Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание коллективизма




В детском саду ребенок находится в обществе сверстников, которые требуют от него проявления определенных качеств: уважение доброжелательность, уступчивость, взаимопонимание.

В педагогической литературе такие качества принято называть коллективистские качества или коллективизм.

В ряде исследований (Нечаева, Маркова, Буре и др.) показали, что понятие коллектив в дошкольном возрасте отличается своеобразием. Ф дошкольном детстве начинают формироваться некоторые черты коллективизма, поэтому исследователи говорят о формировании начал коллективистских качеств или о воспитании коллективных взаимоотношений, характер которых во многом зависит от взрослых, так как в любом детском коллективе непременно присутствует взрослый, который способствует формированию положительных взаимоотношений и развитию каждой личности. поэтому говорят, что понятие «детский коллектив» условно применительно к дошкольникам.

Педагогические условия формирования коллективизма:

1) Совместный образ жизни детей.

2) Коллективная деятельность детей (совместная).

3) Работа с детьми педагога, заинтересованного в воспитании тех качеств личности, которые помогут войти ребенку в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность).

Следовательно, воспитание коллективизма предусматривает своевременное формирование комплекса конкретных нравственных черт личности.

 

 

Педагогические условия воспитания коллективизма:

1) Воспитатель должен побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже незначительное стремление к общению.

2) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети приобретали опыт общения на основе доброжелательности.

3) 3) нужно учит детей способам проявления чуткости к окружающим.

4) Нужно побуждать сопереживать сверстникам.

5) Содействовать проявлению в поведении детей заботы о близких и сверстниках.

6) Предлагать детям такую деятельность, чтобы дети почувствовали себя участниками общего дела.

7) Нужно поощрять проявления дружбы и взаимопомощи.

8) Воспитателю нужно помогать детям ладить друг с другом, используя свои знания особенностей характера детей.

Таким образом, в профессиональной деятельности воспитателя возможно применение ряда способов, воспитывающих коллективизм: побуждение, забота о ребенке, помощь, поощрение, научение и т.д.

Особое внимание при воспитании коллективизма уделяется организации общих дел в группе. Исследователи называют различные виды совместной деятельности (игра, труд, коллективные занятия), которые упражняют детей в ряде важных умений: умения выполнять нормы поведения, умения договариваться, оказывать помощь друг другу и др. но ведущая рол отводится игре. Поэтому в разных группах детского сада должно отводиться достаточно времени для совместных игр. В структуре совместной игры педагог должен выделять основные компоненты, которые побуждают ребенка к выполнению разнообразных правил поведения. Например, распределение ролей, выполнение игровых действий, выполнение игрового правила.

Именно в совместной игре дети очень рано проявляют самостоятельность, стремление настоять на собственных желаниях и др. совместная игра невозможна без проявления фантазий, следовательно, в совместных играх от ребенка требуется проявление качеств общительности, отзывчивости, доброжелательности, взаимовыручки, взаимопомощи.

Поэтому игра рассматривается как важное средство воспитания коллективизма.

 

Воспитание культуры поведения –

Это формирование нравственных качеств и воспитания их внешнего проявления в манерах и культуре общения. Наиболее полно данный термин раскрыла С.В.Петерина.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведния в быту, общении, различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями.

В содержании культурного поведения дошкольников выделяют три направления:

1) Культура деятельности.

2) Культура общения.

3) Культурно-гигиенические навыки.

Рассмотрим их.

1) Воспитание культуры деятельности – воспитывать умения содержать впорядке место, где ребенок трудится, занимается, играет, привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

2) Культура общения предусматривает выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Например, пользоваться словами вежливого обращения, умение признавать свою неправоту, умение выслушивать, не перебивая. Культура общения предполагает не только умение действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка нужно учить замечать состояние других людей. Культура общения предполагает также культуру речи (правильно строить фразы, говорить в нормальном темпе, произносить все звуки и т.д.).

3) Воспитание культурно-гигиенических навыков – это формирование навыков опрятности, чистоты тела, одежды, обуви и др. необходимость этих навыков продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений, так как в их соблюдении проявляется уважение к окружающим (кому приятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду?). В эту группу навыков включают и культуру еды, которая также имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом и к тем, кто приготовил пищу.

Этапы воспитания культуры поведения:

I этап – начинается в раннем возрасте и преследует цель: накопить множество единичных фактов-упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении. Т.е. с раннего возраста надо приучать ребенка к чистоте и порядку, обращая внимание малыша не эту сторону его жизни.

Всегда, умывая или купая ребенка, восторгаться результатами; не допуская, чтобы малыш долгое время находился в мокрой, грязной одежде, учить пользоваться носовым платком и салфеткой во время еды. В общении – учить здороваться и прощаться, всегда поощрять за выполнение действий. За столом не бояться давать вилку и нож (не острые) и др.

II этап – детям начинают объяснять когда и как надо себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна «методика предвосхищения», суть которой в том, чтобы предвосхитить своими замечаниями нежелательное поведение ребенка, например: «Дети, вы помните как надо пройти по коридору в музыкальный зал, чтобы не разбудить малышей. Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Данная методика выполняет роль стимула к достойному поведению. На данном этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего поведения.

III этап. Продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать детям об истории возникновения этикета, т традициях культуры поведения, традициях культуры поведения людей в разные времена и в разных странах и конечно, о содержании этикета в группе детей.

Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих. В настоящее время издается много книг для детей на эту тему, например, «Азбука вежливости» Л.Васильевой, который помогут родителям и воспитателям.

Таким образом можно выделить иного качеств, которые составят образ воспитанного и счастливого ребенка. Такой ребенок уверен в себе, легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми – взрослыми и детьми; он оптимистичен, все воспринимает с радостью, любознателен. Но воспитать такого ребенка можно, если и родители и воспитатели проникнутся глубоким уважением к личности ребенка и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.