КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2. Развитие экспериментальной психологии
Приоритет немецких университетов в развитии экспериментальной психологии Центрами психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие в различных странах. Первоначально приоритет принадлежал немецким университетам. С чем же это было связано?
В первые годы существования экспериментальной психологии В. Вундт, безусловно, был лучшим организатором и систематизатором науки, но и другие учёные внесли значительный вклад в развитие новой дисциплины. Всего через несколько лет после заявления Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 – 1909) начал успешно применять для изучения памяти и обучаемости именно эксперименты. Он работал самостоятельно, не имел ни академической должности, ни поддержки со стороны какого-либо университета, ни собственной лаборатории. И всё же в течение 5 лет он провёл ряд серьёзнейших научных опытов, единственным испытуемым в которых выступал он сам. Давним объектом изучения в психологии были ассоциации. Но до Эббингауза изучали только уже сложившиеся ассоциации, исследователи пытались определить природу установившихся связей. Эббингауз подошёл к вопросу с другой стороны: с формирования ассоциаций. Чтобы изучить ассоциации, Эббингауз сначала отобрал раздражители, которые не вызывают никаких ассоциаций. Это были бессмысленные слоги (Титченер позже отмечал, что использование бессмысленных слогов стало первым заметным шагом в этой области со времён Аристотеля.). Бессмысленные слоги состояли, как правило, из двух согласных и одной гласной. Эббингауз расписал все возможные трёхбуквенные сочетания на карточках, получив запас из 2300 слогов. Над этим списком он экспериментировал в течение 2 лет. Эббингауз ввёл два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. Метод заучивания состоит в том, что испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путём повторений до правильного безошибочного воспроизведения. Показателем скорости заучивания, его качества было число повторений. Метод сбережения отвечал на вопрос о том, правомерно ли на основании невозможности воспроизвести выученный материал говорить о его полном забывании. После того, как наступало полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. Оказалось, что его заучивание даёт некоторую экономию во времени. Полученные данные свидетельствовали о том, что заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется. В 1880 году Эббингауз получил должность в Берлинском университете, где продолжил и перепроверил свои эксперименты. Его опыты проводились с такой точностью и методичностью, что уже более 100 лет на них ссылаются во всех учебниках по психологии. Уникальный вклад Эббингауза определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания (объективно). Психика не равно сознание.
Георг Мюллер (1850 - 1934) – возглавлял лабораторию в Геттингене (II по значению после Вундтовской). Продолжил исследования памяти, опираясь на достижения Эббингауза. Автор интерференционной теории забывания. Согласно этой гипотезе, забывание обусловлено не разрушением памяти с течением времени; оно происходит потому, что запоминание нового материала взаимодействует (интерферирует) с уже имеющимися в памяти ассоциациями и может их разрушить.
Карл Штумпф (1848-1936) – создал лабораторию в Берлине. Изучал восприятие пространства. Но самая важная работа «Психология восприятия музыки» (1883 и 1890).
Вундтовская лаборатория (90-е гг.) проводила эксперименты по изучению слуховой чувствительности (Скрипчур, Крюгер); кожной и осязательной чувствительности (Бликс, Голльдшайдер, Фрей); обонятельных ощущений (Цваардемахер); вкусовых ощущений (Кизов); времени сенсорной и мышечной реакции (Людвиг Ланге).
Вюрцбургская школа психологии. Школу возглавил Освальд Кюльпе (1862-1915) – бывший ученик Вундта и его ассистент в Лейпциге. В её состав входили А.Майер, А.Мессер, Г.Уатт, К.Бюлер, Н.Ах, К.Марбе, О.Зельц. Предмет и задачу исследований составила экспериментальная разработка мышления. В качестве испытуемых выступали они сами. Метод исследования – «систематическое экспериментальное самонаблюдение».
Большое развитие получили в Германии прикладные исследования. Эмиль Крепелин (1856-1926) – стремился внести в психиатрию психологический эксперимент. Применил в клинике ассоциативный эксперимент и показал различия в характере ассоциаций при Sch и МДП.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |