КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слово на тризну
Курган Ход обряда Крада и ладья Ведунья Лада Обряд заочной Тризны и сотворения малого кургана
В наше время довольно затруднительно совершить похоронный обряд по заветам Предков в полной мере. С погребением ещё куда ни шло, а вот сожигание на Краде — почти вовсе неосуществимо. Предложенный нами обряд стал плодом желания всё-таки направить душу близкого человека не в чёрное крематорское марево неопределённости (как при светском обряде без обращения к Родным Богам), а по Светлой Стезе Предков, в Небесный Ирий. Этот обряд также полезен тогда, когда усопший человек не относится к вашей родне, и вы не можете повлиять на решение семьи отпеть его в церкви. В этом случае особенно важно предложить душе иной загробный путь, поскольку христианские ритуалы устроены так, чтобы на тонком плане порабощать душу, делая её пищей своей энергетической матки (эгрегора).
1. Тризна: общие сведения и подготовка
1. Тризну творят на третий день после смерти, как и все другие виды похорон. Само слово «тризна» происходит от «три» именно потому, что свершается на третий день (ср. названия поминальных обрядов: шестины, девятины и сороковины). По славянским верованиям, после смерти душа 3 дня находится вблизи родных, затем до 9-го дня прощается с домом и родными местами, а потом до 40-го дня странствует по миру. Поэтому творить Тризну можно в иной день, исходя из степени своей близости с покойным. Если это ваш друг — то уместно править обряд с 4-го до 9-го дня, если же сородич скончался в другом городе — то после 9-го и до 40-го дня[399]. Таким образом будет наиболее вероятно привлечь внимание души к вашей заочной Тризне.
2. Тризна чаще всего свершается на закате дня, усопший зрит Солнце и следует за ним прочь из мира Яви. Строго заказано править Тризну в ночи, после захода Солнца: это время тёмных духов, которые легко могут пленить отходящую душу.
3. Традиционный для славян цвет траура — белый. Это цвет не горя, а светлой печали, святости и обновления: ведь сородичи, жившие по Прави, уходят от нас не в рабское пекло убогих, а во Светлый Ирий, соединяясь со славными Предками. Участники Тризны знаменуют свою печаль белой одеждой или хотя бы отдельными её частями. Женщины покрывают голову белым платом (в том числе, чтобы оберечь себя от вредоносных проникновений из Нави, ведь женский пол более восприимчив к подобным вещам), жена почившего может распустить волосы, особенно если собирается причитать.
4. Соприкосновение с миром Мёртвых может быть опасно для детей, неженатой молодёжи, женщин во время месячных или ожидающих ребёнка — людям этих статей крайне нежелательно участвовать в обряде.
1. Краду можно устроить на любом чистом, желательно возвышенном месте на лоне Природы, можно и на Капище, но в этом случае костёр для Крады должен быть сложен отдельно от требного Огня, то есть нельзя принести требу и затем в тот же Огонь возложить погребальную ладью.
2. Сама Крада — это костёр, где дрова сложены в форме колодца, а внутрь, естественно, набито хвороста и лучины для доброго горения. До начала складывания костра на выбранное место кладётся небольшая «жертва Краде» (снедь или красное вино) — для помощи делу и как откуп Земле, если после Крады собираетесь возводить курган (об этом см. в конце статьи).
3. Ладья умершего делается малой (например, 30 см в длину). Самый древний способ «кораблестроения» — выдолбить лодочку из цельного куска древесины. Можно делать из бересты, которую проливают воском или смолой по швам. В любом случае лодка должна быть действительно водостойкой: не бутафорский бумажный кораблик, а уменьшенное судно, которое не оскорбит покойного, а поможет ему переплыть Окиян-море и попасть на Велесовы Луга.
4. Усопший представляется фотографией или объёмной фигуркой, сделанной специально для сего действа. Кроме неё в ладью кладётся то, что кладут по традиции в гроб: орудие для любимого занятия покойного (мастеру — инструмент, музыканту — струну), лично ценные предметы (обереги, украшения). Значимые вещи привлекут душу и помогут ей отождествиться с сожигаемым. По обычаю усопшему также собирают еды «в дорогу»: небольшую долю колива (каши с мёдом), блинов или другого поминального блюда кладут в берестяные фунтики или другие легко горящие сосуды.
