Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Магистерская диссертация. «социальная ответственность крупного российского бизнеса в области охраны окружающей среды»




на тему:

«Социальная ответственность крупного российского бизнеса в области охраны окружающей среды»

 

Москва 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социальной ответственности крупного российского бизнеса в области охраны окружающей среды

- 1.1. Сущность и типология понятия «социальная ответственность бизнеса»

- 1.2. Исследование зарубежного и отечественного опыта формирования СОБ в области охраны окружающей среды

- 1.3. Сравнительный анализ исследовательских подходов

Глава 2. Социально-экономические основы формирования социальной ответственности крупного российского бизнеса в области охраны окружающей среды.

- 2.1 Разработка программы социологического исследования.

- 2.2 Анализ результатов исследования. Основные тенденции развития исследуемого явления.

- 2.2.1. Понимание социальной ответственности

- 2.2.2. Интенсивность и приоритеты внедрения социальной ответственности

- 2.2.3. Практики социальной ответственности

- 2.2.4. Перспективы внедрения социальной ответственности

- Выводы

- 2.3 Практические рекомендации по модернизации СОБ в области охраны окружающей среды.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность темы. Социальная ответственность крупного бизнеса в сфере экологии в условиях глобального потепления и распространения ряда глобальных экологических проблем ставит на повестку дня научный анализ закономерностей, связанных с реализацией экологических проектов крупным бизнесом. Именно этот вид бизнеса обладает наибольшими ресурсными возможностями для воздействия на решения глобальных экологических проблем.

Анализ социальной ответственности крупного бизнеса в сфере экологии позволяет разработать необходимые в условиях сохранения многих экологических проблем на территории нашей страны аналитические предложения по их решению путем выстраивания определенных социально-экономических стратегий.

Объект: крупный российский бизнес

Предмет: социальная ответственность

Цель: изучение уровня социальной ответственности крупного российского бизнеса в сфере экологии в контексте глобальных экологических проблем.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

1. Охарактеризовать эволюцию развития понятий "ответственность" и "социальная ответственность" и основные социальные индикаторы социальной ответственности крупного бизнеса.

Основные направления решения данной задачи:

Начало изучению ответственности было положено еще в Древней Греции. Древнегреческий философ Платон(427(428) - 347(348) гг. до н. э.)одним из первых поставил вопрос об ответственности человека за свои поступки. Платоновская философия не давала плохому человеку надежды на покой, ведь порочная душа, по Платону, «блуждает... одна во всякой нужде и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою необходимости водворяется в обиталище, какого заслуживает. А души, которые провели свою жизнь в чистоте и воздержанности, находят и спутников и вожатых среди богов, и каждая поселяется в подобающем ей месте»[1].

Ученик Платона Аристотель(384 - 322 гг. до н. э.)не только связывал понятия ответственность, свобода воли и свобода выбора, но и ставил вопрос об ответственности за поступки, совершенные в силу незнания, когда возможно предвидеть результаты своих действий[2].

Более детальное теоретическое обоснование данная категория получила в XVII–XVIII вв. в работах философов Т. Гоббса[3] и Дж. Локка, где она трактовалась в соответствии с решением вопроса о возникновении общественного устройства.

У Т. Гоббсаобщественная власть наделяется реальной силой и полномочиями на основе добровольного отречения всех членов общества от прав владеть самими собой и отвечать за свои поступки и передаче их представительному органу. Отсюда возникает ответственность власти и ответственность граждан за несоблюдение ими законов.

Английский философ Дж. Локк, говоря об ответственности личности и общества, исходит из естественного состояния общества. Он считает, что свободу человека ограничивает естественный закон (ответственность), который гласит, что «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе».

Немецкий социологМ. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма»[4], анализируя изменение типа личности при переходе от феодализма к капитализму, исследовал соотношение понятий «ответственность» и «долг», «ответственность» и «совесть». Он отмечал, что появляется «человек долга», ответственность за свои собственные решения и поступки которого контролируется лишь его совестью. Осознание своих поступков у него происходит либо в рациональной форме - в виде самооценки, либо в иррациональной - в виде переживаний, «угрызений совести».

В работе «Политика как призвание и профессия»[5] М. Веберрассматривает ответственность политика за «успех» или «неудачу» своего правления, в рамках взаимосвязи этики и политики.

Проблема ответственности затронута также в работе американского философа Ф. Фукуямы«Конец истории и последний человек»[6]. В ней он выдвинул идею о «последнем человеке», для которого ответственность исчезает вообще.

Вышесказанное позволяет выделить несколько толкований понятия «ответственность». Во-первых, его используют для характеристики личности, обладающей такими чертами характера, как надежность, честность, добросовестность. Во-вторых, этот термин может быть использован для обозначения обязанности или долга. В-третьих, может применяться в казуальном значении для обозначения того, кто виноват в каком-либо происшедшем событии.

Ответственностьв социологии– это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия[7].

Социальная ответственность предполагает определенное «целеполагание» по приведенным толкованиям ответственности. При этом термин «социальный» может трактоваться как ответственность перед социумом в целом, так и в контексте «социальной сферы» и «социально ориентированных программ», направленных преимущественно на поддержку социально незащищенных слоев населения.

Первое определение социальной ответственности в 1953 г. дал американский ученый Г. Боуен: «Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества»[8]. Такая трактовка подразумевает наличие некого общественного договора, согласующего поведение бизнесмена с целями и ценностями общества, с одной стороны. С другой стороны, признает «общественную роль бизнесмена как относительно независимого морального агента, способного не только отражать господствующие в обществе ценности, но и принимать активное участие в их формировании»[9].

Социальная ответственность бизнеса – концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, добровольно берет определенные обязательства в социально-экологической сфере. Социальная ответственность бизнеса как социологическая категория на себя обязательства перед обществом. По определению Комитета по экономическому развитию США, корпорации должны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни общества[10].

Историческое рассмотрение понятий, генерирующих категорию социально-экологической ответственности бизнеса необходимо для выявления смысловых оснований круга проблем, исследуемых в магистерской работе. Эти основания служат рамками для закономерностей функционирования института социальной ответственности бизнеса, проявляющей себя в различных сферах, включая экологическую.

2. Рассмотреть основные социальные и экономические закономерности, по которым проявляется социальная ответственность бизнеса в области защиты окружающей среды.

Данная задача, как обозначалось выше, напрямую следует из приведенной выше задачи, поскольку закономерности генерируются в системе координат пространства-времени. Их верификация составляет один из важнейших принципов научного исследования.

Важный источник решения данной задачи – научно-теоретический материал. В теориях и концепциях, формирующих теоретически-концептуальную основу магистерской диссертации, задаются рамки анализа закономерностей, выступающих важнейшим маркером логики научного исследования, развивается объективная (поскольку это применимо к социальным дисциплинам) логика научного анализа.

Нам представляется, что путь к решению данной задачи с учетом поставленной темы лежит через анализ имеющихся подходов к социальной ответственности бизнеса как в теории, так и на практике, с учетом культуры той или иной страны.

На сегодняшний день концепция социальной ответственности (КСО) приобретает широкое распространение среди успешных компаний с мировым именем, социально ответственной компанией привлекается большая степень доверия общества, инвесторов и акционеров. При этом повышается уровень конкурентоспособности бизнеса.

Социальная ответственность заключается в проявлении добровольной обязанности бизнесменов, относящихся к проведению определенной политики, принятию решений и развитию необходимых для общества направлений деятельности.

Исторически складываются две базовые модели поведения бизнеса, одна из которых названа американской (англо-американской), а другая– германской[11].

Распространение американской модели социальной ответственности началось еще в XIX веке. Данная модель ответственности бизнеса перед обществом предполагает создание рабочих мест и обеспечение эффективности их использования через заработную плату, создание условий труда и выплаты высоких налогов, этим модель ограничивается. Природа американского предпринимательства такова, что многие сферы общественных отношений остаются до сих пор самоуправляющими. Это обусловлено тем, что предпринимательство основано на свободе субъектов. Помимо этого, в американской модели, социальная ответственность представлена в виде заключения двухстороннего договора (трудовые отношения между работником и работодателем), добровольности медицинского страхования.

Кроме того в США разрабатываются многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества посредством создания специальных фондов, деятельность которых направлена на решение различных проблем социального характера за счет средств бизнеса. Фонды создаются для того, чтобы оказывать спонсорскую помощь профессиональному образованию, пенсионным и страховым сферам для персонала. Большая часть мероприятий, направленных на внедрение КСО возлагается на плечи корпораций. Государством предпочитается вмешательство в деятельность частного бизнеса в минимально возможном объеме.

За ответственную социальную деятельность и благотворительность корпорации получают поощрение в виде соответствующих налоговых льгот и зачетов, закрепленных на уровне законодательства.

Отдельно от остальных стоит рассматривать модель СОБ в Великобритании. В ней наряду с типично европейским вниманием государства и общества к социальной деятельности организаций имеются и элементы инициации социальных программ со стороны частных компаний: в правительстве есть должность министра по СОБ и в газете «Таймс» публикуется еженедельно перечень значений индексов социальной ответственности корпораций[12].

Германская модель характеризуется большими налогами, которые бизнес платит государству. Государством же на эти финансовые средства реализуется ряд социальных программ для населения. В Европе СОБ регламентирует законодательство. Значительное место в нем занимает этическая ответственность корпораций перед социумом. Доминирующее направление СОБ в сфере социальной защиты занятого населения – это борьба с безработицей. Она заключается в уменьшении текучести кадров, создании новых рабочих мест, осуществлении региональных социальных бизнес-проектов. Органам государственной власти и местного самоуправления отводится достаточно активная роль в ходе развития СОБ.

В связи с широким распространением концепции КСО в мире у соответствующих организаций возникла необходимость в разработке специальных унифицирующих стандартов. В таких стандартах уделяют основное внимание проблемам социальной защиты работников. К примеру, стандарт SA 8000:2001 выделяет критерии оценки социально ответственного подхода в отношении защиты детского и принудительного труда, охраны труда, составления и соблюдения коллективного договора, трудовой дискриминации, определения рабочего времени и размеров заработной платы.

Ведущей общественной тематикой в России в последние десять лет становится дискуссия о социальной ответственности.

3. Проанализировать взаимосвязь между тенденциями в рамках глобальной проблемы защиты окружающей среды и в сфере социальной ответственности бизнеса.

На основе теоретического материала и с опорой на сложившиеся к настоящему времени аспекты и смыслы категории «социально-экологическая ответственность бизнеса», анализируется конкретная проблематика воздействия социально-экологической ответственности бизнеса на глобальные экологические проблемы, их взаимовлияние.

Действительный уровень экологической ответственности бизнеса, степень его участия в решении экологических проблем, как и достигаемый коммерческий успех находится в существенной зависимости как от собственных усилий компании, эффективности ее менеджмента, так и от качества институциональной среды предпринимательской деятельности. На это принципиальное требование обратили внимание уже анализируя расширенную модель конкурентных преимуществ М. Портера. Он один из первых поставил о возможности согласованного достижения бизнесом высоких результатов экономического и экологического характера. В соответствии с подходом М. Портера, а также его соавтору Ван дер Линду[13], ввод более жестких мер, связанных с государственным экологическим регулированием (к примеру, посредством соответствующих стандартов экологической безопасности и ресурсосбережения) в сочетании с другими предпосылками (активным усилием в области НИОКР, наличием инновационных предприятий, степенью восприимчивости к новым технологиям) способствует процессам формирования быстроразвивающихся секторов местного и международного рынков. В результате могут быть созданы благоприятные условия как для постепенных (к которым в экологической сфере относятся методы эко-эффективности, чистого производства, технологии рециклирования и т.п.), так и для радикальных инноваций. Это может сопровождаться одновременно повышением качества природной среды и ростом конкурентоспособности бизнеса.

Решение глобальных экологических проблем требует значительных капиталовложений, и при этом именно крупный бизнес, уровень его социально-экологической ответственности, - это серьезная детерминанта и составляющая решения глобальных проблем. На наш взгляд, рассматриваемую можно анализировать по следующим тематическим векторам:

- анализ точек и областей пересечения крупного бизнеса и глобальных экологических проблем как наиболее перспективных зон регулирования последних;

- роль государства в экологической ответственности крупного бизнеса;

- социальные механизмы развития социальной ответственности крупного бизнеса в сфере экологии.

4. Проанализировать основные социальные установки бизнеса в контексте деятельности по защите окружающей среды, обусловленной социальной ответственностью.

Являясь составной частью корпоративной социальной ответственности, экологическая ответственность выступает взаимозависимо с экономической эффективностью и социальной активностью компании.

Поднимаемая проблема включает такие прикладные направления:

а) страхование экологической ответственности предпринимателей рисковых секторов экономики (обязательное и добровольное);

б) реализация ответственности посредством наложения административных и уголовных наказаний в ходе судебных разбирательств;

в) добровольные экологические соглашения и партнерства (частно-государственное партнерство), как гибкого инструмента рационального природопользования и концентрации усилий на решение межотраслевых ресурсно-экологических проблем.

Установлено, что наиболее значимыми для компаний во всем мире считаются следующие природоохранные задачи:

Во-первых, сохранение климата.

Во-вторых, истощение природных ресурсов.

В-третьих, загрязнения природной среды – воздуха, водных объектов, почв и пр.

В-четвертых, сохранение местообитаний флоры и фауны и целых экосистем[14].

Данные проблемы, которые необходимо проанализировать сквозь призму последней задачи магистерской работы, требует эмпирического исследования. Она логически вытекает из предыдущих задач, в особенности – последней из перечисленных выше. Именно глобальные экологические проблемы, на наш взгляд, детерминируют ключевые социальные установки в сфере социальной ответственности крупного бизнеса – прямо или же косвенно.

Для решения данной задачи представляется необходимым осуществить рамочное социологическое исследование, в котором должны быть проанализированы следующие проблемы:

- уровень участия в экологических программах среди предприятий крупного бизнеса;

- наиболее распространенные программы крупного бизнеса в сфере экологии;

- результативность экологической ответственности российского крупного бизнеса.

Теоретико-методологическая база исследования. Исследование имеет комплексный, междисциплинарный характер. Его опорой являются принципы историзма и преемственности, социальный детерминизм и социальное взаимодействие; закономерности развития социальных систем, диалектика в анализе фактов, событий и явлений; а так же структурно- функциональный подход в исследовании систем и процессов.

Теоретико-методологической основа диссертации – теории, концепции, выводы исследователей проблематики взаимодействия социальной и экономической подсистем природопользования в промышленности и в других отраслях хозяйственной деятельности.

Помимо этого, теоретико-методологической основой служат работы в сфере социальных систем (Т.Парсонс, О.И.Шкаратан); структурно-функционального подхода (Э.Дюркгейм, Р.Мертон); социальной структуры и стратификации (В.В.Радаев, Г.Г.Силласте); социальных сетей (М. Кастельс, Э.Тоффлер, М.Грановеттер, М.М.Чучкевич, С.И.Паринов); социальных изменений (И.Валлерстайн, П.Штомпка).

В работе автор опирается на следующий ряд эмпирических методик исследования: анкетный опрос, наблюдение, качественный анализ документов и вторичный анализ данных.

Гипотеза исследования: Социальная ответственность крупного бизнеса в сфере экологии в современной России в значительной степени подталкивается необходимостью решения глобальных проблем. В условиях незрелости рыночной экономики России и отсутствия длительных традиций и культуры социальной ответственности крупного бизнеса особо важно осуществлять разработки теоретико-концептуального плана касательно участия крупного бизнеса в решении глобальных экологических проблем.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социальной ответственности крупного российского бизнеса в области охраны окружающей среды

1.1. Сущность и типология понятия «социальная ответственность бизнеса»

 

Социальную ответственность бизнеса можно определить в качестве экономической деятельности, ориентированной не только на получение прибыли (дохода), но и достижение социального эффекта от занятий бизнесом.

В большой степени, сущность СОБ проявляется в функциях. Учитывая сложную природу СОБ, выделим три её уровня: микроуровень, отраслевой уровень, макроуровень и мегауровень.

Изначально исходными можно считать функции социально ответственного бизнеса на микроуровне:

- создание условий стабильного роста денежных потоков;

- сохранение права собственности на качественный трудовой ресурс;

- рост эффективности производства (снижение затрат на единицу выпущенной продукции).

Получение прибыли – это результирующий показатель вышеперечисленных функций. Помимо этого, на уровне фирмы функционально социальная ответственность бизнеса формирует среду успешного общества, которое имеет уверенность в собственных силах и возможность самореализации.

На отраслевом уровне социально ответственный бизнес выполняет функции:

- анализа внешней среды с позиции ее социальных характеристик;

- создания партнерских форм бизнес-ответственности;

- формирования рыночного равновесия факторов производства.

На макроуровне − это функции:

- осуществление бизнес-структурами миссии успешного общественного развития (реализация экономической идеологии социально ответственного бизнеса);

- формирование гражданской ответственности всех членов общества.

На мегауровне основные функции социально ответственного бизнеса связаны:

- с обеспечением конкурентоспособности национальной экономики в мировом сообществе;

- созданием условий вызревания партнерского сотрудничества в использовании мировых ресурсов и межнациональных ресурсов планеты.

Все перечисленные функции отражают степень зрелости социальной ответственности бизнеса и всегда будут иметь варианты оптимистического или пессимистического развития. Перечисленные функции находят свое отражение в структуре социально ответственного бизнеса[15].

С позиции закономерности тенденций развития социально ответственного бизнеса можно предвидеть его глобальную роль − через развивающиеся направления социального инвестирования, которое может превратиться в фундамент мирного сосуществования мирового сообщества. «Примерно в 2040 - 2050-е гг. большая часть мира сольется в единую конфедерацию: его политическая карта и структура будут отчасти напоминать Европейский Союз или Соединенные Штаты Америки. Благодаря этому, остроту кризисов удастся серьезно уменьшить. Мир будет управляться децентрализовано, что позволит, с одной стороны, принимать максимально оперативные и взвешенные решения, а с другой - снизит остроту многих конфликтов и позволит отдельным культурам развиваться свободно»[16].

Понятие социальной ответственности используется во многих сферах деятельности, но только в бизнес-контексте, указывая на конкретные направления развития, оно приобретает четкую формулировку. Это позволяет исследователям и специалистам разделить СОБ на определенные виды.

Некоторые виды социальной ответственности носят правовой характер и отражены в законодательстве. В их числе:

- Предоставление качественных услуг и продукции потребителям.

- Создание законных рабочих мест, официальная выдача заработной платы, финансовые инвестиции в развитие сотрудников.

- Строгое соблюдение налогового, трудового, экологического и других законодательств.

- Эффективность деятельности (увеличение благосостояния акционеров, создание и дальнейшее увеличение экономической добавленной стоимости).

- Ведение дел с учетом этических норм и общественных ожиданий.

- Вклад в развитие общества за счет реализации социальных программ и проектов (как индивидуально, так и в партнерстве с другими организациями).

Организация Объединённых Наций предлагает более, на наш взгляд, практикоориентированную классификацию, указывающую компаниям на конкретные задачи. Но даже при беглом взгляде становится ясно, что эти классификации очень похожи. Меняется лишь формулировка и появляются некоторые дополнения, выходящие за пределы законодательства.

Итак, согласно данным ООН, СОБ делится на два вида — внутреннюю и внешнюю.

К внутренней относятся:

- безопасность на рабочем месте;

- стабильная, достойная оплата труда;

- гарантия социального и медицинского страхования для работников;

- предоставление персоналу возможности дополнительного обучения: программы подготовки, повышения квалификации;

- оказание финансовой помощи в экстренных случаях.

К внешней СОБ относятся:

- социальные инвестиции и благотворительность;

- забота об окружающей среде;

- ответственность компании перед потребителями;

- взаимодействие с властью и местными сообществами.

Кроме того, некоторые исследователи[17] «разбивают» корпоративную социальную ответственность на несколько уровней.

Первый уровень. Своевременная выплата налогов и заработной платы, а также, по возможности, расширение рабочего штата компании.

Второй уровень. Обеспечение достойных условий труда и жизни для сотрудников (предоставление жилья, повышение квалификации и пр.).

Третий уровень. Проведение организацией благотворительной деятельности.

Рассмотрим социальную ответственность с точки зрения ее трех основных направлений: экологического, экономического и социального. Именно эти три «ветки» являются частью стратегии и определяют сущность данного понятия.

Экологическая составляющая КСО, значительной степени посвящена настоящая диссертация, направлена на решение таких остро стоящих проблем, как:

- загрязнение водных и земельных ресурсов, атмосферы;

- истощение природных ресурсов;

- снижение биологического разнообразия;

- стремительное изменение климата.

Для решения обозначенных проблем социально ответственные компании, в рамках своих стратегий по КСО, разрабатывают экологическую политику, направленную на снижение их негативного воздействия на окружающую среду. Примеры эффективной экологической политики смотрите в материале «Как сделать наиболее эффективной экологическую политику компаний».

Следует отметить, что включение экологической составляющей в концепцию социальной ответственности произошло после ряда серьезных экологических катастроф. Например, в Бхопале (Индия) в 1994 году на предприятии по производству пестицидов Union Carbide произошла утечка токсичных газов. В результате аварии погибло более 22 тыс. человек. Причиной столь ужасной трагедии стали вопиющие нарушения техники безопасности, низкооплачиваемый, неквалифицированный персонал, а также отказ руководства компании заменить износившееся оборудование. Кроме того, по некоторым данным, еще в 1984 году на предприятии были отключены системы защиты, обеспечивающие процесс ликвидации.

Не менее страшная трагедия обрушилась в 1989 году на жителей Америки. В результате аварии на танкере Valdez компании Exxon в море вылилось 260 тыс. баррелей сырой нефти. Катастрофа привела к масштабному загрязнению береговых линий (около 1600 км) и гибели тысяч животных. Сама же компания-производитель понесла огромные ущербы, выплачивая штрафы и проводя очистительные работы.

Что касается экономической составляющей СОБ, она предусматривает улучшение благосостояния общества.

Так как сегодня бизнес является одним из основных двигателей экономического развития, можно утверждать, что выбор, совершаемый компаниями, фактически формирует наше будущее. Но, конечно же, этот фактор зависит от степени взаимодействия бизнеса и государства.

Экономическая составляющая КСО предусматривает:

- инвестиции, направленные на развитие устойчивости продукции;

- эффективное использование трудовых ресурсов;

- создание устойчивой цепочки поставок;

- проведение исследований в интересах развития бизнеса;

- эффективное использование материалов и ресурсов, применяемых для производства конечного продукта;

- этическое поведение по отношению к потребителям и конкурентам.

Многие СОБ-эксперты утверждают, что именно экономическая составляющая является наиболее противоречивой и сложной. Ее устойчивость и эффективность зависит от роли, которую берет на себя организация, а также методологии определения и измерения конечных результатов.

Наконец, отметим, что социальная составляющая бизнеса затрагивает вопросы этики. Проявляется она в ряде действий, направленных на интересы персонала и местного сообщества, а именно:

- соблюдении прав человека (в отношении как персонала, так и населения);

- соблюдении правил охраны труда;

- профессиональном развитии кадров;

- развитии регионов присутствия (проведении благотворительных и волонтерских акций, повышении уровня занятости среди населения)[18].

СОБ проявляет себя в формировании ряда различных социально значимых программ и мероприятий внутренней и внешней направленности. В настоящее время все чаще мы слышим о том, что увеличиваются социальные расходы компаний, расширяются социальные программы крупнейших корпораций, появляются все новые и новые именные благотворительные фонды, публикуются социальные отчеты известных компаний, принимаются бизнес-ассоциациями хартии и меморандумы, посвященные преимуществу корпоративной социальной ответственности и прозрачного ведения бизнеса.

Каждая уважающая себя компания обзаводится собственной социальной «миссией», в которой излагаются принципы корпоративной социальной ответственности. Во внутренней социальной политике распространяются программы медицинского и пенсионного страхования, социальные пакеты появляются на новых частных предприятиях. Если же руководство не может организовать полноценную систему корпоративных льгот и услуг, оно пытается создать, хотя бы видимость социального пакета. Складывается ощущение, что социальная помощь и социальная активность постепенно становятся нормой поведения бизнеса в России, и именно это, а не сами по себе рассуждения о корпоративной социальной ответственности, есть новое явление российской экономической и социальной действительности.

Особенностью современного этапа развития социальной политики бизнеса в России представляется ее институционализация, иначе говоря – ее утверждение устойчивого смысла и практики реализации социальных проектов. Признаки «социально ответственного поведения» имеют место, главным образом, в социальной активности бизнеса внешней направленности.

Во-первых, несмотря на индивидуализм, импульсивность и произвольный характер благотворительности, которая распространена в нашей стране, эта сфера характеризуется постепенной консолидацией крупнейших доноров и выработкой общепринятых норм. В ассоциациях, клубах и форумах благотворителей обсуждают общие проблемы и возможности лоббирования полезных законодательных или административных решений. Тем самым благотворительная деятельность приобретает в лице этих ассоциаций и их членов неформальных арбитров, влияющих на механизмы благотворительной деятельности и на ее цели.

К примеру, «Форум доноров» - это международная коалиция крупнейших благотворительных организаций, которые работают в России, определяет свою цель в содействии «развитию и росту эффективности благотворительной деятельности с точки зрения тех, кто предоставляет средства и с точки зрения общества». В последнее время в этой организации отмечают расширение доли российских членов. Она составляет уже 40.

Во-вторых, практикой 2000 – 2010-х годов стало финансирование бизнес-структурами социально значимых проектов при участии либо при попечительстве государства, а также других общественных структур. Это направление социальной деятельности бизнеса не следует смешивать с благотворительностью, поскольку ее существенным моментом является наличие общественного или квазиобщественного - государственного - заказа. Принципиально важно то что - кто бы ни осуществлял такой заказ, существование такого механизма свидетельствует об определенном договоре между бизнесом и обществом, тогда как в традиционной форме благотворительность зависела бы от сиюминутной прихоти благотворителя.

В-третьих, представителями бизнеса на сегодняшний день принимается достаточно активное участие в различных консультативных органах и структурах, которые ответственны за реализацию социальной политики на двух уровнях: федеральном и региональном. В частности, ими принимается активное участие в разработке жилищной реформы и реформы образования. Так, в составе рабочих групп приоритетных национальных проектов «Доступное жилье» и «Образование» работают шесть представителей бизнеса, по три представителя от каждой группы.

В большей степени важные направления социальной политики представлены предметом заинтересованного обсуждения с бизнесом. В Российском союзе промышленников и предпринимателей присутствует 18 консультативных органов, из них пять посвящены разным сторонам социальной политики. Консультативные органы, которые занимаются обсуждением проблем социальной политики, присутствуют и в других крупных объединениях бизнеса, таких как Торгово-промышленная палата, Ассоциация менеджеров России, Общероссийская организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» и пр. Это демонстрирует фактическую вовлеченность бизнеса в формирование направлений, механизмов и организацию мероприятий социальной политики.

В-четвертых, бизнес-сообществом проводится активная работа, направленная на выработку норм и стандартов корпоративной социальной ответственности, регулярно принимаются хартии и меморандумы, служащие сегодня уже признанием идеи социальной ответственности и формулирующие определенные социальные обязательства бизнеса перед обществом и его представителями. Один из таких документов, принятый Ассоциацией менеджеров в 2006 году, - «Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности» - фиксирует «программу максимум» в виде перечня обязательств, которые бизнес добровольно принимает на себя. В него входит добросовестная деловая практика, развитие персонала, безопасные условия труда и охрана здоровья, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие местных сообществ, поощрение благотворительности и волонтерства[19].

