КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сложность развития инновационной сферы России заключается в неприспособленности старой системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования
Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений. Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта. Возможное влияние перспективного законодательства на проект. Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству. Возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов. Г. Внешние и экологические критерии. Потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании). Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов. Наличие производственного персонала (по численности и квалификации). Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы). Необходимость технологических нововведений для осуществления проекта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключение следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. Одной из причин снижения эффективности инноваций в России является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях практика решения научно-технических проблем в этих странах имеет общую основу -- активное участие государства в проведении инновационной политики. Для успешной деятельности большое значение имеет инновационный настрой менеджмента всех уровней управления, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различных инициатив. Каждый специалист инновационной фирмы должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы. Основная задача руководителя инновационной предпринимательской фирмы--расширить участие непосредственных исполнителей в принятии инновационных решений. Литература 1. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М,Ж Дело, 1999 3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003 4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Гольдштейн Г.Я. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2001 5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001 6. Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. - М.: 2001 7. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. -М.: ДеКА, 2000 8. Менеджмент организации. Под ред. д.э.н., проф. Румянцевой З.П., д.э.н.,проф. Соломатина Н.А., М. ИКФА-М, 2002 9. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой -З.П., Саломатина Н.А. - М.: ИНФРА - М. 2003. 10. Оценка и согласованный выбор вариантов инновационного проекта. Комков Н.И., Грохотов А.В., Маркова Я.В., Тумгоев Х.А. 11. Совмещенный подход к экономической оценке потенциальной эффективности инновационных проектов. Гаврилов С.Л.М.2003 12. Учет специфики инвестиционных проектов при оценке их эффективности смоляк С.А. Журнал "Аудит И Финансовый Анализ" №1-2002 13. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. --М.; Бизнес и Банки, ЮНИТИ. 1999. Оценка эффективности инноваций Сущность проблемы оценки эффективности инноваций. Проблема комплексной оценки эффективности капитальных вложений постоянно находилась и находится в центре внимания ученых-экономистов и руководителей-практиков различных уровней и рангов. И прежде чем приступить к рассмотрению конкретных методик оценки инновационных проектов, целесообразно остановиться на некоторых методологических вопросах в области капитальных вложений, ориентируясь при этом на современное состояние и перспективы развития экономики страны. В общем случае проблема оценки эффективности инвестиций возникает перед потенциальным инвестором, т.е. перед тем хозяйствующим субъектом, в распоряжении которого находятся капитальные ресурсы, инвестирование которых может принести их собственнику некоторую выгоду. Реализации любого инновационного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач: 1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения их к ценности в начальном периоде, так как одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций. Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят. Технически приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации проекта, удобно производить путем их умножения на коэффициент дисконтирования, определяемый для постоянной нормы дисконта E (это процентная ставка, выраженная десятичной дробью): Поскольку инвестиции характеризуются одноразовостью или ограниченным периодом вложений, длительным сроком окупаемости, большой величиной, а издержки производства — это величина, как правило, годовая, то для того чтобы привести их к единой годовой размерности с помощью коэффициента экономической эффективности или уровня процентной ставки, берут часть инвестиций (капитальных вложений). Отсюда и появился термин «приведенные затраты». 3i = Сi + Ен Кi = min, где 3i — приведенные затраты по каждому варианту; В плановой экономике величина Ен устанавливается централизованно. В рыночной экономике каждая отдельная фирма, предприятие устанавливает такой норматив либо на уровне процентной ставки E, либо как норматив рентабельности инвестиций Rн. Оценка должна обеспечить инвесторам выбор качественного инновационного проекта. При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем — эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. В основе сравнения инновационных вариантов лежит принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения. Эффект инновационной деятельности является многоаспектным (таб.2). Таблица 2. Виды эффекта от реализации инноваций |Вид эффекта |Факторы, показатели | Следовательно, экономическая ценность (стоимость) нововведений для их покупателя непосредственно определяется их ожидаемой (прогнозируемой) полезностью, позволяющей ему преодолевать проблему ограниченности того или иного вида привлеченных ресурсов. Стоимость инноваций для их продавца непосредственно определяется ожидаемой выгодностью их продажи. Понятия стоимости и полезности инноваций в экономическом смысле идентифицируются во взаимосвязанном анализе качества и количества: а) производимых вещей Эффективность инноваций непосредственно определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур. Само понятие Социальным называется результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающих, как правило, стоимостной оценки (улучшение здоровья, удовлетворение эстетических запросов и т. д.). Технический эффект, получаемый в результате освоения ОКР в производстве и эксплуатации в народном хозяйстве, может быть оценен фактическим экономическим эффектом. Результаты Ос на 70% определяются фактическим экономическим эффектом и на 30% — ожидаемым. Техническое совершенствование информации выражается в приросте значений параметров, показателей изделий. Подход к оценке инноваций в условиях рыночной экономики. В условиях господства государственной формы собственности и централизованных методов управления экономикой, преобладал и соответствующий централизованный, единый для всех предприятий и организаций подход к оценке эффективности хозяйственных решений. Суть его сводилась к принципу, согласно которому все, что выгодно для государства, должно быть выгодно и для каждого из хозяйствующих субъектов. Этот принцип предусматривал единый для всех субъектов глобальный критерий эффективности капитальных вложений – экономический эффект, получаемый на всех стадиях и этапах реализации инновации, т.е. от проведения исследований и разработок до использования инноваций у потребителя. Методический спор касался лишь показателей, которыми оценивался этот эффект – то ли это «приведенные затраты» на реализацию новшества, то ли это «интегральный» или «годовой экономический эффект». В условиях административно-командной системы управления экономические обоснования хотя и являлись обязательными атрибутами любого хозяйственного решения, играли второстепенную роль и зачастую носили чисто формальный характер. Как организации, осуществляющие освоение выделенных капитальных вложений,, так и ведомства, занимающиеся их распределением, были всего лишь распорядителями, но не фактическими владельцами выделяемых денежных средств. Кроме того, выделение денежных средств на осуществление капитальных вложений в основном носило безвозмездный характер. Такой подход к обоснованию хозяйственных решений приводил к ухудшению хозяйственной ситуации. Нередко приобреталось оборудование, которое годами не находило применения либо использовалось не на полную мощность. Приобретаемая за валюту за рубежом новая техника не вписывалась в существующие технологические процессы, а поэтому не давала той отдачи, которую можно было ожидать, исходя из ее технического уровня. Если следовать классическим канонам теории рыночной экономии, согласно которым деятельность хозяйствующих субъектов основана на свободе выбора, а функции государства сводятся к регулированию процессов взаимодействия хозяйствующих субъектов, то напрашивается вывод о необходимости выделения, по крайней мере, двух видов критериев эффективности их деятельности. Во- первых, это локальные критерии эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, которые в рамках внешних ограничений стремятся к получению наибольших выгод в долгосрочной перспективе. Во-вторых, это глобальный критерий эффективности деятельности всей экономической системы, который должен лежать в основе государственной политики, направленной на обеспечение динамичного развития всего общества. Признание наличия двух групп неоднородных и противоречивых критериев требует разработки и различных методов оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов, которые в соответствии с принятой классификацией могут быть названы как макро- и микроэкономическими. В современных условиях кардинального реформирования хозяйственного механизма, его ориентации на рыночные модели экономического развития, проблема экономического обоснования инвестиционных решений приобретает особую актуальность. Такие проблемы возникают как на уровне первичных хозяйствующих субъектов (инновационных предприятий и организаций), так и в высших эшелонах управления национальной экономикой при распределении бюджетных средств на финансирование научных, социальных и иных общегосударственных программ. Важной отличительной особенностью хозяйствующих субъектов, действующих в рыночной экономической системе, следует считать различия в целях, которые они преследуют в своей деятельности. Так, государственные органы власти и управления, призванные осуществлять регулирование социально-экономических и политических процессов, должны, очевидно, исходить из глобальных, народнохозяйственных целей развития общества в целом. Здесь нет существенного расхождения с задачами и целями, которые решали государственные органы управления ранее. Различия состоит в основном в способах реализации этих целей. Если в условиях командно-административной экономики основным выступал план как форма, то в рыночной экономике государство формирует внешние условия хозяйствования первичных хозяйствующих субъектов, создавая стимулы для экономического роста национальной экономики. В свою очередь, первичные хозяйствующие субъекты, ограниченные лишь установленными государством и едиными для всех субъектов «правилами игры», строят свою деятельность в направлении достижения своих локальных целей, состоящих в получении наибольших собственных выгод в долгосрочной перспективе. Различия в целях, которые решают хозяйствующие субъекты, должны проявляться и в разных критериях, лежащих в основе инвестиционных решений, и методах оценки экономической эффективности инвестиций. В настоящее время приняты следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утверждены Выделение подобных видов является искусственным и связано с определением единого показателя экономической эффективности, но применительно к различным объектам и уровням экономической системы. Коммерческая эффективность характеризуется соотношением финансовых затрат и результатов, позволяющих получить требуемую норму доходности. При осуществлении различных видов деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Тогда разность между ними (поток денежных средств) будет равна: фi(t) = Пi(t) – Оi(t), где i = 1, 2, 3 — виды деятельности (инвестиционная, операционная, финансовая). Под потоком реальных денег подразумевается разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в определенном периоде реализации проекта (шаге расчета): ф(t) = [П1(t) - O1(t)] + [П2(t) - O2(t)] = ф1(t) + ф2(t). Показатели бюджетной эффективности устанавливают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Для экономического обоснования мер федеральной и региональной финансовой поддержки проекта используется бюджетный эффект. Бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с реализацией проекта: Бt = Дt – Рt, Интегральный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов (как превышение интегральных доходов бюджета Показатели народнохозяйственной экономической эффективности определяют эффективность проекта, исходя из интересов народного хозяйства в целом, а также для регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций, участвующих в реализации проекта. При расчете показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются: Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей (таб.1): 1) интегральный эффект; 2) индекс рентабельности; 3) норма рентабельности; 4) период окупаемости. Таблица 1. Критерии и методы оценки экономической эффективности инноваций. |Методы и критерии|Статистические |Динамические | Основными показателями, которые используются для сравнения инвестиционных проектов (вариантов проекта) и выбора лучшего из них, являются показатели интегрального эффекта (экономического на уровне народного хозяйства, коммерческого на уровне отдельной организации). В том случае, если точно известны вероятности различных условий осуществления проекта, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания: Эож=ЭiРi, где Эож — ожидаемый интегральный эффект проекта; Эi — интегральный эффект при i-м условии реализации; Рi — вероятность реализации проекта. В общем виде расчет ожидаемого интегрального экономического эффекта рекомендуется осуществлять по формуле: Эож = h Эmax + (1 – h) Эmin, где Эmax и Эmin, — наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям; h — специальный норматив для учета неопределенности эффекта, характеризующий систему предпочтений хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности (принимается обычно на уровне 0,3). Предполагаемый инвестор, финансирующий прикладные исследования и разработки, всегда хочет знать о степени коммерческого риска вложения своих средств на создание конкурентоспособной продукции. Величина коммерческого риска сильно зависит от результативности работы научно-технических организаций при проведении прикладных НИР и выполнении опытно-конструкторских разработок (ОКР). Фактическая результативность работы конкретной научно-технической организации рассчитывается по формуле: где r — коэффициент фактической результативности работы научно- технической организации; R — суммарные затраты по законченным работам, принятым Н1 и Н2 — незавершенное производство соответственно на начало и конец анализируемого периода, руб.; Qi — фактические затраты на исследования и разработки за i-й год, руб. Эффективность инноваций в регионах Для конкретных инновационных проектов эффективность затрат может быть определена величиной прибыли, рентабельностью производства, периодом окупаемости затрат и т. д. Однако для оценок эффективности инноваций в целом по промышленности региона и, главное, с учетом имеющегося объема и структуры информационного обеспечения необходимы иные методы расчета результативности вновь внедряемых процессов. Должна быть разработана система показателей сравнительной эффективности инновационной деятельности, позволяющих оценить восприимчивость производственного аппарата предприятий к реализации Эффективность инноваций может быть оценена по конечным результатам производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, занимающихся инновациями (инновационно-активных предприятий). Основным и важнейшим результатом этой деятельности, фиксируемой органами государственной статистики, является величина и структура инновационной продукции, выделяемой из общего объема производимой и реализованной продукции предприятий. Однако показатели удельного веса и качественных характеристик инновационной продукции далеко не в полной мере характеризуют эффективность инновационных процессов. В связи с этим было бы целесообразно дополнительно определять показатели удельных затрат в производстве единицы инновационной продукции с учетом изменений производительности труда в процессе реализации всего объема приобретенных (или разработанных) технологических достижений. Качественную структуру инновационной продукции можно учитывать по удельному весу в ее составе следующих важнейших видов: продукция, значительно измененная или вновь внедренная; экспортная инновационная продукция; новая (не модернизированная и не модифицированная) продукция; продукция, освоенная с использованием лицензии; продукция, имеющая правовую защиту. Один из основных показателей эффективности инновационной деятельности, характеризующий величину удельных финансовых затрат на единицу производимой инновационной продукции и учитывающий качественные характеристики ее структуры, (ЕЗ) следует рассчитывать по формуле: где Дин — общая величина затрат на инновации по всем источникам финансирования; Вин — общий объем реализованной продукции; Кпр — коэффициент, характеризующий уровень прогрессивности структуры инновационной продукции. Коэффициент прогрессивности структуры инновационной продукции (Кпр) определяется как сумма удельных весов каждой из 5 структурных составляющих видов в общем объеме инновационной продукции. Диапазон величин в пределах от 0 до 5. Это объясняется тем, что одна и та же продукция может одновременно находиться в составе различных структурных групп. К примеру, принципиально новый вид продукции может быть изготовлен по лицензии, иметь правовую защиту (патент на изготовление, товарный знак), экспортироваться в другие страны и т. д. Чем выше коэффициент прогрессивности структуры инновационной продукции, тем выше, как правило, и уровень ее конкурентоспособности, а производство более рентабельно при быстрой окупаемости затрат. Стремление повысить эффективность инноваций путем минимизации затрат при высоком качестве продукции может считаться важнейшим направлением на данном этапе экономического развития, так как стимулирует решение наиболее актуальной проблемы ресурсосбережения и, соответственно, ориентировано на повышение уровня конкурентоспособности продукции на товарных рынках. В то же время нельзя игнорировать и другие проявления эффективности инновационной деятельности и, в первую очередь, рост производительности труда в условиях быстрого обновления номенклатуры выпускаемой продукции. Как правило, эффект от повышения производительности труда может быть стабильным и продолжительным на диверсификационных предприятиях, где новые технологии обеспечивают при этом и возможности ускоренной замены продукции. Такая направленность инновационной деятельности также способствует сокращению издержек производства (главным образом за счет уменьшения удельных значений условно постоянных расходов), но в большей мере способствует решению проблем расширения рынка и выхода на новые рынки товаров, на которые ориентировано производство. Для большей обоснованности данного показателя эффективности инновационной деятельности необходимо учитывать не только фактическую величину производительности, достигнутую по группе инновационно-активных предприятий, но также и соотношение ее с производительностью других предприятий и удельным весом инновационной продукции в общем объеме производства (или реализации) промышленной продукции в регионе. В этом случае показатель эффективности инноваций за счет роста производительности труда (Епт) может определяться по формуле: где Вин — общий объем реализованной инновационной продукции; Чин — численность производственного персонала на инновационно-активных предприятиях; Кин — коэффициент роста производительности труда, учитывающий соотношение выработки на одного работника на инновационно-активных предприятиях и предприятиях, не занимающихся инновациями; dин — удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции региона. Для установления рейтинга региона по эффективности инноваций, рассчитанного по показателям удельных затрат или выработки, используется метод соотношения группы показателей с аналогичными в среднем по всем промышленным предприятиям Российской Федерации (соответствует расчетам рейтинга инновационной активности предприятий региона). Это позволяет получить для каждого региона по всей совокупности факторов безразмерные коэффициенты, показывающие величины относительных уровней эффективности инноваций (по сравнению со среднероссийскими показателями). Такие показатели допускают любую форму агрегирования для расчета итоговых значений эффективности инноваций, определенных по удельным затратам и по выработке на одного работающего. Общий показатель эффективности инноваций (Эобщ) рассчитан как сумма показателей сравнительной эффективности по удельным затратам и выработке на одного работающего: где Езi и Ептi — абсолютные значения показателей эффективности, рассчитанные соответственно по удельным инновационным затратам и по выработке на одного работающего в i-ом регионе; Ез.РФ и Епт.РФ — абсолютные значения величин показателей эффективности по удельным затратам и по выработке на одного работающего в целом по инновационно-активным предприятиям Российской Федерации. Заключение. Итак, в условиях перехода на рыночные отношения особое значение приобретают технико-экономические обоснования принимаемых решений. Такого рода задачи возникают на уровнях предприятий, формирующих свою производственно-хозяйственную деятельность на принципах хозрасчета и самоокупаемости; государственных органов, распределяющих бюджетные средства на реализацию научных и производственных программ; банков, выделяющих ссуды на развитие производства, науки и другие мероприятия. В условиях административно-командной системы управления существовал единый подход к оценке эффективности как капиталовложений, так и инноваций Эффективность инновационного проекта характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта для его участников, об экономических преимуществах одних проектов над другими. В реальной жизни оценка эффективности инноваций таит в себе несколько очень существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр. Однако с инновационными проектами связаны и другие, не столь легко решаемые проблемы. Одной из основных является проблема учета общей величины эффекта от внедрения инноваций, так как отдельные его аспекты (социальный, экологический, научно-технический) представляются несоизмеримыми друг с другом, и даже дать интегральную оценку одному лишь социальному результату практически невозможно. Поэтому как информационная база, так и методы определения эффективности инноваций должны совершенствоваться, чтобы учитывать те изменения, которые происходят в нашей стране. Список литературы. М., 1997. 1998 Экономика строительства, № 9, 1998.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |