Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Развитие экспериментальной психологии




Приоритет немецких университетов в развитии экспериментальной психологии

Центрами психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие в различных странах. Первоначально приоритет принадлежал немецким университетам. С чем же это было связано?

  • Так называемый «немецкий характер» хорошо подходил для кропотливой работы по описанию и классификации, необходимым в физиологии, биологии, психологии.
  • Во Франции и Англии предпочтение отдавали дедуктивному подходу к науке, в Германии же, где большое значение придавали тщательному и полному сбору фактов, был принят индуктивный подход.
  • В Германии было много университетов (в каждом герцогстве, королевстве, городе-государстве), а, например, в Англии в то время было лишь 2 университета (Оксфорд и Кембридж). В 1877 году Кембридж наложил запрет на преподавание экспериментальной психологии, потому что это – «оскорбление религии – класть душу человека на чашу весов». Там экспериментальную психологию не преподавали еще в течение 20 лет, а в Оксфорде о ней не заговаривали до 1936 года. Аналогичная ситуация складывалась во Франции и США, где не было ни одного исследовательского учебного заведения до 1876 года. Таким образом, в Германии было больше возможностей для научных исследований, чем где-либо еще.
  • В начале XIX века немецкие университеты охватила волна образовательной реформы. Профессорам разрешали самостоятельно выбирать темы для преподавания и исследований. Студенты были вольны посещать любые курсы лекций по своему усмотрению без жесткого учебного плана. Ни в одной другой стране не было столь благоприятного отношения к науке.

 

В первые годы существования экспериментальной психологии В. Вундт, безусловно, был лучшим организатором и систематизатором науки, но и другие учёные внесли значительный вклад в развитие новой дисциплины.

Всего через несколько лет после заявления Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 – 1909) начал успешно применять для изучения памяти и обучаемости именно эксперименты. Он работал самостоятельно, не имел ни академической должности, ни поддержки со стороны какого-либо университета, ни собственной лаборатории. И всё же в течение 5 лет он провёл ряд серьёзнейших научных опытов, единственным испытуемым в которых выступал он сам.

Давним объектом изучения в психологии были ассоциации. Но до Эббингауза изучали только уже сложившиеся ассоциации, исследователи пытались определить природу установившихся связей. Эббингауз подошёл к вопросу с другой стороны: с формирования ассоциаций.

Чтобы изучить ассоциации, Эббингауз сначала отобрал раздражители, которые не вызывают никаких ассоциаций. Это были бессмысленные слоги (Титченер позже отмечал, что использование бессмысленных слогов стало первым заметным шагом в этой области со времён Аристотеля.). Бессмысленные слоги состояли, как правило, из двух согласных и одной гласной. Эббингауз расписал все возможные трёхбуквенные сочетания на карточках, получив запас из 2300 слогов. Над этим списком он экспериментировал в течение 2 лет.

Эббингауз ввёл два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. Метод заучивания состоит в том, что испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путём повторений до правильного безошибочного воспроизведения. Показателем скорости заучивания, его качества было число повторений. Метод сбережения отвечал на вопрос о том, правомерно ли на основании невозможности воспроизвести выученный материал говорить о его полном забывании. После того, как наступало полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. Оказалось, что его заучивание даёт некоторую экономию во времени. Полученные данные свидетельствовали о том, что заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется.

В 1880 году Эббингауз получил должность в Берлинском университете, где продолжил и перепроверил свои эксперименты. Его опыты проводились с такой точностью и методичностью, что уже более 100 лет на них ссылаются во всех учебниках по психологии. Уникальный вклад Эббингауза определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания (объективно). Психика не равно сознание.

 

Георг Мюллер (1850 - 1934) – возглавлял лабораторию в Геттингене (II по значению после Вундтовской). Продолжил исследования памяти, опираясь на достижения Эббингауза. Автор интерференционной теории забывания. Согласно этой гипотезе, забывание обусловлено не разрушением памяти с течением времени; оно происходит потому, что запоминание нового материала взаимодействует (интерферирует) с уже имеющимися в памяти ассоциациями и может их разрушить.

 

Карл Штумпф (1848-1936) – создал лабораторию в Берлине. Изучал восприятие пространства. Но самая важная работа «Психология восприятия музыки» (1883 и 1890).

 

Вундтовская лаборатория (90-е гг.) проводила эксперименты по изучению слуховой чувствительности (Скрипчур, Крюгер); кожной и осязательной чувствительности (Бликс, Голльдшайдер, Фрей); обонятельных ощущений (Цваардемахер); вкусовых ощущений (Кизов); времени сенсорной и мышечной реакции (Людвиг Ланге).

 

Вюрцбургская школа психологии.

Школу возглавил Освальд Кюльпе (1862-1915) – бывший ученик Вундта и его ассистент в Лейпциге. В её состав входили А.Майер, А.Мессер, Г.Уатт, К.Бюлер, Н.Ах, К.Марбе, О.Зельц.

Предмет и задачу исследований составила экспериментальная разработка мышления. В качестве испытуемых выступали они сами. Метод исследования – «систематическое экспериментальное самонаблюдение».

 

Большое развитие получили в Германии прикладные исследования.

Эмиль Крепелин (1856-1926) – стремился внести в психиатрию психологический эксперимент. Применил в клинике ассоциативный эксперимент и показал различия в характере ассоциаций при Sch и МДП.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.