Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание гуманных качеств личности ребенка.




Исследования А.М.Виноградовой, Деминой И.С., Князевой Л.П., Пеньевской П.А. и др., посвященные проблеме воспитания гуманизма показали, что у ребенка дошкольника можно сформировать следующие нравственные качества:

- сочувствие;

- доброжелательность;

- чуткость,

- заботливое отношение к окружающему;

- правдивость;

- уважение к близким.

Предпосылки для воспитания гуманизма возникают достаточно рано, поэтому педагогам важно ориентироваться в технических средствах и методах, которые содействуют формированию гуманных начал личности.

Важное значение в работе воспитателя отводится созданию необходимых педагогических условий:

1. Взаимосвязь задач, методов и средств воспитания гуманных качеств личности.

Т.е. важно соблюдать тесную взаимосвязь: задача – метод – средства

           
     
 
 


Например воспитание доброжелательности

 

Какие вопросы (формирование нравственного поведения, нравственного сознания, стимулирования (поощрение и показ) и контроля)

 

Использование возникновения ситуации живого объекта, природы, художественного произведения (вызывать положительные чувства к добрым героям) и др.

 

Но у каждого метода воспитания есть своя обратная сторона (отрицательная). Примеры?

Поощрение, соревнование, пример, наказание, приучение, следовательно, это свидетельствует об отсутствии универсальных методов воспитания.

2. В современном ДОУ педагог должен использовать ЛОМО. (охарактеризуйте?).

Данный стиль общения опирается на возрастные особенности ребенка и требует от воспитателя определенных соответствующих нравственных качеств. Данная модель рассчитана на способность педагога видеть в ребенке не объект воспитательной работы, а человека, ждущего понимания и поддержки.

3. Сознательное и гибкое применение педагогом различных методов воспитания.

Для этого педагог должен обладать достаточно богатым «инструментарием» методов (богатым набором).

Петерина предлагает для воспитания гуманизма применять:

- игры-занятия;

- игры-инсценировки;

- упражнения ребенком конкретных действий;

- самостоятельную деятельность детей;

- игры-забавы;

- праздники;

- этические беседы и др.

4. Корректировка и подвижность средств воспитания.

Во многом зависит от их разнообразия. Виноградова предлагает использовать:

- одобрение благородных поступков ребенка и окружающих;

- доброжелательный юмор, шутка;

- вовремя данный совет, напоминание;

- использование особенностей поведения любимых героев книги, сказок.

Подвижность заключается в умении педагога вовремя и быстро подобрать наиболее подходящие средства и метод воспитания, а корректировка – способность изменить их, если того требует ситуация.

5. Единство воспитательных целей детского сада и семьи.

Для этого нужно знать семьи воспитанников, какие цели преследуют родители в воспитании и направлять мысли родителей в правильное русло.

Например, семья – где культивируется трепетное отношение к жизни (нельзя произносить слово «убью», убить комара)

Ваше отношение и действия как педагога.

6. Индивидуальный подход в воспитании.

Проявляется в знании воспитателем мотивов детских поступков, так как даже добрый поступок может носить разные мотивировки.

Добрый поступок

           
     
 


Чтобы получить похвалу взрослого (стать примером для других детей) Чтобы не быть наказанным, нужно поступать как говорит воспитатель Чтобы задобрить сверстников (например, ребенок делится чем-либо) Чтобы выполнить чью-либо просьбу.

Главная особенность поступков ребенка, по мнению Виноградовой, их искренность. Однако, чем старше становится ребенок, тем более разнообразно он способен объяснять причины собственного поведения и после шести лет возникает опасность формального приучения ребенка к правилам нравственности. Это проявляется в том, что ребенок знает, что это плохо, но поступает так и объясняет свое поведение причинами, которые от него не зависят.

Критерии, позволяющие оценить уровень развития гуманных качеств:

1) Руководствуются ли дети на практике правилами нравственного поведения?

2) Испытывают ли потребность в гуманных действиях?

3) Как относится ребенок к отрицательным поступкам окружающих?

4) Существует ли связь между особенностями поведения ребенка и качествами его личности?

Педагогу следует учитывать, что можно познакомить ребенка со всеми добродетелями, но это не поможет ему делать добро. Поэтому, главное в воспитании гуманных качеств – развивать в ребенке два умения: понимать другого и сопереживать (сочувствовать).

Современные исследования позволили установить, что особенности гуманного поведения во многом зависят от влияния социальной среды и от повседневной жизни.

В идеале необходимо, чтобы социальная среда отвлекала ребенка от жестоких наклонностей, не содействовала проявлению низких чувств (жестокости, злости, хитрости), а наоборот, способствовала проявлению высших чувств (сердечности, деликатности, чуткости).

На современном этапе разработана модель воспитания гуманных качеств личности дошкольника, в которой выделяются три направления:

формирование заботливого отношения

           
     
 


к людям к природе к самому себе

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 95; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.