КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 3. Основные теории глубинной психологии
Одним из них был Альфред Адлер (1870-1937). Он начал свою медицинскую практику в качестве глазного врача, но скоро основным направлением его работы становится психиатрия. Встретившись с большими трудностями в лечении неврозов, Адлер обратил внимание на новый подход Фрейда, в частности, высоко оценил его "Толкование сновидений". Эту книгу он считал величайшим вкладом в понимание природы человека. Она подвергалась резким нападкам, особенно утверждения о сексуальной этиологии неврозов. Адлер выступил в печати в защиту Фрейда. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил Адлеру вступить в психоаналитический кружок (1902). Однако скоро между ними начались глубокие теоретические разногласия, главным из которых было отрицание Адлером сексуальных причин происхождения неврозов и других феноменов. Конфликт завершился разрывом, отходом от Фрейда (1911) и созданием собственной концепции. По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Чувство неполноценности вызывается как органическими - морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами - ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности - нормальное чувство, оно - не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида. Человек стремится преодолеть свою неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, и даже к превосходству, вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая организует весь поток психической активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет "стилем жизни". Эти важнейшие образования складываются к 4-5 годам. "Стиль жизни" - это выражение "Я" как некой целостности, как личности, это - продукт творчества индивида, отражающий его уникальность, неповторимость. В психологии Адлера понятие "стиль жизни" приравнивается к личности, к "Я". Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери, которая первой вводит ребенка в мир. Во-первых, наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Однако преодоление этих недостатков возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту, а также овладеть определенными приемами, необходимыми для работы (в подтверждение ученый приводит примеры из истории о музыкантах с плохим слухом, художниках с плохим зрением и т.п.). Во-вторых, неправильное воспитание, продуктом которого являются изнеженные дети, у которых не возникает чувство собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми. В-третьих, неправильное воспитание, в результате которого формируются бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации и сотрудничества в обществе. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. С точки зрения Адлера, воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения, отсутствие бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, наказаний способствует укреплению у человека веры в свои силы. Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Подчеркивание Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа в форме индивидуальной психологии. Вместе с тем, Адлер сохранил глубокую связь с психоанализом, в частности, он принял положение о врожденных бессознательных причинах и движущих силах поведения (хотя и понимал их иначе); сохранил тезис о решающей роли раннего детства для всей последующей жизни человека, не проводил качественных различий между болезнью и нормой и др.
Еще одним учеником и последователем Фрейда, выступившим с критикой положений фрейдовского психоанализа, был Карл Густав Юнг (1875-1961). После окончания медицинского факультета Базельского университета он работал как психиатр в психиатрической клинике Цюрихского университета под руководством Э. Блейлера. Юнг проводил эксперименты со словесными ассоциациями. С помощью этого метода он обнаружил бессознательные комплексы - психические фрагменты, выделившиеся в результате психических травм, ядро которых составляют эмоционально окрашенные содержания. В этот же период Юнг заинтересовался исследованиями по психологии истерии и сновидений Фрейда. Он так же как и Адлер высоко оценил книгу Фрейда "Толкование сновидений" и начал применять принципы психоанализа в своей практике. С 1906 г. начал тесно сотрудничать с Фрейдом. Однако уже в 1912 г. он выступает с критикой теории Фрейда в книге "Психология бессознательного". Разногласия с Фрейдом так же касались фрейдовских положений о сексуальной природе либидо. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал некоторое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их. Эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов и интерпретировались как выражение работы некоторой бессознательной человеческой (и частично животной) психики по фиксации, запечатлению бесконечно повторяющегося опыта. В труде "Психологические типы" (1921) Юнг различает две базисные установки личности - экстравертированную, направленную на внешний мир, и интровертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики - мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает 8 типов индивидуальности. Эти взгляды Юнга послужили источником многочисленных научных публикаций и получили дальнейшее развитие в психологии.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |