Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 3. Неоплатонизм




Часть 2. Александрийская наука

В эллинистический период возникли новые центры культуры, где различные течения восточной мысли взаимодействовали с западной. Среди этих центров выделялись созданные в Египте (в III в. до н.э.) при царской династии Птолемеев библиотека и музей в Александрии. Музей представлял собой по существу исследовательский институт с лабораториями, комнатами для занятий со студентами. В нем был проведен ряд важнейших исследований в различных областях знания, в том числе врачами Герофилом, Эразистратом, Галеном.

 

Огромную популярность приобрело учение философа-мистика из Александрии ФИЛОНА (25 г. до н.э. – 50 г. н.э.). Филон - выдающийся представитель экзегетики («экзегезис» - греч. «толкование»). Он истолковывал Пятикнижие Моисея. Ему принадлежит один из первых переводов Ветхого завета на греческий язык

Филон связывал догмы иудейской религии с греческой философией, разрабатывал учение о логосе, который он изобразил в виде высшей идеи или в виде верховного архангела (наместника божьего).

Он учил, что тело – это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание – пневма. Представление о пневме по-прежнему носило сугубо гипотетический характер. Это создавало почву для иррациональных, недоступных контролю картин зависимости происходящего с человеком от сверхчувственных, небесных сил – посредников между земным миром и Богом. После Филона пневме приписывали функцию общения души с бестелесными сущностями, связующими ее со Всевышним. Возник особый раздел религиозной догматики – пневматология.

В концепции Филона впервые появляется термин «откровение», которым он объяснял невыводимые из научных знаний понятия. (Античная психология даже в своих идеалистических представлениях опиралась на природные, выведенные из наблюдения понятия, поэтому внеприродные понятия в ее терминах просто невыразимы). Так в психологию впервые проникла мистика, которая в Средневековье стала одним из ее основных элементов.

Филон отождествлял понятия слово и Логос (продолжая анализ связи слова, мысли и предмета, начатый стоиками). По Филону, слово и есть закон, по которому создается мир, слово – откровение Бога, данное им в вербальной форме людям. Такое отношение к слову-Логосу перешло от Филона в христианскую науку, т.к. оно объясняет библейские тексты, говорящие о том, что «вначале было слово… и слово было Бог».

 

 

ПЛОТИН (205 – 270 гг. н.э.) – древнегреческий философ, основатель в Риме школы неоплатонизма. Развивал учение о происхождении души от мировой в процессе эманации (от лат. – истечение, исхождение) - излучений творческой деятельности Бога, которые образуют видимый мир с его последовательной (нисходящей) лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней этой лестницы является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последними ступенями эманации.

Плотин, вслед за Платоном, учил, что душа обладает способностью направляться «вверх» – к божеству, к мировой душе (при помощи памяти и мышления) и «вниз» – к низменному материальному миру (при помощи чувств и ощущений). Но Плотин выделил еще одно направление – обращенность на себя, на собственные незримые действия и содержани я. Она как бы следит за своей работой, является ее «зеркалом». Через много столетий эта способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить или мыслить, но обладать также внутренним представлением об этих функциях, получила название рефлексии. Плотин отграничил этот механизм от других психических процессов. Рефлексия не могла быть объяснена ни одним из внешних факторов. Она выглядела самодостаточной, невыводимой сущностью. Таковой она и оставалась на протяжении веков, став исходным понятием интроспективной психологии сознания.

Таким образом, у Плотина психология впервые становится наукой о сознании,понятом как «самосознание».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.