Во множестве перечисленных форм социальной активности вовлеченным является именно крупный бизнес, это может объясняться его политическими амбициями и интернационализацией деловых отношений.

Во-первых, объем социальных инвестиций зависит от общего объема средств, которыми располагает предприятие или компания. Поэтому социальные инициативы мелкого и среднего бизнеса ни по объемам, ни по организации, ни по общественному резонансу не могут сравниться с деятельностью крупных корпораций и носят более камерный характер.

Во-вторых, в силу перечисленных причин социальная помощь, которую оказывает малый бизнес, не может принести ему столь же значимых репутационных выгод, которые приносит крупному, что снижает мотивацию к такой деятельности.

В-третьих, степень влияния решений в области корпоративной социальной ответственности, принимаемых организациями бизнеса, сильнее для крупных представителей бизнеса и слабее – для малых. Данные обследования делового климата посредством опроса по общероссийской выборке продемонстрировали, что малым и средним бизнесом воспринимаются ассоциации предпринимателей в большей степени как поддерживающие структуры, нежели как сфера для реализации возможности проявления собственной активности. А т.к. (по данным этого же исследования) поддержку малого и среднего предпринимательства со стороны бизнес-ассоциаций нельзя назвать масштабной, наблюдается отсутствие и тесных контактов, а следовательно и прямого влияния бизнес-ассоциаций на средних и мелких предпринимателей, включая корпоративную социальную ответственность.

В-четвертых, социальная политика компаний и корпоративной социальной ответственности в целом определяются, прежде всего, внутренними условиями и потребностями ведения бизнеса. В большей степени это проблема крупных предприятий, работающих в реальном секторе экономики, нежели мелких, работающих в сфере услуг[20].

Массовым производством и концентрацией рабочей силы создается большая угроза, связанная с дефицитом трудовых ресурсов. Следствие этого – социальные и экономические риски, их значительно меньше в малом бизнесе.

Помимо всего прочего, в общем, распространение стандартов социальной ответственности в значительной степени влияет на всех игроков, хотя формы социально ответственного поведения различны у представителей крупного и малого бизнеса. Это вполне согласовано с международными практиками, к примеру, ЕС, где тоже отмечают различие в стиле и методе социальной активности в крупном и малом бизнесе. Малый бизнес здесь обладает свободным правом выбирать форму организации социальной активности[21].

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели сущность, виды и проявления СОБ. Очевидно, что в условиях развития глобализации и насаждения единых мировых стандартов, в том числе и в предпринимательской деятельности, СОБ выступает важным социальным институтом, развивающимся в условиях постиндустриальной экономики. Его развитие протекает в самых разных направлениях, перекрывая значимую часть общественных отношений.

В завершение настоящей главы автор пришел к следующим выводам.

1. СОБ – значимая категория, интерпретируемая в различных социальных науках, прежде всего – и это рассматривается нами в настоящей диссертации – в экономической и социологической науках. Вместе с сопутствующими категориями, рассмотренными в настоящей главе, СОБ характеризуется в целом как средство интеграции бизнеса в актуальные проблемы общественных отношений.

2. Понятие «социальной ответственности бизнеса» претерпело заметную эволюцию в течение ХХ века и на данный момент имеет несколько трактовок, отражающих конкретные стороны и аспекты СОБ. Сам факт данных трактовок отражает сложную социальную природу СОБ.

В конкретном проявлении своей сущности, СОБ отличается многогранностью и множеством аспектов, уровней и форм. Они охватывают столько областей экономической и социальной жизни, сколько их покрывает собой деятельность бизнеса. В этих условиях, важнейшую роль имеет теоретико-логическое обобщение СОБ на правительственном, экспертном и аналитико-научном уровнях. Особо отметим необходимость самого широкого развития СОБ в России, богатой социальными традициями и имеющей внушительный дефицит положительного опыта в сфере контактов бизнеса и социальной сферы. Именно это позволило обозначить важную составляющую теоретического каркаса данной диссертации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.