Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зачётные (теоретические) вопросы по дисциплине 2 страница




По мнению С.Л. Франка, русский консерватизм опирается «на ряд давних привычек чувства и веры, на традиционный уклад жизни, словом, на силы исторической инерции, но он уже давно потерял живые духовные и нравственные корни своего бытия и не чувст­вовал потребности укрепить их в стране,...не понимал всей от­ветственности и сложность этой задачи, всей необходимой органичности такого прорастания корней в живые глубины народной души».

Сравните приведенные характеристики русского консерва­тизма. Что, на ваш взгляд, в конечном счете, обусловило его по­литическое (но не теоретическое) поражение в 1917 г.?

Задание № 2

Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу

а)ангажирование; 1) вся совокупность политических событий различных уровней;
б) политическая жизнь; 2) разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм и норм взаимодействия;
в) политическая система; 3) процесс востребования политической системой политической активности граждан;
г) эффективность политической системы; 4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;
д) структурная дифференциация; 5) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;
е) политическая социализация. 6) процесс включения индивида в политическую систему путем усвоения им опыта предыдущих поколений.

Задание № 3

Найдите ошибки в заполнении таблицы конкретными примерами различных государств.

Государство Форма правления Форма государственного устройства Политический режим
Современная Испания Парламентская монархия Унитарное государство Демократический
Испания XV века Парламентская монархия Федерация Демократический
США современного периода Президентская республика Федерация Тоталитарный

Самостоятельно заполните аналогичную таблицу конкретными примерами различных типов государств.

Государство Форма правления Форма государственного устройства Политический режим
       
       
       
       

Задание № 4

Трактовка безопасности предполагает выделение двух аспек­тов: ее физических условий и безопасности как психологического состояния. Каковы основные способы поддержания международ­ной безопасности? Что означает тезис «безопасность недели­ма»? Назовите причины, которые побудили политиков отказать­ся в целом от взгляда на войну, как на эффективное средство ре­шения международных проблем. Какие обстоятельства вынужда­ют мировое сообщество санкционировать время от времени при­менение силы?

Задание № 5

По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология – это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология – слово падшее – теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех».

Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу ут­верждает, что движущей силой развития общества всегда высту­пает мировоззрение.

Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».

 

ВАРИАНТ № 6

Задание № 1

Древнегреческий правитель Перикл как-то сказал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Со­гласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 2

Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу

а) правительство 1) представительный и законодательный орган власти;
б) парламент 2) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образования обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;
в) федерация 3) форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств;
г) конфедерация   4) политический институт, выполняющий исполнительные функции.

Задание № 3

Найдите ошибки в заполнении таблицы конкретными примерами различных типов легитимности.

Тип легитимности

Традиционный Харизматический Рациональнолегальный, правовой
Николай I М. Горбачёв Б. Клинтон
Ф. Кастро Александр II Пётр I
А. Гитлер И. Сталин Емельян Пугачёв

Самостоятельно заполните таблицу конкретными примерами различных типов легитимности.

Тип легитимности

Традиционный Харизматический Рациональнолегальный, правовой
     
     

Задание № 4

Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов.

 

Задание № 5

В политологической литературе «фашизм» трактуется как...

а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм - «нравственная болезнь» Европы;

б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализ­ма и империализма;

в) один из ответов на проблемы ин­дустриализации;

г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;

д) форма тоталитаризма.

Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеоло­гии?

 

 

ВАРИАНТ № 7

Задание № 1

По определению американского президента А. Линкольна, демократия - «это правление народа, избранное народом и для народа». В данном определении демократия выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характе­ристикой демократических государств.

В таком случае, возможно ли подлинное народовластие? Ответ аргументируйте.

Задание № 2

Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу

а) многопартийная система; 1) принцип политической деятельности, связанный прежде всего с защитой узкогрупповых интересов;
б) партийная система «поляризационного плюрализма»; 2) лица, осуществляющие в государстве власть, принимающие в рамках политической системы главные решения и контролирующие их выполнение;
в) партикуляризм; 3) круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию;
г) политическая элита; 4) объединение людей, представляющих интересы определенных общественных групп, которое ставит своей целью завоевание политической власти;
д) политическая партия; 5) партийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов;
е) электорат. 6) партийная система, для которой характерно наличие антисистемных партий, существование двухсторонней оппозиции и т.п.

Задание № 3

Какое определение власти Вы считаете наиболее точным?

а) Власть реализация намеченных целей;

б) Власть всякая деятельность, способствующая приведению системы в оптимальное состояние;

в) Власть особый тип поведения, изменяющий поведение других;

г) Власть взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект контролирует объект с помощью различных средств: авторитета, закона, насилия и т.д.

Задание № 4

Проанализируйте влияние исторических, национально-куль­турных факторов, типа политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функци­онирования партий и партийных систем?

Задание № 5

Приведите примеры конфликтов ценностей и интересов из мировой истории. Чем первые отличаются от вторых?

ВАРИАНТ № 8

Задание № 1

Н. Макиавелли рекомендовал правителям и государям, рас­считывающим сохранить свою власть, придерживаться определенных правил:

· «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы».

· «Предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое дополнение будет для него вредным».

· «Государи должны обладать гибкой способностью, изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».

· «Заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно...».

· «При управлении людьми их необходимо или ласкать или угнетать... если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать от них всякую возмож­ность отмщения».

Можно ли согласиться с подобными рекомендациями? Какие приоритеты положены в их основу? Назовите имена политических деятелей российской, украинской и мировой истории, которые в своей деятельности, так или иначе, следовали этим рекомендациям.

Задание № 2

Какие из указанных иерархических типов элит соответствуют приведенные ниже характеристики

а) правящая элита; 1) принимающая значительные для всего общества решения;
б) высшая элита; 2) непосредственно обладающая государственной властью;
в) административная элита. 3) высшие служащие-управленцы.

 

Задание № 3

Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую сис­тему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающие­ся распределения благ и услуг; требования, связанные с регули­рованием поведения; требования в сфере коммуникации и ин­формации. Раскройте содержание этих требований.

Задание № 4

Прокомментируйте слова испанского политолога Л. Санистебана о том, что «в политике не может быть невинного воздер­жания... Те, кто практикует абсентеизм, как правило, полагают, что они находятся вне политической жизни, «поверх» конфлик­тующих групп. Однако истина заключается в ином. Абсентеизм – это также политическая позиция...»

Задание № 5

В политологической литературе «фашизм» трактуется как...

а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм - «нравственная болезнь» Европы;

б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализ­ма и империализма;

в) один из ответов на проблемы ин­дустриализации;

г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;

д) форма тоталитаризма.

Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеоло­гии?

ВАРИАНТ № 9

Задание № 1

Согласно М. Веберу, власть – это шанс на повиновение свое­му приказу. Польский ученый Е. Вятр определяет власть как воз­можность приказывать при условии, что объект приказания обя­зан повиноваться. В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?

Задание № 2

Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу

а) мажоритарная избирательная система; 1) участие в выборах избирателей, разделенных по национальному, профессиональному и другим признакам;
б) пропорциональная избирательная система; 2) избирательная систем, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов;
в) куриальные выборы. 3) избирательная система, при которой голосование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго соответствует числу поданных голосов.

Задание № 3

Представьте модель политической системы, в которой поступаю­щие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.

Задание № 4

Чем различаются партийные системы России, Украины, Франции, Китая и США?

 

Задание № 5

В программе политической партии Х отмечается: «Партия и дальше будет последовательно выступать за осуществление принципа социальной справедливости, достойную заработную плату для людей труда, государственную поддержку образования и здравоохранения»; в программном заявлении партии У отмечается, что ее главной целью являются «стимулирование экономической активности населения, развития свободного предпринимательства за счет снижения налогов и уменьшения вмешательства государства в экономику». Определите, к каким типам партий относится партии Х и У.

ВАРИАНТ № 10

Задание № 1

Назовите причины (и ситуации), по которым власть может иг­норировать политические права и свободы личности, а личность высказывать недоверие к властям.

Задание № 2

Французский социолог и политолог М.Дюверже сформулировал три социальных закона взаимосвязи избирательных и партийных систем. Определите, какая из избирательных систем согласно этим законам способствует развитию названных партийных систем.

а) пропорциональная избирательная система; 1) порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к компромиссу;
б) абсолютная мажоритарная система; 2) помогает утверждению двухпартийной системы;
в) относительная мажоритарная избирательная система. 3) обусловливает возникновение многопартийной системы из партий с жесткой внутренней структурой.

Задание № 3

Кому принадлежит мысль о том, что демократия это власть невежественных людей, не способных управлять разумно?

а). Ж.-Ж. Руссо;

б). Сократу;

в). М. Веберу;

г). Аристотелю.

Задание № 4

Американский политолог Р. Такер приводит такой пример: в какой-то стране Х большинство граждан убеждены, что чиновни­ки, берущие взятки, ведут себя дурно. Между тем, несмотря на мнение большинства, чиновники продолжают собирать мзду. Что характеризует политическую культуру данной страны?

а) убеждения граждан;

б) поведение чиновников;

в) и то, и другое;

г) ни то, ни другое.

 

Задание № 5

Определите, «силовые» и/или «договорные» способы согла­сования социальных интересов для разрешения следующих кон­фликтных ситуаций:

а) забастовка шахтеров с требованием выплаты задолженности по за­работной плате;

б) стихийный митинг представителей этнического меньшинства с тре­бованием предоставления государственной независимости данному региону;

в) несанкционированная демонстрация ультрарадикальной партии с требованием свержения существующего режима и предоставления власти временному революционному комитету;

г) пикетирование здания правительства вкладчиками обанкротившегося банка с требованием вернуть потерянные деньги.

 

ВАРИАНТ № 11

Задание № 1

Всегда ли легитимная власть бывает эффективней, т.е. опе­ративно и успешно решать назревшие в обществе проблемы, удовлетворять интересы и потребности широких слоев населе­ния? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффек­тивности власти.

Задание № 2

Каким из названных категорий избирателей соответствуют приведенные характеристики?

а) радикалы; 1) не желающие участвовать в голосовании;
б) умеренные или консервативные; 2) голосующие «по наитию», в последний момент, переменчивы, во многом непредсказуемы;
в) маргиналы; 3) решительные, готовые к быстрым переменам;
г) пассивные. 4) сторонники сохранения или постепенного изменения существующей ситуации.

Задание № 3

Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.

Задание № 4

Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социал-демо­кратического политического сознания. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире?

Задание № 5

«Все нации, - писал Г. Моргентау, - в соответствии с отве­денными им возможностями, стремятся к одному – защите своей политической, физической и культурной идентичности перед лицом опасности вторжения извне». По мнению А. Печчеи, «в нашу эпоху национальный суверенитет, по сути дела, рав­носилен массовому самоубийству... Стоит ли удивляться, что структура международного здания оказывается столь нестабиль­ной и шаткой, если она построена из старых негодных кирпи­чей – суверенитетов национальных государств».

Чью точку зрения вы разделяете? Какие коррективы внесло время в трактовку обозначенной проблемы?

ВАРИАНТ № 12

Задание № 1

По мнению американского политолога Дж. Барбера, всех государственных деятелей по стилю исполнения своей роли можно классифицировать на четыре основных типа:

а) активно-позитивный стиль, ориентированный преимущественно на эффект и продуктивность своей деятельности;

б) Активно-негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций и самолюбование;

в) пассивно-позитивный стиль, ориентированный на сохранение привязанности со стороны сторонников и последователей;

г) пассивно-негативный стиль, ори­ентированный на минимальное участие в исполнении служебно­го долга.

Какой тип лидерства присущ известным вам политическим деятелям?

Задание № 2

Заполните таблицу

Критерии Демократический режим Тоталитарный режим
1. Место и роль государства    
2. Зрелость гражданского общества    
3. Наличие оппозиции    
4. Степень принуждения и насилия    

Задание № 3

Прокомментируйте высказывание французского философа; А. Камю: «Хорошая власть – это здоровое и осторожное управление несправедливостью».

Задание № 4

Проанализируйте влияние исторических, национально-куль­турных факторов, типа политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функци­онирования партий и партийных систем?

Задание № 5

По мнению Р. Дарендорфа, «во многих странах этнические различия стали использоваться как оружие, направленное про­тив прав человека. Это оружие часто подкрепляется так назы­ваемым фундаментализмом, который подразумевает, что при­надлежность к группе создает ауру исключительного, часто псевдорелигиозного значения. Принадлежность к обществу понимается не как вопрос гражданских прав, которые можно расширить, а как совокупность врожденных или наследуемых привилегий, требующих защиты от посягательств со стороны посторонних».

Приведите примеры, подтверждающие рассуждения Р. Да­рендорфа. Каково соотношение гражданских прав и прав нации?

ВАРИАНТ № 13

Задание № 1

Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни.

Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть – всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, - это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила».

Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуе­мость феномена власти?

Задание № 2

В некой стране Х проводятся выборы, и существует парла­мент. Можно ли на основании этих признаков утверждать о су­ществовании демократии в данной стране?

Задание № 3

В качестве референтных единиц, предлагается на выбор несколько (не менее трех) политических фигур:

 

1. Уго Чавес (президент Венесуэлы)

2. Кристина Киршнер (президент Аргентины)

3. Барак Обама (президент США)

4. Ангела Меркель (канцлер Германии)

5. Дэвид Кэмерон (премьер-министр Великобритании)

6. Махмуд Ахмадинежад (президент исламской республики Иран)

7. Александр Лукашенко (президент Белоруссии)

8. Владимир Путин (президент России)

9. Петр Порошенко (Президент Украины)

Критерии анализа:

Ø наличие/отличие харизматических качеств. В чем это выражается?

Ø степень участия в процессе принятия политических решений (реальная/номинальная, единолично/ коллегиально и т.п.)

Ø уровень легитимности

Ø наличие идеологических, ценностно-политических установок. Каких воззрений придерживается? Каким образом это проявляется на практике?

Ø основные векторы политического курса

Задание № 4

Попытайтесь сформулировать систему личных интересов, ко­торая могла бы побудить вас принять участие в избирательной кампании.

 

Задание № 5

Еще Н. Макиавелли указывал, что всегда будут хорошими дела внутренние, если будут постоянно хорошими дела внешние. Согласны ли вы с ним? Можно ли сказать наоборот? В чем вы­ражается взаимозависимость внешней и внутренней политики государства? Справедлива ли точка зрения, согласно которой, внешняя политика страны является квинтэссенцией политики внутренней?

 

 

ВАРИАНТ № 14

Задание № 1

Политика часто определяется как специфическая сфера дея­тельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утвержда­ют, что политика тесно связана и ассоциируется с функционирова­нием общества на уровне индивида, семьи и коллектива.

Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи «большой политики» и «повседневной жизни».

Задание № 2

Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размыш­ления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма.

Ценности консерватизма «Антиценности» консерватизма
1. Религиозные и духовные цели политической деятельности      
2. Культ нравственности      
3. Культ традиций, национальной культуры, патриотизма      
4. Авторитет церкви, семьи, школы.      
5. Приоритет интересов государст­ва над интересами индивида    
6. Сильное иерархическое государ­ство    
7. Прагматизм, здравый смысл, скептицизм      
8. Постепенность и осторожность процесса социальных перемен      
9. Преемственность развития      
10. Историческое единство про­шлого, настоящего, будущего      
11. Свобода и ответственность    

 

Задание № 3

Исторически гражданское общество возникло в Западной Ев­ропе. Возможно ли его формирование и развитие на Востоке? Приведите доводы «за» и «против» его распространения за пределы западной цивилизации.

Задание № 4

Попробуйте определить в своей группе политическую иден­тификацию большинства. Раскройте причины выявленных элек­торальных предпочтений.

 

Задание № 5

В политологической литературе «фашизм» трактуется как...

а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм – «нравственная болезнь» Европы;

б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализ­ма и империализма;

в) один из ответов на проблемы ин­дустриализации;

г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;

д) форма тоталитаризма.

Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеоло­гии?

 

 

ВАРИАНТ № 15

Задание № 1

Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?

Задание № 2

Используя учебный материал и материалы периодической пе­чати, проанализируйте факторы, влияющие на возникновение и развитие (по методике М. Дюверже) политических конфликтов и кризисов в странах СНГ.

Заполните таблицу.

 

Политический конфликт, кризис Факторы
Грузино-абхазский конфликт      
Карабахский конфликт      
Гражданская война в Таджикистане      
Украинский политический конфликт  
Другие (по выбору)      
   

Задание № 3

По мнению американского политолога Дж. Барбера, всех государственных деятелей по стилю исполнения своей роли можно классифицировать на четыре основных типа:

а) активно-позитивный стиль, ориентированный преимущественно на эффект и продуктивность своей деятельности;

б) активно-негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций и самолюбование;

в) пассивно-позитивный стиль, ориентированный на сохранение привязанности со стороны сторонников и последователей;

г) пассивно-негативный стиль, ори­ентированный на минимальное участие в исполнении служебно­го долга.

Какой тип лидерства присущ известным вам политическим деятелям?

Задание № 4

Объясните, почему политический терроризм является одним из тяжелейших политических преступлений.

 

Задание № 5

Заполните таблицу.

Критерии Демократический режим Тоталитарный режим
1. Место и роль государства    
2. Зрелость гражданского общества    
3. Наличие оппозиции    
4. Степень принуждения и насилия    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.