Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Австрийская, лозанская и англо-американская школы




Предпосылки возникновения маржинализма.

Составным элементом неоклассического направления является австрийская школа, представляющая собой субъективно-психологическое течение в политической экономии.

Генезис и развитие австрийской школы определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, возникновением рынка покупателей как активного субъекта рыночных отношений. Во-вторых, оживлением рабочего движения под влиянием трудовой теории стоимости Маркса. Создание австрийской школы было обусловлено не только кризисным состоянием классического направления, но и формированием исторической школы.

Австрийская школа искажала понятие предмета политической экономии, утверждая, что она должна изучать не экономические отношения людей, а явления экономической жизни с позиции сознания хозяйствующего субъекта, т. е. отношения купли—продажи, и на их основе выявлять вечные, естественные законы эко­номического развития общества.

Методологические принципы австрийской школы были сформулированы, в частности, в книге К. Менгера (1840—1921) «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883).

Система теоретических воззрений этой школы содержится в работах К. Менгера «Основания политической экономии» (1871), Э. Бем-Баверка (1851 — 1919) — «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), Ф. Визера (1851 — 1926) — «О происхождении и основных законах хозяйственной ценности» (1884). Теоретические концепции австрийской школы исходят из отношения человека к вещи в основном в сфере личного потребления, из примата потребления по отношению к сфере производства. Эта школа исходит из того, что в формировании рыночной стоимости благ участвуют кроме производителей и потребители, однако за последними признает корректирующую, а не созидательную роль.

В отечественной экономической литературе выдвижение роли потребителей (покупателей) в формировании стоимости и цены блага рассматривается как преодоление односторонности трудовой теории стоимости, которая якобы не придавала значение потребителю и ограничивалась лишь ролью производителя. В российской печати отмечается, что теория предельной полезности явилась значительным явлением в мировой экономической мысли и получила название «маржиналистской революции» (от англ. marginal analysis — предельный анализ). Действительно, австрийская школа имеет достоинства, заключающиеся в том, что она выдвинула анализ рыночных отношений на высокий уровень конкретизации. Однако ей свойственны и серьезные недостатки. Кроме обозначенных выше отметим тот, что она абсолютизировала роль потребителей и в сущности игнорировала роль труда товаропроизводителей в процессе ценообразования.

Предшественники австрийской школы И. Г. Тюнен (1783— S50), Г. Г. Госсен (1810-1858), О. Курно (1801-1877) положили начало изучению рыночного механизма и экономической роли покупателя (потребителя).

Возникнув в 70-80 гг. XIX в., австрийская школа в 20-е гг. XX в. пополнилась работами авторов неоавстрийской школы — американского экономиста, главы неоавстрийской школы Л. Мизеса (1881 — 1973), английского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. Ф. Хайека (1899-1992) и др. Например, Л. Мизес под экономической теорией понимал праксиологию — науку о принципах и методах эффективной деятельности. Он утверждал, что рыночный механизм, как и экономический расчет, характерны лишь для капитализма и невозможны при социализме.

Крупный вклад в создание основ неоклассического направления внес американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847—1938). Он разделил политическую экономию на три раздела: а) универсальную экономику, которая формулирует всеобщие универсальные законы; б) социально-экономическую статику; в) социально-экономическую динамику.

Первому разделу он посвятил работу «Философия богатства», в
которой проанализировал всеобщие универсальные законы; в произведении «Распределение богатства» рассмотрел законы статики; а в книге «Сущность экономической теории» выявил основы динамических процессов.

Кларк к общим законам относил законы предельной полезности, убывающей производительности труда и капитала и др. Он утверждал, что уровень зарплаты зависит от предельной производительности труда рабочих. Исследуя экономику в динамике, Кларк ввел категорию «прибыль», которая, по его мнению, выступает «даром» технического развития производства. Он игнорировал классовый подход распределения, отрицал противоречия в распределении дохода, исходил из незыблемости и неприкосновенности частной собственности.

Дж. Кларк пытался «показать, что распределение общественного дохода регулируется общественным законом и что этот закон, действуй он без сопротивления, дал бы каждому фактору производства ту сумму богатства, которую этот фактор создает». Это положение противоречит трудовой теории стоимости, ибо признает, что любой фактор производителен и, следовательно, создает стоимость. Согласно взглядам Кларка, цены на факторы производства формируются в соответствии со спросом на каждый фактор. В той же работе Кларк пишет: «Если бы рабочие не получали всего продукта своего труда, а часть его в виде прибыли отдавали капиталистам, то всякий здравомыслящий человек стал бы социалистом». В другом месте той же работы он указывает, что весь продукт труда поступает работнику в том случае, если он является одновременно рабочим и капиталистом. Когда же рабочий и собственник капитала — разные лица, то определить, какое количество продукта обязано своим происхождением только труду, оказывается невозможным. Противоречие его суждения очевидно. В одном случае он утверждает, что рабочий получает весь продукт своего труда, т. е. своего рода «неурезанный доход», а во втором — признает деление продукта между рабочим и капиталистом.

Большой вклад в развитие неоклассического направления внесли экономисты австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк), математической школы (У. Джевонс, Л. Вальрас), кембриджской школы (А. Пигу).

Возникновение неоклассического направления относят к 70-м гг. XIX в. Оно явилось ответом на марксизм, а также попыткой выявить и сформулировать основные закономерности оптимального хозяйственного механизма в условиях свободной конкуренции. Этот период вошел в историю мировой экономической мысли как время «маржиналистской революции». Маржиналистский подход впервые использован австрийской школой в процессе изучения полезности благ. Неоклассики, исследуя «чистую экономику», основное внимание сосредоточили на поведении «экономического человека», который в своих действиях исходит из максимизации своего дохода. По мнению неоклассиков, главной количественной категорией выступает предельная полезность. Их теория предельной полезности является антиподом трудовой теории стоимости, выдвинутой и отстаиваемой классиками и развитой марксизмом. Согласно теории предельной полезности, стоимость товаров трактуется как субъективная категория, а цены определяются предельной полезностью благ. Теория предельной полезности лежит в основе теории предельной производительности факторов, которая включает в себя три основные идеи: идею о том, что стоимость продукции создается производственными факторами, в первую очередь трудом и капиталом; идею о равенстве цен» производственных факторов (прибыли и зарплаты); идею производственной функции как формы отражения связи между продукцией и ее производственными факторами.

Идея, согласно которой цена блага определяется его полезностью, была высказана еще в XVIII в. Э. Кандельяком (Франция) и Ф. Галиани (Италия). Так, Галиани утверждал, что пропорции, в которых один товар обменивается на другой, зависят от того, как контрагенты обмена оценивают полезность данных товаров. Использование маржиналистского анализа в экономической теории было продолжено в середине XIX в. А. Курно (Франция), И. Тюненом, Г. Госсеном (Германия).

В XX в. теория предельной полезности развивалась и модифицировалась. С середины 70-х гг. большую популярность на Западе приобрела теория рациональных ожиданий. Ее приверженцы, так называемые «новые классики», американские экономисты Роберт Лукас (р. 1937), Томас Сарджент (р. 1943), Нейл Уоллес (р. 1939) исходят из того, что люди ведут себя рационально. По их мнению, рынки товаров, услуг, ресурсов являются конкурентными. Поэтому ставки заработной платы и цены гибкие одновременно как в плане повышения, так и в плане понижения, а новая информация быстро отражается на кривых спроса и предложения рынков, в результате, как они полагают, равновесие цены и объема производства быстро приспосабливается к новым условиям.

Возникновение математических исследований в экономических науках. О. Курно и Ж.-Б. Сэй как предшественники лозанской школы. Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето). Экономико-математический метод Л. Вальраса. Кардиналистская концепция полезности. Анализ форм обмена. Классификация материальных благ и равновесие в сфере производства. Теория спроса и производственных коэффициентов. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. Ординалистский вариант теории полезности В. Парето. Принцип оптимальности.

Неоклассическое экономическое направление начало формироваться с появлением работ французского экономиста, идеолога крупной буржуазии и сторонника невмешательства государства в экономическую жизнь Жана Батиста Сэя (1767 – 1832).

Кембриджская школа. Окончательное формирование неоклассического направления связывают с именем английского экономиста, главы Кембриджской школы политической экономии Альфреда Маршалла (1842 – 1924). Основы его теории изложены в «Принципах политической экономии» (1890). В этом произведении были обобщены достижения раннего маржинализма и заложено начало неоклассической политэкономии.

Маршалл синтезировал маржиналистскую доктрину субъективной предельной полезности и теорию издержек производства Дж. Мак-Куллоха и Р. Торренса, заложив тем самым основы микроэкономики. Он ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. От анализа спроса Маршалл перешел к анализу предложения товаров и взаимодействия между предложением и спросом при установлении цены. Он определил зависимость влияния спроса и предложения на цену от фактора времени. При этом исходил из того, что в краткосрочном периоде главным ценообразующим фактором является спрос, а в долгосрочном — предложение.

Теория полезности А. Маршалла. Теория производственных издержек и предложения А. Маршалла. Цена равновесия. Теория денежного обращения А.Маршалла.

Маршалл совершил так называемую «маршаллианскую» революцию. Он считал себя последователем Д. Рикардо, но трактовал его учение в субъективно-психологическом духе, а учение Ч. Дарвина распространял на общественные отношения. Находясь под влиянием идей английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820— 1903), Маршалл признавал эволюцию единственной формой общественного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.