КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2. Психологические идеи арабских мыслителей. На изучение вопросов познания в поздней схоластике и в период Возрождения существенный отпечаток наложили работы не только античных ученых
На изучение вопросов познания в поздней схоластике и в период В своих философских трудах арабский ученый ИБН СИНА (лат. Авиценна) (980 –1037) разработал так называемую теорию двух истин. В ней доказывалось, что существуют две независимые истины: вера и знание. Соответственно, складывалось 2 учения о душе: религиозно-философское (метафизическое) и естественнонаучное (медицинское). Что же изучает каждое из них? Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах, в том числе и в человеке. Исходя из этого, ученый доказывал, что философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное. (Под медициной тогда понималась не узкоспециальная область врачевания. Она охватывала объяснения, которые в дальнейшем стали относить к химии, физике, ботанике, астрономии, географии и др.) Учение, выражавшее точку зрения медика, изложено в «Каноне врачебной науки». Это произведение обеспечило Ибн Сине «в течение пяти столетий самодержавную власть во всех медицинских школах Средних веков» (самое значительное после Галена учение о психофизиологических функциях). Ибн Сина много занимался проблемами психических расстройств. Здесь он выступает с материалистических позиций: указывает на связь психических процессов с функциями определенных участков головного мозга. Непосредственной причиной психических расстройств Ибн Сина считал либо влияние условий окружающей среды, либо телесные расстройства. Выяснение взаимосвязей психического и соматического представляло для ученого особый интерес. В «Каноне» содержатся указания на возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями (сильным горем, гневом, огорчением). Совершенно новаторским следует считать его подход к аффектам. Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Говоря ему ряд слов, Ибн Сина зафиксировал по изменению его пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Возможно, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, предвосхищавший последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приемы. С именем Ибн Сины связывают еще один опыт, также имеющий непосредственное отношение к психологии эмоций. Двум баранам давали пищу, одинаковую по количеству и качеству, но если один из них находился в обычных условиях, то неподалеку от другого был на привязи волк. Несмотря на нормальное питание, второй волк стал худеть и погиб. Неизвестно, какое объяснение давалось этому опыту, но он дает основание видеть в учении Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний. Ибн Сина был также зачинателем возрастной психофизиологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Решающее значение он придавал воспитанию. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, как считал Ибн Сина, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей. Вызывая в ребенке те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру. Эти идеи входили в состав медицинской психологии Ибн Сины. Философское учение содержало близкие к неоплатонизму идеи о бессмертии души и другие соединенные с религией постулаты.
Учение философа и врача ИБН РУШДА (лат. Аверроэс) (1126 – 1198) о человеке и его душе больше, чем какое бы то ни было другое, оказало влияние на философско-психологическую мысль Западной Европы. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это неудивительно, поскольку Ибн Рушд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, а именно сделал упор на разделении души и разума. Под душой понимались функции, которые неотделимы от организма (прежде всего чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума. Они нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Что же касается самого разума, то он является Божественным и входит в индивидуальную душу извне. С исчезновением тела и индивидуальной души «следы», оставленные божественным разумом в период воздействия на нее, отделяются и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человеческому роду. Два положения концепции Ибн Рушда, принципиально несовместимые ни с Кораном, ни с Библией, стали объектом острейшей идеологической борьбы на протяжении нескольких столетий. Во-первых, его положение об уничтожимости индивидуальной души и, во-вторых, о богоподобии человека. Из идеи универсального для всех разума следовал вывод о равенстве людей по интеллектуальным способностям, который был несовместим с представлениями феодального общества.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |