КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перспективный облик государственного сектора науки
II. Частичная интеграция науки и образования I. Полная интеграция науки и образования (в форме юридических лиц) 1.1. Исследовательские университеты Крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Отбираются из числа ведущих вузов широкого профиля. 1.2. Научно-образовательные центры** К ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей квалификации в неразрывной связи с процессом научных исследований (магистров, кандидатов и докторов наук). Такие центры создаются НИИ и вузами (причем не обязательно широкого, но и узкого профиля)***.
2.1. НИИ при вузах Кроме того, создание структурных подразделений в НИИ или вузах без образования юридического лица: 2.2. Базовые кафедры вузов в научных организациях. 2.3. Базовые лаборатории НИИ в вузах.
III. Договорные объединения (ассоциации, консорциумы, в том числе с созданием управляющей компании) Возможны следующие варианты таких объединений: 3.1. НИИ – вуз, юридически независимые друг от друга. 3.2. Вуз – НИИ "при вузе". 3.3. Медицинский вуз – клиника
Наиболее развитой формой интеграции науки и образования являются гибкие сетевые структуры (инновационные кластеры), создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы. Приложение №7
Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006-2008 (этап институциональных преобразований) и 2009-2010 годов (этап структурной модернизации). На этапе институциональных преобразований (2006-2008 годы) предполагается решение следующих основных задач: совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация организационно-правовых форм в государственном секторе науки; формирование эффективных механизмов финансирования государственного сектора науки; повышение качества управления государственным сектором науки; рационализация имущественных комплексов организаций; оптимизация количества и размера научных организаций, включая укрупнение организаций путем слияний и присоединений. Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций, передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также акционированием отдельных организаций. На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия: инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс; определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики; создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций; оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы; формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая формирование сети научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний; развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также «национальные лаборатории» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. В результате реализации мероприятий первого этапа будут: сформированы критерии оценки эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования организаций государственного сектора науки; созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15-20%) при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14-16% к 2008 году); созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности. На втором этапе структурной модернизации (2009-2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия: структурная оптимизация государственного сектора науки; приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций; формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности; консолидация ресурсов в рамках системы «национальных лабораторий»; развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики; активное позиционирование государственного сектора в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях. В результате реализации мероприятий второго этапа: приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций); продолжится процесс реструктуризации государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25 процентов). Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения: во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе; во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций вузовского сектора науки в проведении исследований и разработок. Функциональная структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
Организационно-правая структура государственного сектора науки будет трансформироваться следующим образом:
Приложение 14
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |