Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описательная (понимающая) психология




Значение французской Социологической школы

  1. В выдвижении нового исторического подхода к исследованию человеческой психики. Работы французских ученых помогли расширить предмет психологии, включив в него не только бессознательное, но и коллективную психику. Это позволило представить человека как результат не только биологического. Но и культурно-исторического развития, показало новые аспекты взаимосвязи психологии с философией, историей, социологией.
  2. Обогатило психологическую науку и появление новых методов исследованияклинического (использование материала патологического развития) и кросскультурного (позволяющего провести сравнительный анализ развития психики у разных народов).

 

К этому направлению в психологии также принадлежат М.Гальбовакс, Ш.Блондель, К.Леви-Стросс, А.Валлон; историческая психология И.Мейерсона; в некоторой степени Ж.Пиаже (многие черты эгоцентрического мышления у детей имеют сходство с описанием пралогического мышления Леви-Брюлем).

Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) – немецкий ученый, разработал своеобразный подход к формированию психологической науки.

Деятельность Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания (наук о духе). Согласно Дильтею, все науки о духе должны базироваться на психологии. Он исходил из положения о том, что все «системы культуры – хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души… и не могут, в конце концов, быть поняты иначе, как из такого же источника. Психические факторы образуют их важнейшую составную часть, и поэтому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа». (Подобный подход получил в начале ХХ века название психологизм. В рамках данного подхода психология рассматривалась как методология наук о душевной жизни).

Однако существующая психология была подвергнута Дильтеем критике. Естественнонаучная ориентация психологии получает у него отрицательную оценку. Он считал, что все ошибки и заблуждения в психологии проистекают из непонимания специфики психологии как одной из наук о духе, по сравнению с естественными науками.

Естественные науки имеют дело с фактами, которые даются извне, при посредстве чувств, как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополнительных заключений. В психологии факты выступают изнутри, как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто первично данное.

По методу эти науки также отличны друг от друга. Естественные науки пользуются объяснением, привлечением гипотез, экспериментом. Природу мы объясняем. Психология же имеет дело с сознанием, которое нужно описать. Необходимо отказаться от объяснения в смысле поиска причин. Душевную жизнь мы постигаем, т.е. уясняем ее смысл. Постижение – уникальный метод.

С этих позиций ученый подошел к проекту создания новой, описательной психологии. Описательная психология – подлинная психология. Ее предмет – развитой человек и полнота душевной жизни.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя интеллектуальную часть (его содержание), побуждение и чувство (нравится – не нравится), волевой компонент (намерение). Внутренняя сопряженность этих моментов составляет структуру сознания. Побуждения и чувство занимают центральную часть. Они направляют нашу душевную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия и удовлетворения побуждений. Таким образом, находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность. Мы постигаем ценность жизненных отношений и создаем новые ценности – это сущность душевной жизни и психического развития.

Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности. Развитие состоит в переходе от элементарных к более высоким ценностям.

По оценке С.Л.Рубинштейна, «в противоположность глубинной психологии Фрейда, психология Дильтея может быть охарактеризована, как вершинная психология. Так же, как и Фрейд, Дильтей хочет познавать психологию личности в ее глубинах. Но в отличие от Фрейда, и даже в противоположность ему, он исходит из того, что психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях».

«Идеи описательной психологии», 1894

 

Эдуард Шпрангер (1882 – 1963) – ученик Дильтея, развивал его идеи.

Основной задачей психологии Шпрангер считал изучение основных типов направленности человека. В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности. Шпрангер выделил 6 основных видов объективных ценностей:

  • теоретические (область науки, проблема истинности);
  • экономические (материальные блага, полезность);
  • эстетические (стремление к оформлению, к самовыражению);
  • социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни);
  • политические (власть как ценность);
  • религиозные (смысл жизни).

В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции. Исходя из того, какая группа ценностей преобладает, Шпрангер выделял, соответственно, теоретического, социального и т.д. человека.

Форма жизни есть внутренне духовное образование, поэтому для более полного развития личности взрослый должен угадать эту форму в ребенке и строить его обучение, исходя из того, какая деятельность для него будет приоритетной.

 

Описательная психология открыто противопоставляет себя естественным наукам. Ее вывод о невозможности естественнонаучного объяснения в психологии похож на возвращение к старой идеалистической психологии как науке о душе.

Сделанная в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс.

«Понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития» (Л.С.Выготский).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.