Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молитвенно утешительные псалмы




Псалом CXXXVI

Псалом ХС

Псалом ХIV

Псалом I

В Библии еврейской, греческой и латинской этот псалом не надписан именем Давида. В русском издании Библии он надписывается именем Давида.

Псалом можно разделить на части следующим образом:

1. Судьба праведника: стихи 1–3.

2. Судьба грешника: стихи 4–5.

3. Заключение – вывод: стих 6.

Содержание псалма говорит о судьбе праведных и нечестивых.

Стихи: 1-2: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седее, но в законе Господнем воля его и в законе Его поучится день и нощи».

Блаженным (счастливым) псалмопевец называет того, кто всегда следует закону Божию. «Имя же блаженного, - говорит Е.Зигабен, - есть плод совершенства в добродетели». Совет-желание. По Е. Зигабену, «корень действий, совершаемых телом, есть желание сердца, как и Господь говорит, что внутри находящееся оскверняет человека». (Мф. 15, 18). Нечистивыми у псалмопевца называются язычники, а грешниками - хотя и верующие, но ведущие жизнь беззаконную. Губителями названы те, которые не только сами грешат, но и других развращают. Далее псалмопевец ублажает не стоящих с грешниками во зле. Наконец, блажен не только тот, кто не участвовал ни в чём вышесказанном, но и согласовывал свою волю с законом Господним, желая только того и размышляя только о том, что внушает закон, и согласно с этим располагал свою жизнь» (он же).

Стих 3. «И будет яко древо, насажденное при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет, а вся, елика аще творит, успеет».

В этом стихе говорится, что «ведущий себя, как насажденный при потоке Божественных слов и напояемый учением их, зеленеет и возрастает и, подобно древу, насажденному при источнике вод, приносит плод добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, т.е. (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели» (Е. Зигабен). Под плодом можно понимать «от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями – согревающую надежду спасения …». Божественные глаголы сравниваются также с водами, ибо они наполняют и оживотворяют души, как воды растения.

Стихи 4-6: Совсем в ином положении оказываются нечестивые. Их положение неустойчиво и не прочно. «Как налетевший ветер уносит пыль и рассеивает её, так и противодышущие демоны уносят нечистивых» (Е.Зигабен).

ХIV псалом написан Давидом по поводу перенесения Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь устроенную скинию на Сионе. Во время нахождения Кивота в доме Аведдара Давид думал, что Господь не благоволит к нему. Когда же на дом Аведдара стали изливаться милости Господни, это наполнило сердце Давида такой радостью, что он в чувстве благоговейного ликования составил этот дивный гимн-обет.

Стихи 1-2: «Господи, кто обитает в жилище Твоём? Или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делай правду, глаголя истину в сердце своём».

«При слове жилище Божие и гора святая, - говорит Е. Зигабен, - иудей тотчас обыкновенно переносился мыслью к храму иерусалимскому и к соседней с ней горе Сиону». А поскольку обитателем обычно называется тот, кто временно поселяется в том или ином жилище, а также поскольку наше тело является обиталищем души, то псалмопевец и спрашивает: «кто же именно, быстро пробежавши поприще настоящей жизни, поселится в небесных и вечных жилищах?» «Говорит же: «в Твоём жилище» для того, чтобы показать, что это жилище создано Богом-Словом и назначено им для обитания души» (Е. Зигабен). По словам святителя Афанасия, «жилище», «гора святая» - означают небесные селения.

На поставленный вопрос псалмопевец даёт ответ: небесное жилище предназначено человеку, проникнутому добродетелью владеющего совершенствами, описываемыми в стихах со 2 по 5. «Под непорочным же должно подразумевать человека, достигшего совершенства в созерцании, ибо через него ум наш возвысится в созерцании к небу. Под делающим же правду разумеется человек, достигший совершенства в нравственной деятельности; ибо делание составляет принадлежность того, кто действует, но не созерцанием занимается». Но поскольку жизнь праздника разнообразна в своих проявлениях, то псалмопевец назвал её обобщающе «правдою», ибо «правда проникает все добродетели».

В последующих стихах псалма описывается, в чём состоит правда.

«Глаголяй истину в сердце своём» - т.е. тот, кто сохраняет истину в своём сердце и исповедует её устами.

Стих 3: «Иже не ульсти языком своим» - т.е. блажен тот, кто не льстит, а говорит истину, «кто содержит истину в себе и говорит её перед другими» (Е. Зигабен). «И не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя». «Все мы, - говорит Е. Зигабен, - искренние между собою, или по природе человечесокй, или по единству веры, или по связи родства». Ближний же тот, кто и искренний. Поношение - это осмеяние.

Стих 4: «Уничижен есть перед ним лукавнуяй, бояшия же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяся». Здесь говорится, что тот будет обитать в небесных селениях, кто считает жалким нечестивого человека и, напротив, превозносит богобоязненных. Клятва – подтверждение истины.

Стих 5: «Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не пият» - т.е. кто серебра своего не отдает в рост и не принимает незаконных даров. «Творяй сия не подвижится во век», т.к. он исполняет все сказанное и не поколеблется ни в настоящей жизни, ни в будущей, ибо выражение «во век» употреблено здесь вместо «никогда».

Написание: «Хвала песни Давидовы, не написан у еврей» следует понимать как указание, что данный псалом составлен в подражание хвалебным песням Давида, в еврейской же Библии он не имеет указания на имя автора. Псалом можно разделить на следующие части:

1. О человеке, живущем в страхе Божием: стихи 1-2.

2. Назидание праведнику: стихи 3-13.

3. Клятвенное Божие обещание: стихи 14-16.

В 1-4 стихах псалма изображается праведник, живущий в надежде на помощь Божию, сохраняющую его от всех видимых и невидимых врагов, которые чудесно гибнут вокруг праведника (стихи 7-8). Праведнику же Господь чудесно продлевает жизнь (стих 16). По указанным чертам содержания данного псалма экзегеты видят здесь повод и время его написания. Дело в том, что эти черты вполне приложимы к благочестивому царю Езекии, который искал помощи только у Бога во время нападения Ассириян. Господь чудесно поразил тогда 185 тысяч войска врагов. Жизнь царя Езекии была продлена на 15 лет. Полагают, что псалом был написан во время царствования этого благочестивого царя, возможно, и самим Езекией.

В псалме восхваляется праведник, живущий только верой и надеждой на Бога, в которых находится залог спасения. «В сем псалме излагается учение о том, - говорит Е.Зигабен, - что надежда имеет непреодолимую силу».

XC псалом – заключительный псалом 6-го часа. Святая Церковь словами этого гимна обещает верующим, достойно присутствующим за совершением Божественной Литургии, такую же награду, какую получил благочестивый царь Езекия.

Стих 1: «Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесного водворится» – живущий надеждой на Бога будет пользоваться Его кровом, защитой.

Стих 3: «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна» – Господь избавит от всякой опасности, причиняемой хитростью, и от клеветы, возмущающей спокойствие.

Стихи 4-8: Господь сохранит праведника, как наседка хранит своих детенышей под крыльями. Поскольку Бог истинен, то Он и будет охранять праведника, любящего истину, Своею истиною. «От страха нощнаго» - от скрытых нападений; «от стрелы летящия во дни» - от нападения явных; «от вещи во тьме преходящия» - от действий, скрывающихся во тьме – различных интриг; «от сряща» - случайного недуга; «и беса полуденнаго» - от южного палящего солнца, которое в полдень до предела накаляет воздух, и чрезмерна жара способна вызывать болезненное состояние у человека.

Стих 13: Аспид и василиск – роды ядовитых змей.