5. Ладья ставится поверх Крады-колодца на «печальный» (траурный) рушник — белое полотно шириной около 30 см и такой длины, чтобы концы его свисали с краёв Крады. Этот рушник обозначает Белый Путь между мирами, по которому последует душа умершего. Из символики следуют и условия обработки такни: торцы полосы не должны быть зашиты, чтобы не перегораживать душе дорогу (по ним можно сделать бахрому); если долгий край подшивается опрятности ради, то движение иголкой следует делать только вперёд, без обратных стежков и без узлов на концах нити — ровно так же, как шьют одежду на покойника, чтобы не торить тому пути назад.
6. Положение ладьи на Краде должно быть носом на север или на запад. Север — самое благоприятное направление, это сторона Предков. При этом изображение покойного должно смотреть вперёд по ходу ладьи, то есть лежать ногами вперёд. Таким образом покойный «смотрит» на заходящее Солнце и следует за ним.
7. Все передвижения вокруг Крады, передачу предметов и очереди слова на Тризне следует совершать противосолонь (против часовой стрелки): это направление разрушения в Яви, обратное созидательному Солнечному началу, но не стоит придавать ему лишней демоничности.
1. Подготовя Краду и всё нужное, совершить обычный зачин, одинаковый для любого обряда: обход места с обережным словом, топором и зерном (Краду обойти отдельно), приглашение духов-хозяев местности, установление Столпа Силы, принесение требы и обращение к Богам с просьбой о наставлении и благополучном воплощении задуманного обряда Тризны (подробнее об этом см. в «Уряднике Малом» влх. Велеслава).
2. Приглашение почившего. Одна из главных и трудных задач заочной Тризны — призвать на место обряда душу умершего. Иначе всё дальнейшее будет не более, чем просто символом. Однако если приглашение удалось — мы действительно можем помочь душе в её посмертных испытаниях, предложив ей дорогу, проверенную сотнями поколений праведных языческих Пращуров. Ведь не всякий человек уверенно представляет, что ждёт его за чертой, а душа проживает на первых порах после смерти именно то, чего ожидает. И души тех, у кого нет чёткой картины воззрений — погружаются в марево пустоты, из которого не так-то просто выбраться. Именно затем древние Книги Мёртвых — Египетская, Тибетская и другие — несколько дней читаются над телом усопшего, чтобы образами направить душу в благие круги Нави[400]. Поэтому добрым делом для души любого близкого — будь он даже атеист или иноверец — будет предложить последовать во Род Небесный, к честным Пращурам. Этот обряд не является принуждением на тонком плане и потому не может оскорбить память человека иной веры. Как будет видно из обращения чуть ниже, мы предлагаем сородичу сей путь, если же это ему не подходит — пусть воспримет всё как поминки, дань его светлой памяти. Итак, приглашение почившего. Встав вокруг Крады в молчании, всем участникам нужно установить эмоциональную связь с душой уходящего, вызвав в себе его живой образ, припомнив значимые моменты ваших отношений. Каждый мысленно призывает сородича по имени, сердечно приглашая его душу посетить обряд в его честь.
3. Здесь уместен традиционный обряд плача по умершему, который исполняется близкой ему женщиной. Величающий достоинства почившего и одновременно выражающий глубокое горе разлуки, такой плач служит сильным энергетическим «маяком», притягивая странствующую душу к месту происходящего. Плач следует исполнять только «при теле», то есть до сожигания ладьи. В противном случае он может, наоборот, помешать восхождению души, притягивая её обратно. По этой же причине вообще женщинам не велят долго и сильно убиваться по умершему.
4. Все вместе, либо один из собравшихся (жрец) трижды громко выкрикивает имя почившего. После этого жрец речёт слова:
Поклон тебе, славный Родович [речётся имя и отчество почившего]! Собрались мы здесь, честные сородичи твои, свершить Тризну-обряд по обычаю Дедовскому, по Искону Родовому! Пращуры почившие из чистого пламени Крадного на белой ладье по Белому Пути да во Ирий Светлый проходили, так и нам заветовали! Вот, для тебя радениями нашими ладья готова — ладья справная, искусно выделанная да богато убранная. Коли любо тебе — пожалуй почивать на ладью Дивью да в дальний путь изготовиться! Коль не по нраву тебе обычай сей да не по душе — то изволь не гневайся, да будет действо наше тебе как поминание славное, посмертная почесть! [Земной поклон.]
