Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неадекватность привычного суждения о человеческой природе




Д. Винникотт

ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПЕРЕХОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ1

Хорошо известно, что дети вскоре после рождения име­ют склонность использовать кулачок или пальцы при стимуля­ции оральной эрогенной зоны, при удовлетворении инстинктов на этой зоне, а также просто спокойно держа их во рту. Извес­тно также, что через несколько месяцев дети обоего пола обна­руживают любовь к игре с куклами, и большинство матерей пре­доставляют своим детям некоторый специальный объект и ожи­дают, что те станут, так сказать, привязанными к этим объектам. Между этими двумя рядами феноменов, разделенных вре­менным интервалом, существует связь, и изучение развития от более раннего из них к более позднему может быть полезным и позволить использовать важный клинический материал, которым в некоторой степени пренебрегали.

ПЕРВОЕ ОБЛАДАНИЕ2

Те, кому пришлось близко познакомиться с проблема­ми и интересами матерей, наверняка уже имеют представление об очень богатых паттернах, проявляемых детьми в отношении первого обладания тем, что есть «не-я» («not-me» possession). Обнаруживаемые внешне, эти паттерны могут быть подвергну­ты прямому наблюдению.

Можно найти широкое разнообразие в последовательности событий, которые начинаются с -манипуляций новорожденного во рту и ведущих в конечном счете к привязанности к плюше­вому животному, кукле или мягкой или твердой игрушке.

Ясно, что здесь является важным что-то еще кроме ораль­ного возбуждения и удовлетворения, хотя они и могут быть ос­новой для всего остального. Среди важных проблем, которые можно здесь исследовать, следующие.

1. Природа объекта;

Печатается no: The psycho-analytical explorations. Winnicott C, Shepherd R., Davis M. (eds.), Cambridge (Mass.), 1981, перевод А.Рыжова. В сноске к изданию 1958 года автор подчеркивает, что он говорит не о первом внешнем объекте, которым является грудь, а о первом облада­нии. Автор отсылает читателя к статье Фейрберна, где обсуждается ис­пользование слова «переходный» (Fairbairn, 1952, р. 35).

2. Способность ребенка распознавать объект как «не-я» {not-me);

3. Положение объекта — внутри, вовне, на границе;

4. Способность ребенка творить, придумывать, вымышлять, порождать, создавать объект;

5. Начало объектных отношений, наделенных нежностью.

Я ввел термины «переходный объект» и «переходный фено­мен» для обозначения промежуточной зоны опыта между соса­нием пальца и плюшевым мишкой, между оральным эротизмом и настоящими объектными отношениями, между первичной твор­ческой3 активностью и проекцией того, что уже было интроеци-ровано, между первичным незнанием о зависимости и обязан­ности другому человеку и их осознанием («Скажи: "Спасибо!"»).

Соответственно этому определению, лепет младенца и то, как старшие дети, отходя ко сну, повторяют набор мелодий и песен, относятся к промежуточной области в качестве переходных фе­номенов, так же как использование объектов, которые не явля­ются частью тела ребенка, но еще не полностью распознаются как принадлежащие к внешней реальности.

Уже общепризнано, что суждение о человеческой при­роде исключительно на языке межличностных взаимоотношений не является удовлетворительным, даже если учитывается роль разработки поведения в воображении и принимается во внима­ние фантазия во всей целостности: как сознательная, так и бес­сознательная, включая и вытесненную бессознательную. Суще­ствует другой путь описания человека, который обнаруживает­ся в исследованиях двух последних десятилетий. Про каждого индивидуума, достигшего той стадии существования, когда вне­шняя и внутренняя части разграничиваются, можно говорить о существовании внутренней реальности, внутреннего мира, ко­торый может быть богатым или бедным, находиться в мире или в состоянии войны. Это помогает, но в достаточной ли степени? Я считаю, что если есть необходимость в констатации такой двойственности, то есть необходимость и в констатации трой-

3 Здесь и далее под первичным творчеством (primary creativity — сози-дательность, креативность в философском значении термина) младен­ца автор подразумевает исходную способность ребенка к формирова­нию субъективных представлений, предшествующую восприятию вне­шних объектов.

ственности: третья часть жизни человеческого существа, часть, которой мы не можем пренебречь,— это промежуточная область переживания, в которую вносят вклад как внутренняя реальность, так и внешняя жизнь. Это область, которая не подвергается про­верке (is not challenged), поскольку про нее невозможно сделать никакого позитивного утверждения, за исключением того, что она должна существовать как пристанище для человека, вов­леченного в вечную задачу по поддержанию внешнего и внут­реннего мира отделенными, хотя и взаимосвязанными.

Обычно пользуются понятием «тестирование реальности» и проводят четкое различение между апперцепцией и перцепци­ей4. Я сейчас отграничиваю область промежуточного состояния между неспособностью и растущей способностью младенца рас­познавать и принимать реальность. Таким образом, я изучаю сущность иллюзии, возможность которой предоставляется ребен­ку родителями и которая во взрослой жизни присуща искусству и религии, но становится печатью сумасшествия, когда взрос­лый предъявляет слишком сильные требования к доверчивости других, принуждая их признать, что они разделяют с ним ил­люзию, которая не является их собственной. Другие могут раз­делять наше почитание иллюзорного опыта, и если мы захотим, мы можем собраться и сформировать группу на основе сход­ства наших илДюзорных переживаний. Это естественный спо­соб группирования человеческих существ.

Я надеюсь, что будет понятно, что я не говорю о собственно плюшевом мишке маленького ребенка или о первом использо­вании младенцем своих рук (своих пальцев). Я не изучаю спе­циально первый объект объектных отношений. Я занят первым обладанием и промежуточной областью между субъективным и тем, что объективно воспринимается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.