В еврейской Библии настоящий псалом не имеет надписания имени автора. В латинской греческой и русской указывается имя Давида. В славянской Библии имеется надпись: «Давиду и Иеремием». Содержание псалма представляет воспоминание о Вавилонском плене, как о событии прошедшем, и возвращении евреев на родину, свидетелем чего Давид не мог быть. На последний период написания псалма указывают 8 и 9 стихи. Итак, данный псалом написан или пророком Давидом за 400 лет до Вавилонского плена или кем-нибудь другим от лица находившихся в Вавилоне евреев.

В этом дивном гимне псалмопевец воспел ту печальную участь пленных и те события, которым подвергся еврейский народ во время Вавилонского пленения.

Стих 1: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянуты нам Сиона». В начале своего гимна псалмопевец повествует о том, как еврейский народ, находясь в порабощении, испытывал горечь чужеземного ига. Евреи, как пленные, пребывали вне города, в пустынных местах на берегах Вавилонских рек, в обособленном состоянии оплакивали они свой грех и бедствие. А воспоминания о своей родной земле, о родном Иерусалиме придавали им еще больше грусти и печали.

Стих 2: «На вербиих посреде его обесихом органы нашя». Музыкальные инструменты, на которых евреи прославляли Бога, находясь в Иерусалиме, теперь они вынуждены были повесить их на вербах, росших на берегах рек. Пленники вместо псалмопения оплакивали в рыдании свое тяжелое состояние в плену, когда они лишены были утешения при богослужении. «Органы тогда, - по словам блаженного Феодорита, - были без употребления; потому что закон повелевал только в одном месте – Иерусалиме - совершать богослужение и пение».

Стих 3: «Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведши нас о пении: воспойте нам от песней Сионских». На данных стихах ответ дан частично в предшествуюшем стихе словами блаженного Феодорита. По его же мысли, вавилоняне приказывали пленникам петь, желая слушать просто для удовольствия или для смеха над их святыми и божественными предметами.

Стих 4: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» Мог ли народ, познавший радость свободы у себя на родине, познавший веселие и красоту Сионских напевов, по требованию чужеземных поработителей петь хвалебную песнь Господню на чужой Земле? Вот насколько был полезен для евреев этот плен, ибо он исправил их нравы, «потому что те, которые прежде преступали закон Божий среди отечества своего, ныне, по словам Златоуста, хранят его в чужой земле» (Е.Зигабен).

Стих 5: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». Этими словами еврейский народ говорит, что, если он забудет город Иерусалим, то пусть будет он увечен и расслаблен, или пусть иссохнет рука его, чтобы больше не чувствовать ее.

Стих 6: «Прильни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, как в начале веселия моего». Далее пленный народ продолжает своё сетование. Он восклицает, что пусть лучше отнимется у него голос, чтобы не быть в состоянии говорить, чем забыть свой родной Иерусалим.

Стих 7: «Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалим глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его». Сынами Едома здесь называются аравитяне и идумеяне, происходившие от Исава и состоявщие в союзе с вавилонянами в войне с Иерусалимом. Когда вавилоняне разрушали Иерусалим, аравитяне поощряли их. Евреи просят Господа воздать аравитянам и идумеянам праведное наказание за то, что они, будучи родственниками по крови, сделались для них самыми жесточайшими врагами.

Стих 8: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твоё, еже воздала еси нам». Дочь Вавилона – тот же Вавилон. Дочь Вавилона называется неправедной, несчастной по причине, как говорит святитель Иоанн Злотоуст, постигающих её будущих бедствий. Этими словами псалмопевец предсказывает об истреблении этого города, которое произошло при завоевании Вавилонского царства царём Киром Персидским.

Стих 9: «Блажен иже имеет и разбиет младенцы твоя о камень». Евреи распространяют свой гнев на незрелый возраст вавилонян и ублажают того, кто сокрушит жестоко малых вавилонских детей. Слова этого псалма надо понимать и в переносном, высшем их значении. Под сынами Едома надо разуметь бесов, истощающих богатство нашей души до основания. Иерусалим – наша душа. Вавилон – олицетворение греха. Кто истребляет этот грех в самом зародыше, тот блажен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.