5. Далее один из участников речёт:
Уж вы гой еси, вы люди добрые! Приготовьте вы место красное Для отхода [имярек почившего] К Белым Прародителям! Приготовьте и обрядите Сородича вашего [имярек почившего] Для отхода к Белым Прародителям Во светел удел Их! Не тоской-кручинушкой, А славной славушкой Да ярой силушкой Проводите [имярек почившего] Во Свет Ирия! Да взойдёт честной [имярек почившего] С красного места во Свет Ирия, К Белым Прародителям! Гой! [401]
6. Теперь мы обращаемся к Маре и Велесу — Владыкам мира Мёртвых — с просьбой способствовать благому ходу закрадного путешествия души:
Мати Морена, Матушка Гневна, За реку ходила, душу водила, Брала во Ино Своею силой, Землю всё рыла, воду мертвила, Огонь тушила, воздух сушила, Живот прободала, нить оборвала, Серпом косила, Велеса просила За руку взяти, Стезю указати От Рода Земного до Небесн о го, От Яви до Нави ходити по Прави, До жизни внове, по Божеской Воле, По своей доле, в Ладу преболе, Бо коловертит Коло Велико, Ты, Мати Морена, темяна ликом! Гой, Черна Мати! Гой-Ма!
Велесе, Вещий Боже! Ты еси Нави Властитель, Белой ладьи Управитель, Моста Калинова Хранитель. Буди милостив, Проведи душу внука Дедова [имярек] На Луги Твоя, Через все круги Нави Во Свет Ирийский, Во Род Небесный, — Бо жива Собь его, И от Рода несмертна! Гой!
7. Время запалять Краду. Если перед этим зажигался требный Огонь на Капище — то перенести пламя от него с помощью бересты или факела. Как и всякий костёр, Краду запаляют снизу, чтобы пламя постепенно поднималось к ладье. По древнему обычаю, жрец, запаляя Краду, должен стоять к ней спиной.
8. Крада горит в молчании, каждый участник силой своей мысли помогает восхождению ладьи со душой во Светлый Ирий. «Минута молчания» — мощное обрядовое средство, дошедшее до наших дней. В тот миг, когда пламя охватывает ладью, жрец с велиим чувством произносит слова, причём присловье «Свято Крадо!» рекут хором: Ирий-Закрадень, благостей Кладень, Свято Крадо! Радости ради ратью возгряди, Свято Крадо! Не умре в Роте, восстави в Роде, Свято Крадо! Не умре в Ряде, восстави в Ладе, Свято Крадо! Огнем охв а ти, силой опр я ди, Свято Крадо! К Небу возн е си, в Вышних воскр е си, Свято Крадо! Вышним приб ы ти, яро яр и ти, Свято Крадо! Роду род и ти, Прави верш и ти! Свято Крадо! Гой!
9. Далее стоят в молчании, обратив руки к Огню, пока сгоревший остов погребальной ладьи не исчезнет совершенно.
10. Тогда обращают взоры к небу, молвя радостно:
Зрите, сородичи: Ветры буйные, внуки Стрибожьи реют во небе! Слава! Ладья Дивия летит над Землёй И птицы Ирийские ей путь указуют! Слава! Глядят очи Предков в Сердца наши! Зрит Род Небесный потомков Своих! Слава! Род Небесный и Род Земной — един Род! Слава Роду! Слава! Слава! Слава!
11. И далее:
Смерть не страшна, страшно отчаянье; Не кары просим, но урока, Не препятствия, но преодоления, Не погибели, но Перехода! Гой!
12. Считая на чётках, 40 раз хором повторяется заклинание, выражающее цикличность Всемирья:
Родимся на смерть, Умираем на жизнь!
(Начинайте медленно и вполголоса, постепенно повышая скорость и громкость.) Затем жрец подытоживает:
Так было, так есть и так будет, От века до века! От К о ла до К о ла! Гой!
13. Далее славят Рода, Святых Предков, к коим теперь новоприсоединился покойный, и чтят-поминают лично его, пускают круговую чару со хмельным пивом. Славят, например, такими словами:
Роде Всесущий, славимо Тя! Бо велик еси Несказанный Во Сварге, во Земи, во Теми! Владыче, приведи Тя ведати, До Соби от суя возойти! Еси Роде — Душа душ наших, Жертвой Тебе — труды наши! Заступи нас маяты да морока, Иже Остом стоишь всем мирам И людям стволом Духовным, Кои справно Родной Обычай ведут, Лада да ряда не отступаются! Гой! Дедам и Прадедам, Старшим во Роду нашем, Во Свет Ирийский ушедшим — Светлая память! Радуйтесь, Пращуры: жива Русь, И быть по сему вовек! Земле Светорусской — слава! Богам Родным и Предкам Святым — слава! Всему Народу Русскому — слава! Гой! Светлой памяти Внука Божьего [имярек почившего]! С миром еси упокойся прахом, С Родом Небесным сречайся Духом, Бело убелися во Свете Ирийском, В Круге Велесовом от стара к нову Стезёю Предков славных идя! Во славу Рода! Гой!
