Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны




Педагогическая деятельность учителя (преподавателя), как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, уп­равленческой, производственной, педагогической) – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Он обусловливается спецификой самой деятель­ности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъ­екта. В собственно психологическом, узком смысле индивиду­альный стиль деятельности - «это обусловленная типологиче­скими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуще­ствлению данной деятельности,...индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности».[25]

Исследованиям стиля положили начало работы А.Адлера, который ввел понятие «стиль жизни», в первоначальном ва­рианте «жизненный план», или «путеводный образ». Стиль жизни представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности. В этой концепции представлен уникальный для индиви­дуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в сово­купности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Индивидуальный стиль деятельностиопределяется свое­образием действий, применяемых индивидом для осуществления цели. Поэтому стиль деятельности не может быть ошибочным. Ошибочным может быть лишь конкретное действие.

Предпосылками выработки индивидуального стиля дея­тельности являются:

1) наличие зоны неопределенности дея­тельности, возникающей в результате того, что одна и та же конечная цель может быть осуществлена при помощи различ­ных действий;

2) стремление субъекта выбрать такую индиви­дуальную систему действий, благодаря которой достигается наибольшая для него успешность деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности характеризуется ин­дивидуально-своеобразной системой психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обуслов­ленной) индивидуальности с окружающими предметными вне­шними условиями. В этом определении подчеркивается двоякая обусловленность стиля индивидуальностью и средой.

По мнению В.С.Мерлина, индивидуальный стиль выбирается не только потому, что он успешнее других, но и потому, что приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние комфор­та. Выполнение всякой деятельности оставляет свободу, позво­ляющую проявлять свою индивидуальность в постановке про­межуточных целей, выборе средств, необходимых для их достижения и реализации главной цели.

Индивидуальный стиль деятельности может сфор­мироваться только при условии наличия у субъекта положи­тельного отношения к ней. Индивидуальный стиль выступает одновременно и как определенный способ выражения отноше­ния личности к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования в дальнейшем у субъекта активно-твор­ческого к ней отношения.

В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широ­ком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д.

Применительно к деятельности (поведению), взаимодейст­вию, общению чаще всего используется классификация стилей, предложен­ная К. Левиным. Как подчеркивает Г.М. Андреева, определенные К. Левиным стили поведения относились, прежде всего, к типу при­нятия решения руководителями. Были обозначены три стиля ру­ководства: авторитарный, демократический, попустительский. В стиле выделяются две стороны: содержатель­ная и техническая, т.е. формальная (приемы, способы). Ниже при­водится полная характеристика формальной и содержательной сторон трех стилей по Г.М. Андреевой.[26]

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.