КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неадекватность привычного суждения о человеческой природе
Д. Винникотт ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПЕРЕХОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ1 Хорошо известно, что дети вскоре после рождения имеют склонность использовать кулачок или пальцы при стимуляции оральной эрогенной зоны, при удовлетворении инстинктов на этой зоне, а также просто спокойно держа их во рту. Известно также, что через несколько месяцев дети обоего пола обнаруживают любовь к игре с куклами, и большинство матерей предоставляют своим детям некоторый специальный объект и ожидают, что те станут, так сказать, привязанными к этим объектам. Между этими двумя рядами феноменов, разделенных временным интервалом, существует связь, и изучение развития от более раннего из них к более позднему может быть полезным и позволить использовать важный клинический материал, которым в некоторой степени пренебрегали. ПЕРВОЕ ОБЛАДАНИЕ2 Те, кому пришлось близко познакомиться с проблемами и интересами матерей, наверняка уже имеют представление об очень богатых паттернах, проявляемых детьми в отношении первого обладания тем, что есть «не-я» («not-me» possession). Обнаруживаемые внешне, эти паттерны могут быть подвергнуты прямому наблюдению. Можно найти широкое разнообразие в последовательности событий, которые начинаются с -манипуляций новорожденного во рту и ведущих в конечном счете к привязанности к плюшевому животному, кукле или мягкой или твердой игрушке. Ясно, что здесь является важным что-то еще кроме орального возбуждения и удовлетворения, хотя они и могут быть основой для всего остального. Среди важных проблем, которые можно здесь исследовать, следующие. 1. Природа объекта; Печатается no: The psycho-analytical explorations. Winnicott C, Shepherd R., Davis M. (eds.), Cambridge (Mass.), 1981, перевод А.Рыжова. В сноске к изданию 1958 года автор подчеркивает, что он говорит не о первом внешнем объекте, которым является грудь, а о первом обладании. Автор отсылает читателя к статье Фейрберна, где обсуждается использование слова «переходный» (Fairbairn, 1952, р. 35). 2. Способность ребенка распознавать объект как «не-я» {not-me); 3. Положение объекта — внутри, вовне, на границе; 4. Способность ребенка творить, придумывать, вымышлять, порождать, создавать объект; 5. Начало объектных отношений, наделенных нежностью. Я ввел термины «переходный объект» и «переходный феномен» для обозначения промежуточной зоны опыта между сосанием пальца и плюшевым мишкой, между оральным эротизмом и настоящими объектными отношениями, между первичной творческой3 активностью и проекцией того, что уже было интроеци-ровано, между первичным незнанием о зависимости и обязанности другому человеку и их осознанием («Скажи: "Спасибо!"»). Соответственно этому определению, лепет младенца и то, как старшие дети, отходя ко сну, повторяют набор мелодий и песен, относятся к промежуточной области в качестве переходных феноменов, так же как использование объектов, которые не являются частью тела ребенка, но еще не полностью распознаются как принадлежащие к внешней реальности. Уже общепризнано, что суждение о человеческой природе исключительно на языке межличностных взаимоотношений не является удовлетворительным, даже если учитывается роль разработки поведения в воображении и принимается во внимание фантазия во всей целостности: как сознательная, так и бессознательная, включая и вытесненную бессознательную. Существует другой путь описания человека, который обнаруживается в исследованиях двух последних десятилетий. Про каждого индивидуума, достигшего той стадии существования, когда внешняя и внутренняя части разграничиваются, можно говорить о существовании внутренней реальности, внутреннего мира, который может быть богатым или бедным, находиться в мире или в состоянии войны. Это помогает, но в достаточной ли степени? Я считаю, что если есть необходимость в констатации такой двойственности, то есть необходимость и в констатации трой- 3 Здесь и далее под первичным творчеством (primary creativity — сози-дательность, креативность в философском значении термина) младенца автор подразумевает исходную способность ребенка к формированию субъективных представлений, предшествующую восприятию внешних объектов. ственности: третья часть жизни человеческого существа, часть, которой мы не можем пренебречь,— это промежуточная область переживания, в которую вносят вклад как внутренняя реальность, так и внешняя жизнь. Это область, которая не подвергается проверке (is not challenged), поскольку про нее невозможно сделать никакого позитивного утверждения, за исключением того, что она должна существовать как пристанище для человека, вовлеченного в вечную задачу по поддержанию внешнего и внутреннего мира отделенными, хотя и взаимосвязанными. Обычно пользуются понятием «тестирование реальности» и проводят четкое различение между апперцепцией и перцепцией4. Я сейчас отграничиваю область промежуточного состояния между неспособностью и растущей способностью младенца распознавать и принимать реальность. Таким образом, я изучаю сущность иллюзии, возможность которой предоставляется ребенку родителями и которая во взрослой жизни присуща искусству и религии, но становится печатью сумасшествия, когда взрослый предъявляет слишком сильные требования к доверчивости других, принуждая их признать, что они разделяют с ним иллюзию, которая не является их собственной. Другие могут разделять наше почитание иллюзорного опыта, и если мы захотим, мы можем собраться и сформировать группу на основе сходства наших илДюзорных переживаний. Это естественный способ группирования человеческих существ. Я надеюсь, что будет понятно, что я не говорю о собственно плюшевом мишке маленького ребенка или о первом использовании младенцем своих рук (своих пальцев). Я не изучаю специально первый объект объектных отношений. Я занят первым обладанием и промежуточной областью между субъективным и тем, что объективно воспринимается.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |