Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура правовой культуры




Виды правосознания

По степени общности:

1. Массовое правосознание – когда определенные правовые взгляды получают достаточно широкое распространение и становятся господствующими во всем обществе;

2. Групповое правосознание – отражает правосознание определенных слоев общества, классов, социальных общностей;

3. Индивидуальное правосознание – отношение к праву отдельной личности, они могут быть неверными, отсталыми или деформированными.

По уровню (глубине):

1. Научное (доктринальное) правосознание – суждение о праве со стороны ученых;

2. Профессиональное правосознание – очень близко к научному, осуществляется юристами-профессионалами;

3. Обыденное правосознание – суждение о праве обычными людьми.

Вопрос №68: Правовая культура и правовое сознание

Правовая культура – система овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей.

Кратко говоря, правовая культура – правовая образованность гражданина.

Правовая культура отражает деятельность человека не только непосредственно в правовой сфере, но и в других, где эти действия так или иначе связаны с использованием права.

Правовая культура является многоуровневым понятием, различают правовую культуру общества, индивида, различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Каждая из этих разновидностей имеет собственную структуру.

Правовая культура общества включает в себя достигнутый уровень правосознания, уровень правосудия, законодательства, спектр прав и свобод, их гарантии, состояние законности и правопорядка, юридическую грамотность населения, работу правоохранительных органов, уважение законов и пр. В общем в структуру правовой культуры общества входит все то, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1. Высокий уровень правосознания;

2. Знание законов;

3. Соблюдение законов, ибо законы мало знать, нужно и исполнять;

4. Согласие с законами;

5. Правильное понимание законов;

6. Правовая активность – пресечение правонарушений, противодействие беззаконию и т.п.

Суть правовой культура гражданина можно свести к формуле: знать-уважать-соблюдать.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм (правовое отрицание).

Функции правовой культуры:

1. Идейно-психологической (внутренней) направленности – более глубокое познание субъектами правовой действительности:

а. Познавательная функция – развитие правового сознания путем осмысление правовых явлений, закономерностей правовой действительности;

б. Оценочная функция – дает возможность оценивать те или иные правовые явления;

в. Прогностическая функция – позволяет предвидеть необходимость изменений в правовой системе, а также решение правовых проблем, что выражается в законотворчестве, реализации прав и т.п.

2. Социально-практической (внешней) направленности – обеспечивающие развитие социально-полезной правовой ориентации:

а. Преобразовательная функция – воздействие субъектов правовой культуры на внешнюю среду, кроме того, правовая активность оказывает позитивное воспитательное воздействие на других субъектов общества;

б. Коммуникативная функция – проявляется в возможности субъектов адекватно воспринимать правовую информацию;

в. Регулятивная функция – обеспечение стабильного существования всех элементов правовой системы;

г. Воспитательная функция – формирование устойчивых правовых качеств субъектов, их правовой культуры.

Вопрос №69: Законность: понятие, содержание, принципы

Законность – режим обеспечения жизни общества, который характеризуется верховенством в ней закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданских прав и свобод.

Структура законности:

а. Нормативная основа законности;

б. Теоретико-мировоззренческая основа законности;

в. Средства осуществления законности;

г. Система защиты законности.

Принципы законности:

1. Единство законности – единообразное понимание требований законности и их реализации всеми субъектами права;

2. Всеобщности законности – требования законов распространяются на всех субъектов права, никто не может быть поставлен выше или вне закона;

3. Верховенства закона – законы являются главными, обладают высшей юридической силой;

4. Гарантированности прав и свобод личности – означает, что на государство ложиться обязанность защищать права о свободы людей, находящихся на его территории;

5. Неотвратимости юридической ответственности за нарушение законности – каждое правонарушение должно быть установлено, правонарушители выявлены и они должны понести наказание;

6. Целесообразности – целесообразность и законность должны соответствовать друг другу, то есть законы должны быть адекватными современной реальности;

7. Взаимосвязи законности и культурности – законность немыслима без осознания людьми необходимости уважать, признавать и соблюдать закон.

Вопрос №70: Правопорядок в обществе

Правопорядок – система отношений, регулируемых правом и основанных на законности, отражающие состояние общественных отношений. Вне права и его соблюдения правопорядок немыслим. Законность направлена на обеспечение права, а правопорядок – результат такого обеспечения.

Признаки правопорядка:

а. Стабильность;

б. Гарантированность;

в. Слаженность.

Отличие правопорядка от общественного порядка заключается в том, что правопорядок является частью общественного порядка, его особенность в том, что он регулируется правовыми нормами, а общественный также нормами морали, социальными нормами и пр.

К факторам, создающим устойчивый правопорядок, относятся сочетание прав и обязанностей – нет обязанностей без прав, нет прав без обязанностей. Правопорядок реализуется добровольно, если в государстве правопорядок поддерживается искусственно государственными органами, то это уже не правопорядок, а тоталитарный режим.

Структура правопорядка:

1. Субъекты права;

2. Субъективные права и юридические обязанности;

3. Компетенция органов власти;

4. Общественные организации.

Правопорядок может быть как общий, так и отраслевой.

Вопрос №71: Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии

Правовое регулирование – воздействие права на общественные отношения при помощи специальных юридических средств, таким образом это одна из форм правового воздействия.

Механизм правового регулирования – система правовых средств, организованная наиболее последовательным способом с целью преодоления препятствий, встречающихся на пути реализации прав и свобод человека и гражданина.

К правовым средствам (т.е. средствам, которые образуют механизм правового регулирования) относятся: нормы права, принципы права, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, разного вида акты, запреты, меры наказания и т.п.

Основные стадии:

1. Иногда предшествует факультативная стадия, где сначала действует определенный юридический факт;

2. Формирование нормативной основы, где формулируется модель удовлетворения интересов, формирование условий возникновения прав и обязанностей;

3. Стороны определяют конкретные права и вырабатываются меры индивидуального поведения;

4. Стадия реализации прав и обязанностей;

5. Стадия контроля, которая в случае неисполнения обязанностей или злоупотребления правами наносит последствия.

Вопрос №72: Правовое государство и его признаки

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления.

Признаки правового государства:

1. Господство права;

а. Равенство всех перед законом и судом;

б. Принцип законности;

в. Принцип верховенства закона;

2. Взаимная ответственность государства и гражданина – граждане ответственны перед государством, а государство перед гражданами.

3. Принцип разделения властей;

· Система сдержек и противовесов;

4. Демократический режим:

а. Политический и идеологический плюрализм;

б. Наличие частной собственности;

в. Гарантированность прав и свобод;

г. Независимость СМИ и т.д.;

д. Четкая система законодательства;

5. Наличие и активная деятельность гражданского общества;

6. Высокий уровень правосознания и правовой культуры.

К сожалению, есть явления, которые, даже не смотря на наличие данных признаков, не позволяют относить государства к правовым. Например, несовершенство законодательства, коррупция, высокий уровень преступности и т.п.

Вопрос №73: Типология государства

Типология государств – классификация государств по определенным качественным признакам, характерным чертам и особенностям, присущим им на определенном этапе развития. Отличие типологии от классификации заключается в том, что берутся важнейшие черты государств, взятые в единстве на определенном историческом этапе.

Существуют различные основания проведения типологий и, как следствие, различные типологии. Например, Л. Гумплович различал государства в зависимости от размеров территорий, Аристотель в зависимости от целей, которые ставят перед собой государства или от количества людей, осуществляющих власть.

В современной науке сложилось 2 основных подхода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.