14. В заключение обрядовой части нужно восстановить границы меж Явью и Навью — оберечь себя от опасности их произвольного смешения в дальнейшей повседневной жизни. Для этого каждый участник обряда по очереди произносит:
Отыди, Мара, Восславися, Жива! Гой-Ма!
15. За сим обряд переходит в поминальную трапезу, которая может проходить прямо возле догорающей Крады. Поминальные кушанья — уже упомянутые блины, коливо, кисель, рыбные блюда, пресный (бездрожжевой) хлеб, брага и др.
16. Тризна издревле сопровождается музыкой, игрищами и молодецкими состязаниями вплоть до воинских поединков на мечах. Преуспевшие в этих играх в честь Предков — могут ожидать их особого благословения.
1. При желании, над догоревшей Крадой можно насыпать малый курган. Тогда погребальный костёр нужно располагать за чертой Капища с северной или западной стороны. Курган будет местом характерной Силы, повышающим энергетическую мощь Капища. В дальнейшем можно будет творить ежегодные Тризны на вершине этого кургана, каждый раз досыпанием увеличивая его размер. Там же хорошо будет отмечать все поминальные дни в году.
2. До возведения кургана нужно возлить на горячие угли Крады красного вина, а также полить вокруг, прося Мать-Землю уделить доброе место для доброго дела. Затем в меру своих сил наносить холмик хорошей земли или камней, причём каждый из участников Тризны должен своей рукой положить горсть земли.
3. Уплотнив и заровняв руками поверхность кургана, его щедро поливают красным вином, приговаривая:
Пей, Земля! Сокрытое — сберегай! Гойная Сила на месте сём — прибывай! Восстала Мер-гора От Земли до Неба, От внука до Деда! Гой! [Земной поклон.]
4. По сём свершают поминки ушедшего на 9-й день (считая сам день смерти за первый), на 40-й, и конечно, на годовщину. Поминальную жертву можно приносить как в костёр на кургане, так и в основной требный Огонь на Капище. А трапезничают на поминки подле кургана.
Тако ведаю, не умом лишь измыслив, но делом воплотив.
Слава Роду!
[2008]
1. Дух Рода простёрт повсюду — Бессмертный, Неувядающий, Неранимый. Из Него выходят души наши и к Нему возвращаются, когда истекает их срок [пребывания в Яви].
2. Явление и Растворение — Жизнь и Смерть, за которыми следует Возрождение. Познавший Явь и Навь — обретает мудрость Вещего, превзошедший их в Сердце своём — облекается Правью.
3. Золотым Огнём блещет Даждьбога лик. Златые крыла расперил на Краде сын Сварога — Сварожич Огонь.
4. Белый Путь отворён! Зрите, сородичи: несёт Огнебог душу почившего внука Даждьбожьего [ имярек ] ко Вратам Чертога Солнцеликого брата Своего!
5. А за синим небом, где властвует Трисветлое Солнце, блещет Светом Немеркнущим Сварга Златая — Удел Богов Родных наших во Славе и Крепости Вышней!
6. Вихрь неостановимый, бессмертный увлекает душу почившего внука Даждьбожьего [ имярек ] в Обители Ирийские, на сречу с Родом Небесным и Предками славными!
7. Там, на лугах Закрадных, в Чертогах Велесовых[402] узрит он тех, кто ушли до него, чьей силой Род наш живёт, чью Память Кровь наша хранит.
8. О, Огнебоже, вестник Вышнего! Боже дивный, вехи Пути ведающий! Веди почившего внука Даждьбожьего [ имярек ] от тьмы к Свету, стезёю Отцов и Праотцев, Дедов и Прадедов, Щуров и Пращуров Рода нашего!
9. Сожги, спали, Огнебоже Светозарный, Семипламенный, всё нечистое, отврати от нас всякую кривду и веди нас стезёю Правды — от К о ла до К о ла, отныне — вовек! Слава Тебе! Гой!
Слава Роду!
[2006]
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |