Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы изложения норм права




В процессе нормотворчества выработалась практика изложения норм права в его многовариантности:

а. 1 статья нормативно-правого акта соответствует 1 норме права;

б. 1 статья нормативно-правого акта содержит несколько норм права;

в. 1 статья нормативно-правого акта содержит 2 части нормы права;

г. 1 статья нормативно-правого акта содержит 1 часть права.

Как правило используется 3 и 4 методы, так как иначе нормативно-правовые акты принимали бы большие размере. В результате неполного изложения нормы права остальные ее части часто присутствуют в других нормативно-правовых актах.

Вопрос №42: Виды норм права

Существует множество классификаций норм права:

1. По отраслям принадлежности:

а. Конституционные;

б. Административные;

в. Гражданские;

г. Земельные и т.д.;

2. В зависимости от характера:

а. Материальные – правовое положение субъекта;

б. Процессуальные – порядок реализации материальной нормы;

3. В зависимости от методов правового регулирования:

а. Императивные;

б. Диспозитивные;

в. Поощрительные;

г. Рекомендательные;

4. В зависимости от времени действия:

а. Постоянные;

б. Временные;

5. В зависимости от функций:

а. Регулятивные;

б. Охранительные;

6. В зависимости от круга лиц:

а. Общераспространенные;

б. Специальнораспространенные;

7. В зависимости от определенности элементов правовой нормы:

а. Абсолютно-определенные;

б. Относительно-определенные;

в. Альтернативные;

8. В зависимости от сферы действия:

а. Общефедеральные;

б. Региональные;

в. Локальные;

9. В зависимости от юридической силы:

а. Нормы законов;

б. Нормы подзаконных актов;

10. В зависимости от способа правового регулирования:

а. Управомачивающие;

б. Обязывающие;

в. Запрещающие;

11. В зависимости от органов правотворчества:

а. Государственные

б. Негосударственные – народ на референдуме, органы местного самоуправления;

12. Специальные нормы:

а. Нормы-дефиниции;

б. Нормы-цели, нормы-принципы – являются исходными для последующих норм;

в. Гарантийные нормы – направлены на обеспечение тех или иных прав;

г. Коллизионные нормы – направлены на разрешение при противоречии норм разных нормативно-правовых актов по отношению к одному и тому же случаю;

д. Оперативные – правила изменения норм права.

Вопрос №43: Источники (формы) права. Понятие и виды

Источники права – официальная форма выражения и закрепления норм права.

Форма права – специфическое выражение норм права, придающие им качество общеобязательности.

Сейчас выделяется 4 основные форы (источника) права:

1. Правовой обычай – исторически сложившееся в результате многократного применения правило поведения;

2. Нормативно-правовой акт – официально принимаемый законодателем акт, содержащий нормы права;

3. Юридический прецедент – судебное или административное решение, которому придается сила нормы права и используется при разрешении схожих дел;

4. Нормативный договор – соглашение между правотворческими органами, в результате чего формируется новая норма права;

5. Правовая доктрина – высказывание идей наиболее авторитетных юристов или государственных деятелей, изложенные в научных трактатах и используемые судами при разрешении дел.

Вопрос №44: Закон: понятие и виды

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Признаки:

а. Принимается только органами законодательной власти или референдумом;

б. Имеет особый порядок подготовки и принятия;

в. Выражает волю и интересы народа;

г. Обладает высшей юридической силой;

д. Регулирует наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов:

1. По юридической силе:

а. Конституция;

б. Федеральный конституционный закон;

в. Федеральный закон;

г. Законы субъектов федерации.

2. По принявшему субъекту:

а. Законы, принятые законодательным органом;

б. Законы, принятые на референдуме;

3. По предмету правового регулирования:

а. Конституционные;

б. Административные;

в. Гражданские;

г. Уголовные и т.д.;

4. По сроку действия:

а. Постоянные;

б. Временные;

5. По характеру:

а. Текущие;

б. Чрезвычайные;

6. По сфере действия:

а. Федеральные;

б. Региональные;

7. По содержанию:

а. Экономические;

б. Социальные и т.д.;

8. По степени систематизации:

а. Обычные;

б. Кодифицированные;

9. По значимости содержащихся норм:

а. Конституционные;

б. Обыкновенные;

10. По объему регулирования:

а. Общие;

б. Специальные.

Вопрос №45: Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы

Правотворчество – активная государственная деятельность по созданию, изменению или отмене нормативно-правовых актов.

Правотворчества от правообразования отличается тем, что правотворчеством является именно деятельность государства, а в правообразование входят также создание религиозных трактатов, существование естественных прав.

Принципы правотворчества:

а. Демократизм – правотворчество должно протекать с привлечением граждан к этому процессу, да и сам законодательный орган должен формироваться на демократической основе. Наиболее важные законопроекты должны обсуждаться всеми гражданами, для чего и придуман институт референдума;

б. Законность – процедура принятия закона должна проходить в строгом соответствии с законодательством данной страны, а также принятый закон не должен противоречить другим законам;

в. Гласность – широкое оповещение всех субъектов правотворчества о предлагаемом акте, опубликование нормативно-правовых актов в СМИ;

г. Научность – при правотворчестве законодательные органы должны изучать социальную, экономическую и другие ситуации в государстве для создания адекватного нормативно-правового акта, а также это означает, что при создании нормативно-правового акта необходимо учитывать последствия его принятия;

д. Профессионализм – это не только принцип правотворчества, но и принцип всего государственного механизма. Этот принцип говорит о том, что правотворчеством должны заниматься люди, обладающие требуемыми для этого знаниями.

Правотворческий процесс в романо-германской правовой семье в основном связан с законотворческой деятельностью государства. Обычно выделяются 4 стадии законодательного процесса:

1. Внесение законопроекта (законодательная инициатива);

2. Рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах;

3. Принятие и утверждение закона;

4. Обнародование закона, которое состоит из 2 стадий:

а. Подписание закона главой государства;

б. Опубликование закона.

Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ, членам Федерального собрания, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, высшим федеральным судам.

В зависимости от субъекта совершающего правотворчество выделяют следующие формы правотворческой деятельности:

а. Непосредственное правотворчество – посредством референдума;

б. Законотворчество – осуществляемое представительными государственными органами;

в. Делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность исполнительных органов по поручению парламента;

г. Подзаконное правотворчество – нормы права принимаются не законодательными органами;

д. Муниципальное правотворчество – правотворчество, осуществляемое муниципальными органами.

Вопрос №46: Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды

Подзаконные нормативно-правовые акты – изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты должны приниматься на основании законов государства, то есть не должны ему противоречить, в случае их несоответствия применяется закон. Подзаконные акты призваны детализировать существующие правовые отношения, а также принимаются в чрезвычайной ситуации, когда нужно быстрое реагирование на ситуацию.

Признаки подзаконного нормативно-правового акта:

1. Основываются на законах и не должны им противоречить;

2. Упрощенные порядок принятия;

3. Обычно имеют более узкое значение, чем законы.

Классификация подзаконных нормативно-правовых актов:

1. Указы Президента – обязательны для исполнения на всей территории России, не должны противоречить законам РФ;

2. Постановления Правительства РФ – принимаются на основании законов и указов Президента РФ;

3. Указы, инструкции, уставы, положения министерств;

4. Решения и постановления местных органов власти;

5. Решение, постановления и распоряжения местных органов управления;

6. Нормативные акты муниципальных органов;

7. Локальные нормативные акты.

Вопрос №47: Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды

Систематизация – упорядочивание нормативно-правовых актов, приведение их в определенную систему, она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им.

Виды систематизаций:

1. Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативно-правовых актов без изменений их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Бывает двух видов:

а. Официальная – собрание законодательства в РФ;

б. Неофициальная – сборники нормативно-правовых актов, представляемые в учебных целях;

2. Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативно-правовых актов в один акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное значение, происходит только редакционная правка и удаление повторов. Например Указ президента «О праздничных датах»;

3. Кодификация – форма систематизации, путем объединения несколько нормативно-правовых актов в один, логически цельный акт, с изменением содержания. В процессе кодификации старые нормы права устраняются, формулируются новые, устраняются противоречия между нормами;

4. Введение в строй электронной системы классификации нормативно-правовых актов – обеспечивает доступность нормативно-правовых актов для всех граждан.

Вопрос №48: Коллизии в праве и способы их разрешения

Коллизии в праве – расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами своих полномочий. Коллизия может выражаться также в виде правового тупика, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

Коллизии в праве возникают по множеству причин, в России главной причиной является то, что наше государство проходит сложный период социально-экономических преобразований. Все эти отношения требуют регламентации, в результате чего с одной стороны не принимаются зачастую своевременно законы и возникают пробелы в праве, с другой принимаются как подзаконные акты, так и законы, которые часто противоречат друг другу. Вдобавок вновь принятые законы вступают зачастую в противоречие со старыми законами, при этом не отменяя их, часто требуется время для перестройки текущего законодательства, в результате чего у нас все еще действуют законы РСФСР в той части, в которой не противоречат современному законодательству.

Коллизии бывают нескольких видов:

1. Между нормативно-правовыми актами или отдельными правовыми нормами;

2. В правотворчестве – бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов;

3. В правоприменении – разнобой в практике применения одних и тех же актов;

4. Полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований;

5. Целей – различные целевые установки в актах разных уровней или разных органов;

6. Между национальным и международным правом.

Наиболее распространенные способы разрешения юридических коллизий:

1. Толкование – важно, чтобы оно не породило новых коллизий;

2. Принятие нового акта;

3. Отмена старого акта;

4. Внесение изменений или уточнений в действующие акты;

5. Судебное, административное, арбитражное или третейское разбирательство;

6. Систематизация законодательства;

7. Переговорный процесс, создание согласительных комиссий – Президент РФ может созывать комиссии для разрешения противоречий;

8. Конституционное правосудие;

9. Оптимизация правопонимания;

10. Международные процедуры.

На практике применяются следующие меры:

а. Принятие более позднего акта;

б. Принятие акта, обладающего высшей юридической силой;

в. При коллизиях по горизонтали применяется не общий, а специальный акт (например Конституция и ФКЗ – применяется ФКЗ);

г. При коллизиях по вертикали применяется не специальный, а общий акт (Конституция РФ, а не Конституция республики).

Вопрос №49: Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

По общему правилу в России законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. В СССР законы вступали в действие с момента принятия, также в самом законе может располагаться информация о том, когда он вступает в действие.

Утрачивает закон силу либо по истечении срока действия, либо в результате принятия закона, которые заменяет этот или напрямую отменяет его.

Стоит также сказать об обратной силе закона, то есть о распространении действия закона на случаи до его принятия. Например произошел имущественный спор, но этот спор не вызывает ответственности по существующему законодательству, если закон не имеет обратной силы, то новый закон, который назначает ответственность по этому спору. В России закон не имеет обратной силы, кроме редких случаев, когда в законе указывается смягчение ответственности.

Вопрос №50: Правовые отношения: понятие, признаки, виды

Правоотношения – отношения, урегулированные правом.

Признаки:

1. Отношения между людьми в государственно-организованном обществе;

2. Идеологические отношения, так как право любого государства выражает определенную идеологию;

3. Волевые отношения, так как выражают волю государства;

4. Отношения, регулируемые правом;

5. Отношения между субъектами права на основе субъективных прав и юридических обязанностей.

Виды правоотношений:

1. По отраслевому признаку:

а. Государственные;

б. Административные;

в. Семейные;

г. Трудовые и т.д.;

2. По основанию возникновения:

а. Регулятивные – возникают из правомерных действий;

б. Охранительные – возникают из противоправных действий;

3. По степени конкретизации:

а. Абсолютно-определенные – точно определена одна сторона отношений, которой противостоят все остальные субъекты;

б. Относительные – строго определены обе стороны;

в. Общие – выражают отношения более высокого уровня, например государство-гражданин или отношения между гражданами;

4. По характеру обязанностей:

а. Активные – обязанность заключается в совершении действия;

б. Пассивные – обязанность заключается в воздержании от совершения действия;

5. По количеству субъектов:

а. Простые – между двумя субъектами;

б. Сложные – между несколькими субъектами;

6. По длительности:

а. Кратковременные;

б. Долговременные.

Вопрос №51: Содержание правовых отношений. Субъективное право и юридическая обязанность

В качестве содержания правоотношения рассматривается его материальное содержание и юридическое.

Материальное содержание правоотношения – само поведение субъектов правоотношения. Юридическое содержание правоотношение составляют субъективное право и юридическая обязанность.

Субъективное право – мера дозволенного поведения. Носитель субъективного права называется управомоченный.

Структура субъективного права:

а. Право-поведение – право на собственные действия;

б. Право-требование – право требовать соответствующее поведение от обязанного лица;

в. Право-притязание – право прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения обязанной стороной своей обязанности;

г. Право-пользование – право пользоваться каким-либо благом на основе предоставленного права.

Юридическая обязанность – мера должного поведения. Носитель юридической обязанности называется правообязанным.

Структура юридической обязанности:

а. Необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них;

б. Необходимость отреагировать на притязание управомоченного лица;

в. Необходимость нести юридическую ответственность по невыполненным обязательствам;

г. Необходимость не препятствовать пользоваться управомоченному лицу теми благам, в отношении которых он имеет на это право.

Вопрос №52: Субъекты правовых отношений

Субъектами правоотношений является лица, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Принято выделять следующие субъекты:

а. Физические лица;

б. Организации;

в. Государство;

г. Социальные общности.

Государство выступает субъектом правовых отношений в следующих случаях:

· В межгосударственных и международных отношениях;

· В государственно-правовых отношениях;

· В уголовно-правовых отношениях;

· В гражданско-правовых отношениях.

Кроме государства субъектами правоотношений могут выступать также государственные органы. Их правосубъектность заключается в их компетенции.

К социальным общностям относятся народ, населения, нация.

К физическим лицам относятся граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды. Физическое лицо, для того чтобы быть субъектом правоотношения, должно обладать правосубъектностью, которое состоит из следующих элементов:

а. Правоспособность – способность лица иметь права и юридические обязанности;

б. Дееспособность – способность индивида своими действиями осуществлять права и обязанности;

в. Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенное правонарушения.

Вопрос №53: Объекты правовых отношений

Объектом правоотношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности, то есть то, ради чего возникает само правоотношение.

Человек является только субъектом правоотношения, хотя в рабовладельческом обществе он выступал как объект.

В юридической литературе существуют 2 основные концепции того, что такое объект правоотношения:

а. Монистическая – объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов;

б. Плюралистическая – объекты столь же разнообразны, сколь разнообразны регулируемые отношения.

В зависимости от характера и видов правоотношений можно выделить:

1. Материальные блага – вещи, предметы. Характерны как правило для гражданских правоотношений;

2. Нематериальные личные блага – жизнь, честь, безопасность. Характерны для уголовных правоотношений;

3. Поведения, действия субъектов, услуги и их результаты. В основном сфера административного права в отношении управления, обслуживания;

4. Продукты духовного творчества – искусство, музыка, научные открытия. То есть все то, что является продуктом интеллектуального труда;

5. Ценные бумаги, официальные бумаги. Становятся объектом при утрате, продаже, покупке.

Вопрос №54: Юридические факты и их классификация. Фактический состав

Юридические факты – определенные жизненные условия, с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.

Признаки юридических фактов:

а. Представляют собой различные жизненные обстоятельства;

б. Закрепляются и формулируются в гипотезах;

в. Влекут за собой возникновение, прекращение или изменение правоотношений;

г. Влекут за собой субъективные права или юридические обязанности;

д. Обеспечиваются государственным принуждением.

Классификация юридических фактов:

1. По волевому характеру:

а. Событие – обстоятельства, независящие от воли и сознания людей;

б. Действия – обстоятельства, которые зависят от воли людей, так как ими и совершаются, в свою очередь они делятся на 2 вида:

· Правомерные действия – в соответствии с законом, бывают в виде юридических актов или действий;

· Неправомерные действия – противоправные деяния.

2. По характеру последствий:

а. Правообразующие;

б. Правопрекращающие;

в. Правоизменяющие.

Отдельно выделяются правовые состояние и факты-поступки длящегося характера.

· Правовое состояние – нахождение в том или ином правовом отношении (брак, родство и т.д.);

· Факты-поступки длящегося характера – юридические факты, которые длились длительный период времени и привели к каким-либо правоотношениям (например, написание книги приводит к авторскому праву, сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ приводит к договорным отношениям с университетом).

Особую роль играют так называемые юридические (фактические) составы, когда для возникновения правоотношения требуется не одно, а несколько условий.

Вопрос №55: Понятие и формы реализации права

Реализация права – процесс воплощения юридических предписаний в правомерные действия всех участников общественных отношений.

Проблема реализации права является очень важной, так как жизненно необходимо, что в государстве не только провозглашались права, но и использовались. Еще Монтескье утверждал, что если он захочет посетить страну, то будет изучать не правовую систему страны, а насколько эти права там соблюдаются.

Выделяется 4 основные формы реализации права:

1. Соблюдение – воздержание от противоправных действий, его особенности:

а. Пассивная форма поведения;

б. Наиболее общая и универсальная форма, охватывающая всех без исключения;

в. Касается главным образом запретов;

г. Осуществляется вне конкретных правоотношений;

д. Осуществляется обычно незаметно, не фиксируется;

2. Исполнение – выполнение обязанностей, ее особенности:

а. Распространяется на обязывающие нормы;

б. Активное действие субъекта;

в. Отличается императивностью;

г. Фиксируется;

3. Использование – осуществление своей праводееспособности:

а. Добровольность;

б. Используются управомачивающие нормы;

4. Применение – использование властных полномочий компетентных лиц, признаки:

а. Властно-императивная форма реализации права;

б. Осуществляется управомоченным на то органом;

в. Носит процессуально-процедурный характер;

г. Отличается стадийностью;

д. Имеет юридические основания;

е. Связано с вынесением правоприменительных актов;

ж. Касается персонифицированных субъектов;

з. Направлено на конкретные ситуации.

Кроме данных форм выделяют также следующие классификации:

1. Добровольная и принудительная реализация;

2. Индивидуальная и коллективная;

3. В правоотношениях или вне их, в правоотношениях конкретного и общего типа.

Вопрос №56: Понятие и основания применения права

Применение права – использование властных полномочий компетентных лиц.

Признаки применения права:

1. Властно-императивная форма реализации права;

2. Осуществляется управомоченным на то органом;

3. Носит процессуально-процедурный характер;

4. Отличается стадийностью;

5. Имеет юридические основания;

6. Связано с вынесением правоприменительных актов;

7. Касается персонифицированных субъектов;

8. Направлено на конкретные ситуации.

Основания применения права:

а. При правонарушении, когда требуется применить санкцию;

б. При неисполнении обязательств;

в. При возникновении препятствий для самостоятельной реализации права;

г. При возникновении спора о праве и стороны не могут сами найти выход из конфликта;

д. Когда действия обладают большой значимостью и должны пройти контроль со стороны государства;

е. Когда определенные правоотношения не могут возникнуть без содействия государства;

ж. Когда необходимо официально установить наличие или отсутствие какого-либо факта, состояния и т.д.

Вопрос №57: Стадии применения права. Акты применения права

Применение норм права является довольно сложным процессом, состоящие из следующих стадий:

1. Установление фактических обстоятельств дела – нужно установить объективную и субъективную стороны по делу, а впоследствии вычленить истину;

2. Выбор нормы права и юридическая квалификация дела – установление состава преступления, квалификации преступления;

3. Проверка и толкование нормы права – необходимо проверить все пределы действия права, а также возможные коллизии;

4. Решение дела – вынесение правоприменительного акта;

5. Контрольно-исполнительная стадия – исполнение правоприменительного акта.

Акт применения права – один из видов правовых актов, определяется как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу в отношении конкретного лица на основе соответствующей правовой нормы.

То есть назначение актов применения не создание новых правовых норм, а использование существующих к конкретному делу.

Признаки:

1. Имеют индивидуально-определенный характер;

2. Являются властными;

3. Не содержат нормы права;

4. Выступают в качестве юридических фактов;

5. Одноразовое применение.

Вопрос №58: Понятие и способы толкования норм права




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.