КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Французская социологическая школа
Функционализм Структурализм Часть 3. Психологические школы в конце XIX – начале XX века
Родоначальниками структурализма как школы или системы психологии можно считать английских философов XVIII и XIX вв. Формально его возникновение связывают с именем Вильгельма Вундта и относят к концу XIX в. В лаборатории Вундта экспериментально изучались многие важные проблемы: время реакции, смешение цветов, последовательные образы, психофизика и словесные ассоциации. Вундт обрисовал природу психических явлений, определил, что именно следует изучать психологу и как обрабатывать результаты экспериментальных исследований. Основная задача структурализма – изучение и детальное описание элементов сознания. Эдвард Титченер (1867 – 1927). Был учеником В.Вундта в Лейпциге. Позже переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую научную школу по аналогии с лабораторий Вундта («американский Вундт»). Назвал свою теорию структурализмом, т.к. считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии. Сознание – это человеческий опыт в его зависимости от субъекта. Сам опыт состоит из простейших элементов – ощущений, образов, чувствований, которые можно обнаружить благодаря интроспекции. Каждый элемент диагностируется с 4-х сторон: качество, интенсивность, длительность и отчетливость. Титченер составил список из элементарных ощущений – более 44 тысяч сенсорных качеств. Большинство из них – зрительные (32 800) и слуховые (11 600). Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания. Под «сознанием» он подразумевал «экзистенциальный» термин. В конце жизни он даже термин «структурная психология» часто заменял определением «экзистенциальная психология», подчеркивая отличие научных психологических данных о сознании от житейских или, например, от данных в физиологии. Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима тренировка испытуемых, т.к. они склонны сообщать о внешнем объекте, а не о своих ощущениях (не смешивать ощущение объекта с объектом ощущения). Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, т.к. считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.
Функционализм (лат. functio — исполнение) — направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Возник в противовес структурализму, полагавшему, что сознание строится из элементов (преимущественно сенсорных) и их взаимосвязей (преимущественно ассоциативных). Противопоставление одного из этих направлений другому возникло в период зарождения психологии в качестве самостоятельной науки и было наиболее отчетливо сформулировано в программах В. Вундта (лидера структурализма) и Ф. Брентано (лидера европейского функционализма). В плане логики развития науки функционализм выразил потребность в разработке категории психического действия в качестве отличной от категории психического образа (ощущения, восприятия, представления). Категория образа неадекватно преломилась в структурализме, истолковавшем ее как элемент непосредственного опыта субъекта. Это дало основание Э. Маху и Р. Авенариусу представить сенсорный опыт в виде нейтрального материала, из которого мысль выкраивает предметное содержание как физики (внешний мир), так и психологии (внутренний мир). Тем самым психология лишалась собственного, только ей присущего предмета. В противовес этому Ф.Брентано, К.Штумпф и другие приверженцы функционализма предложили считать уникальным предметом психологии не феномен сознания, например, какой-либо цвет или звук, а функцию (акт) видения этого цвета или слышания этого звука. Феноменами же должна заниматься не психология, а другая область исследований. На позиции функционализма перешла и Вюрцбургская школа, обратившаяся к установке как акту сознания. Наряду с этим направлением функционализма, оставшимся в пределах интроспекционизма, сложилось и другое, имевшее естественнонаучную ориентацию. В России его представляли Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский и др., во Франции — Т. Рибо, А. Бине и др., в Германии — Г. Мюнстерберг. Для этого ответвления функционализма была характерна трактовка психических функций в контексте общей двигательной активности организма и стремление соединить субъективный метод с объективным. На такой подход оказала влияние новая эволюционная биология, в частности концепция Г. Спенсера, согласно которой психика играет служебную роль в процессах адаптации организма к среде. Еще один вариант функционализма сложился в США, где лидирующим психологом стал У. Джеймс — один из наиболее решительных критиков структурализма. Его воззрения придали исследовательский импульс деятельности двух школ: Чикагской (Д. Дьюи и Д. Энджелл) и Колумбийской (Р. Вудворт). Сознание трактовалось как система психических операций, которые обеспечивают приспособление организма к новым ситуациям с целью удовлетворения его потребностей. Область, исследуемая психологией, тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и телесное поведение индивида, мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Умножались контакты психологии с неврологией, социологией, антропологией, педагогикой. Функционализм внес также существенный вклад в экспериментальное изучение мотивов и навыков. Хотя функционализм в своих теоретических посылках декларировал, что организм представляет собой психофизическое целое, в его исследовательской практике реальные отношения между функциями сознания и поведением организма в окружающей среде не прослеживались. По существу эти функции оказывались самостоятельной причинной величиной. Дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что функционализм утратил научное влияние. В США он был оттеснен бихевиоризмом. Наряду с исследованиями психики на основе привлечения данных психиатрии и педагогики в этот период в психологии появилась школа, которая главным считала изучение социальных контактов – французская Социологическая школа. Родоначальником ее стал Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – юрист, социолог. Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, создал концепцию первобытного мышления. Дюркгейм пришел к выводу о том, что моральные нормы представляют собой общественную силу, господствующую над сознанием каждого индивида. Общество состоит из индивидов, но это не простое соотношение частей. Общества нет там, где есть одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть – коллектив. Цель коллективной жизни – интеграция индивидов в сообщества, которые наделены моральным авторитетом и потому способны выполнять воспитательную функцию. Индивид нуждается в обществе, потому что в сплоченном коллективе человек не предоставлен только своим, часто слабым, силам, но «имеет долю участия в коллективной энергии, находит в ней поддержку в минуты слабости и упадка». Поэтому в группе люди могут пожертвовать своими интересами ради общей цели, а интеллектуальное развитие часто связано со стремлением исполнить свое социальное предназначение, т.е. высшие формы человеческой деятельности имеют коллективное происхождение. В основе формирования общества лежит механическая и органическая солидарность. Механическая – это солидарность вследствие сходства. При господстве в обществе этой формы единения индивиды мало чем отличаются друг от друга, они еще не дифференцированы. Такое устройство характерно для ранних первобытных обществ. При органической солидарности сплоченность основана на социальной дифференциации. Индивиды не похожи друг на друга, но, тем не менее, могут сосуществовать друг с другом, работать, принимать ценности другого и т.д. Этот тип общества характерен для современных цивилизаций, основная характеристика которых – существование высшей морали, которой подчиняются все, независимо от места проживания, веры и т.п. Отсюда – главная идея Дюркгейма о том, что коллективное сознание отличается от индивидуального. Под коллективным сознанием он понимал «совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества». Так он пришел к выводу о том, что индивид возникает из общества, а не общество из индивидов, т.к. свойства системы не могут быть объяснены суммой элементов или сведены к ней. Коллективная жизнь, как и психическая жизнь индивида, состоит из представлений. Коллективные представления – совокупность мнений, знаний, способов действий, которые отражают различные стороны общественной жизни. Они закрепляются в языке. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью, создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное действие на человека. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, как источника наиболее высоких форм духа, объясняемых до этого или из индивидуального опыта, или путем допущения априорных прирожденных форм (эмпиризм или априоризм).
Высказанные Дюркгеймом идеи о развитии коллективного сознания были использованы при изучении традиционных культур психологом, философом и этнографом
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |