеспечивается, прежде всего, Конституцией, в ней прописано, чем является Российское государство. Кроме этого, приняты федеральные законы, в частности ФЗ «О системе государственных органов РФ» от 27 мая 2003 год, «О государственной гражданской службе в РФ», «О государственной военной службе и о государственной правоохранительной службе». Таким образом, единство государственного механизма обеспечивается единством целей и задач, стоящих перед этим механизмом.

б. Структурные звенья всякого механизма составляют государственные органы и организации, связанные между собой принципом субординации и координации. Например, существуют разные органы по борьбе с наркотиками, которые объединяют свои усилия для решения общей задачи, они координируют свои усилия.

в. Механизм государства служит средством осуществления функций государства. Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная взаимосвязь. Механизм подстраивается под функции государства. От функций государства зависит и строение организма, они оказываются непосредственное влияние на строение тех или иных составных частей механизма государства. Цели и задачи определяют функции, а функции определяют строение механизма.

г. Для обеспечения реализации государственных властных велений механизм государства имеет непосредственное орудие принуждения, соответствующее определенному научно-техническому и гуманистическому уровню эпохи (это органы поддержания правопорядка и т. д.).

д. Сложность и многообразие органов составляющих механизм государства. Здесь нужно выделять органы государства и государственные организации, учреждения, оказывающие определённые услуги населению (образовательные, медицинские, транспортные и др.). Они не участвуют в реализации государственной власти непосредственно, но способствуют в решении задач государству. Таким образом, структура механизма и обширная и разнообразна. Сюда входят и органы управления, и органы принуждения.

е. Механизм, являясь сложным образованием, подразделяется на разные системы. Например, на ветви власти: законодательно-представительные, исполнительно-распорядительные и органы судебной власти. По уровню: органы общефедеральные и органы субъектов.

Деятельность механизма государства строится на определенных принципах, под которыми предполагаются основополагающие идеи, на которых строится система формирования и деятельности механизма государства.

Принципы государства подразделяют на общие принципы и частные принципы.

Общие принципы, как правило, подразделяют на конституционные и принципы, содержащиеся в федеральных законах.

Конституционные:

а. Принцип народовластия (ч. 1 ст. 3 Конституция РФ) – носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

б. Принцип гуманизма (ст. 2 Конституция РФ) – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Вся политика государства должна быть направлена на обеспечение благополучия членов общества.

в. Принцип разделения властей.

г. Принцип федерализма – разграничивает полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации (ст. 71, 72, 73 Конституция РФ).

д. Принцип законности проходит красной нитью по всем статьям Конституции, ФКЗ и ФЗ. Это основополагающий принцип – ст. 15 Конституция РФ. Все органы государственной власти, граждане и др. обязаны соблюдать Конституцию и законы. Положения Конституции конкретизируются в этих нормативных актах. Здесь установлено верховенство Конституции РФ над ФЗ. А Конституции и ФЗ – над иными нормативно-правовыми актами.

е. Подчеркивается приоритетность признания и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Частные:

а. В этих актах говорится о равном доступе к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

б. В качестве принципа признается общеобязательность для государственных служащих исполнение решений, принятых вышестоящими должностными лицами.

в. Профессионализм и компетенция.

г. Гласность в обеспечении государственной службы. Государственные служащие обязаны учитывать настроение людей в отношении того или иного решения органов власти.

д. Ответственность государственных служащих за принимаемые ими решения.

е. Состязательность в судопроизводстве.

ж. Презумпция невиновности.

з. Равноправие сторон (ГПК).

Вопрос №29: Понятие и признаки органа государства

Единства в подходе к определению понятия органов государства среди ученых-теоретиков нет. В одних случаях под государственным органом понимается государственное учреждение, выполняющее задачи в той или иной сфере общественной жизни (сфера здравоохранения – Департамент здравоохранения, образование – Департамент образования). В других случаях понимают часть механизма государства, имеющего собственную структуру и определенную законом компетенцию.

Признаки государственного органа:

а. Государственный орган – это есть социальный организм.

б. Государственный орган – элемент государства, занимающий в механизме определенное место, и поскольку механизм это система, орган государства связан с иными органами состоящими в этой системе. Например, прокуратура субъекта федерации по вертикали связана с Генеральной прокуратурой, по горизонтали - с областным судом, надзор за УВД и нормативными актами субъекта, также по вертикали – прокуратура города, района и т. д. Таким образом, государственный орган прочно связан различными связями субординационного или координационного порядка с иными элементами механизма государства.

в. Сам государственный орган имеет внутренние образования. Например, прокуратура субъекта федерации имеет различные подразделения, которые находятся во взаимосвязи. Таким образом, орган государства внутренне системен.

г. Подразделения государственного органа состоят из государственных служащих – бюрократов, которые состоят в отношениях между собой.

д. Государственный орган наделен властными полномочиями или компетенцией. Компетенция определяется предметом ведения органа. Компетенция юридически закреплена в Конституции, ФКЗ, ФЗ. Реализация органом своей компетенции – это не только право, но и обязанность. В соответствии с властными полномочиями государственный орган может издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты, а также издавать индивидуальные правовые акты (приказы и инструкции министра, руководителя департамента и т. д.). Для исполнения правовых актов государственный орган может использовать принуждение, но лишь в случаях и объемах прямо предусмотренных законом.

е. Государственный орган активно участвует в реализации функций государства, для чего он собственно и создается. Для этого применяются соответствующие формы и методы.

Вопрос №30: Виды органов государства

Будучи составными частями механизма государства, они могут различаться путем формирования, функциями, компетенцией, формами и методами осуществления функций.

В литературе различают различные критерии для классификации органов государства.

По времени действия:

а. Постоянные (правоохранительная, оборонная и др.).

б. Временные (ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС – 1984 год, ГКО – во время Великой Отечественной Войны).

По объему компетенции:

а. Органы общей компетенции (Правительство РФ, администрация субъекта и др.).

б. Органы специальной компетенции (министерства, департаменты и др.).

По принципу разделения властей:

а. Законодательная (представительная) власть занимается изданием законов, которые требуются обществу. Выборный характер этих органов предопределяет и коллегиальный порядок принятия ими решений. У входящих в законодательную ветвь власти органов нет принципа субординации. Законодательное собрание РФ не подчиняет себе законодательное собрание субъекта РФ (ст. 71-73 Конституции РФ) – разграничение компетенций.

б. Исполнительно-распорядительная власть, которая занимается исполнением законов. Для реализации функции исполнения необходимо иметь распорядительные полномочия. Муниципальные органы берут свое начало от Земств, образованных в результате реформ второй половины XIX века. Эти органы призваны заниматься развитием политической и экономической активности населения. В городе Томске это Городская Дума и Администрация города Томска. В унитарном государстве создается одно правительство, а в федеральном их может быть несколько, поскольку субъекты федерации также создают свои правительства.

в. Судебная власть представлена высшими инстанциями: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Конституционный Суд проверяет выходящие нормативно-правовые акты на соответствие Конституции РФ. Суды независимы, и эта независимость закреплена законом. Они призваны защищать человека от произвола других ветвей власти.

г. Некоторые авторы выделяют еще и контрольную ветвь власти. Ее выделяют для того, чтобы обеспечить самостоятельность всех ветвей власти, независимость от других ветвей. Это прокуратура, Счетная Палата, контрольно-ревизионные ведомства.

д. СМИ. Это, конечно, образно, поскольку они не располагают властными полномочиями. Их выделяют в ветвь власти потому, что они оказывают сильное влияние на народные массы. Они формируют мнение народа относительно эффективности или неэффективности того или иного политического или государственного деятеля. В этой связи называть их как самостоятельную ветвь власти нет оснований.

Все ветви власти получают делегированные от народа полномочия на выполнение тех или иных функций. Но подразделение органов государственной власти лишь по принципу разделения властей не является единственным критерием.

По способу организации (создания) органов власти из делят на:

а. Первичные – получают свой мандат от народа непосредственно. Это, например, законодательные органы власти, Президент.

б. Производные – создаются первичными органами государственной власти. Это, например, органы прокуратуры и др.

По объему властных полномочий:

а. Высшие – центральные органы власти

б. Местные – муниципальные органы власти, которые выполняют многие функции по поручению центральных органов власти.

По способу решения вопросов:

а. Коллегиальные – Правительство РФ, Федеральное Собрание и др. Прописана компетенция органа.

б. Индивидуальные (единичные) – Президент РФ, Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка и др. Прописана компетенция должностного лица. В Конституции РФ предусмотрены полномочия Президента РФ, а не администрации Президента РФ.

Вопрос №31: Правовой статус личности: понятие и структура

В самом кратком виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение человека в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в обществе.

Основу правового статуса составляют права, свободы и обязанности, закрепленные в нормативно-правовых актах.

Структура правового статуса личности выглядит следующим образом:

а. Права и обязанности;

б. Законные интересы;

в. Правосубъектность;

г. Гражданство;

д. Юридическая ответственность;

е. Правовые принципы;

ж. Правовые нормы.

Различают следующие виды правового статуса:

а. Конституционный статус гражданина;

б. Родовой статус определенных категорий граждан;

в. Индивидуальный статус;

г. Статус физических и юридических лиц;

д. Статус иностранцев, апатридов, бипатридов;

е. Статус российских граждан за рубежом;

ж. Отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой;

з. Профессиональные и должностные статусы;

и. Статус лиц, работающих в особых регионах страны.

Вопрос №32: Основные права и свободы граждан

Права человека – социальные и юридические возможности пользоваться определенными благами. Также права человека определяют как меру возможного поведения в обществе или действия, не запрещенные законом.

В институт прав и свобод человека входят принципы права, на которых основывается законодательство, правда, стоит учитывать, что ни один нормативный акт не может ограничивать основные права и свободы человека, что также закреплено в Конституции.

В прошлом естественные права человека не фиксировались в законодательных актах, так как подразумевалось их существование как данность. Так было например с Конституцией США до принятия Билля о правах. Сейчас же основные права и свободы граждан принимают позитивный характер.

Основой для прав и свобод граждан являются международные нормативно-правовые акты, такие как Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах человека и т.д. На основании этих нормативно-правовых актов принимаются российские акты. Большинство прав и свобод закреплено в Конституции Российской Федерации.

Институт прав человека основывается на следующих принципах:

а. Принцип всеобщности – основные права и свободы человека принадлежат всем людям вне зависимости от гражданства или других оснований;

б. Принцип неотчуждаемости – с одной стороны государство не может без веских оснований лишить человека его прав, с другой сам человек не может отказаться от их использования;

в. Принцип непосредственного действия – значит, что при вынесении решения суд может ссылаться непосредственно на статью, содержащую данное право;

г. Принцип равноправия – права не только даются всем людям, но и даются в равном объеме, то есть «равенство всех перед законом и судом»;

д. Принцип государственной защиты прав и свобод – именно государство является гарантом исполнения прав и свобод, что придает им особую стабильность.

Важной особенностью прав человека является то, что они внетерриториальны и вненациональны, то есть они признаются во всем мировом сообществе.

К основным правам человека относятся:

а. Право на жизнь;

б. Право на здоровье;

в. Право на личную безопасность и неприкосновенность;

г. Право на защиту чести, достоинства, доброго имени;

д. Право на свободу мысли и слова, выражения мнений и убеждений;

е. Право на выбор места жительства;

ж. Право на приобретение, владение, распоряжение собственностью;

з. Право заниматься предпринимательской деятельностью;

и. Право покидать страну и возвращаться обратно.

Права человека также делятся на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные.

Также в историческом контексте современные исследователи выделяют 3 поколения прав:

а. Политические, гражданские и личные – провозглашенные буржуазными государствами;

б. Социально-экономические – возникли под влиянием социализма;

в. Коллективные – выдвинуты были в основном развивающимися странами при освобождении (право на мир, независимость, самоопределение и т.д.).

Стоит различать права человека и права гражданина, так права человека даются ему от рожденья, а права гражданина только после становлению гражданином государства и находятся под защитой именно этого государства.

В отличие от прав граждан, права человека не всегда являются юридическими категориями, достаточно часто это социальные или моральные категории, которые могут выполняться вне воли и законодательства данного государства.

Вопрос №33: Обязанности граждан

Юридическая обязанность – мера должного поведения, установленная законом.

Функциональное назначение юридической обязанности – корреспондировать субъективным правам, ведь там где есть право одного – там наступает обязанность другого, социальное назначение – формировать должное поведение граждан, правовую культуру.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых является человек, а также на юридические, носителями которых являются граждане.

Обязанности закрепляются, как правило, в Конституциях государств, либо Декларациях (Декларация прав и обязанностей человека и гражданина 1794 г.). Сейчас в ООН активно дебатируется идея принятия Всеобщей декларации обязанностей человека и гражданина.

Обычно слово «обязанность» у людей ассоциируется с тоталитаризмом, что в корне неверно, так как обязанность во-первых не всегда ложится на людей, а также и на само государство, важно не их существование а то, на кого они возлагаются, а во-вторых в тоталитарных государствах, как правило, обязанности маскировались под правами (право на участие в выборах, что по сути являлось обязанностью).

Классификации обязанностей как таковой нету, обычно их вычленяют из списка прав (право на выражение мнения – обязанность не препятствовать выражению мнения).

Вопрос №34: Гарантии прав и свобод граждан

Гарантии прав и свобод гражданина – механизмы защиты прав и свобод граждан, установленные законодательством.

К таким механизмам относится введение или создание определенные должностей, государственных органов, а также органов местного самоуправления, создание специальных законов или процедур защиты прав и свобод.

Внутригосударственные средства защиты:

а. Судебная защита – конституционно установлено, что каждый человек имеет право на обращение в суд и получение квалифицированной юридической помощи;

б. Уполномоченный по правам человека – к нему могут обращаться все граждане, которые считают свои права ущемленными, в результате собственного расследования Уполномоченный может принять решение обратиться в суд или прокуратуру для защиты прав данного гражданина;

в. Президент – является гарантом конституции, а следовательно и гарантом прав и свобод граждан;

г. Конституционный суд – выделяется отдельно от судебной защиты, так как в него можно обратиться при условии несоответствия закона Конституции.

Международные средства защиты:

а. Комиссия по правам человека, центр по правам человека, верховный комиссар по правам человека – действуют в рамках ООН;

б. Комитет по ликвидации расовой дискриминации, комитет по правам человека, комитет по правам ребенка – специальные органы, созданные на основе принятых конвенций;

в. Европейский суд по правам человека – рассматривает жалобы на действия со стороны властей, т.е. жалобы на действия частных лиц не принимаются.

Вопрос №35: Понятие права и его признаки

Право – система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Признаки права:

а. Системность права – право есть система норм, а не хаотичный их набор;

б. Государственно-волевой характер – право исходит от государства или представителей народа, никто иной кроме них не может устанавливать право;

в. Формальная определенность – нормы права фиксируются в нормативно-правовых актах, то есть только формально существующее право им является;

г. Нормативность – право состоит из норм;

д. Общеобязательность – нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами государства;

е. Право как средство социального компромисса;

ж. Общественность;

з. Социальность

Стоит также различать право в объективном и субъективном смыслах:

а. Объективное право – установленное законодательно право, которое существует в государстве, когда человек рождается он получает эту систему в свое распоряжение;

б. Субъективное право – право конкретного человека, основанное на объективном праве.

Вопрос №36: Сущность и социальное назначение права




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.17 сек.