КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спектр невролого-психиатрических расстройств
А. Гезелл ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА [11] Клинические проявления аномального и атипичного поведения в раннем детском возрасте всегда ставят проблемы диагноза и прогноза. Что является причиной отклонения? Что такое перспектива развития? Существует ли терапия, дающая излечение или улучшение? Что следует предпринять, исходя из перспективы развития, возможностей терапии и семейной ситуации? Функцией неврологического оценивания развития является постановка дифференциального диагноза. Это первая и основная задача врача, обойти которую он не может. Он должен различить врожденные и приобретенные аномалии, постоянные, преходящие или самокорректирующиеся отклонения. Он должен распознавать смешанные типы и частично выраженные синдромы. Он ответственен также за честное и тактичное обсуждение диагноза и прогноза с родителями, за наблюдение за больным, направление его на указанные лечебные процедуры и оздоровительные мероприятия, в образовательные, социальные и реабилитационные учреждения, за все, что необходимо для ведения больного и увеличения потенциала его развития. Эти проблемы необычайно сложны, поскольку мы имеем дело с растущим организмом, в развитии которого есть прошлое, настоящее и будущее. У нормального ребенка в нормальной окружающей среде развитие является систематическим, упорядоченным и своевременным. Оно идет по нарастающей, которая может быть подразделена на стадии, следующие одна за другой с такой регулярностью, что они в основном предсказуемы. Таково истинное значение генетического вклада для человека. Ребенок становится взрослым: личностью, индивидуальностью, сформированным наследственностью, биологическими, психологическими, социальными и культурными факторами, воздействующими на него в процессе эволюции, роста и развития видового и индивидуального. То, что всегда происходит взаимодействие органической конституции индивида и окружения, подразумевается при любом рассмотрении развития. Эта проблема представляет собой не дилемму «природа или воспитание», но их взаимопереплетение на каждой стадии развития. Биологическая сохранность нервной системы зависит от множества факторов. Все доступные данные указывают на то, что, за исключением некоторых наследственных заболеваний, факторы окружения являются наиболее важными детерминантами тех характеристик поведения, которые являются диагностически значимыми. Во многом эти факторы исходят из социально-экономической сферы. История жизни матери оказывает чрезвычайно большое влияние на беременность. Начавшееся в этот период взаимодействие между материнской утробой и окружением после рождения получает свое продолжение. Социокультурные факторы влияют на интеграцию на психологическом уровне не только через возможности культурного развития и образования, но и через воздействие на биологический субстрат через эффекты заболеваний и недостаточного питания. Фенотип образуется, таким образом, в результате взаимодействия генотипа и окружения. Учет этого взаимодействия является существенным для диагноза и прогноза, несмотря на то что, казалось бы, при обсуждении конкретных клинических случаев оно не рассматривается. Даже аномальный ребенок следует общечеловеческому ходу развития. Отдельные сдвиги, сколь бы они ни были искаженными, являются индивидуально-специфичными и в любом случае могут быть выявлены. У аномального ребенка почти всегда наиболее очевидным симптомом является задержка разной степени выраженности. Но, во-первых, задержка не всегда проявляется одновременно во всех областях поведения или в одинаковой степени в каждой из них. Во-вторых, развитие искажается. Поведенческие паттерны могут деформироваться или гипертрофироваться или же не проявляться вовсе. Величины задержки и искажения зависят от природы этиологических факторов, их тяжести и времени их появления в жизненном цикле ребенка. <...> Хотя и существует внутренняя взаимосвязь всех граней развития поведения, каждый аспект требует отдельного анализа и изучения для постановки адекватного дифференциального диагноза и прогноза. Однако в ходе процедуры оценивания развития они все анализируются одновременно. <...> Ребенок не может быть разделен на психометрическую и неврологическую «половины» или как-то еще на независимые части. Моторная интеграция и зрелость ребенка неразрывно связаны. Такой монистический подход мы применяем при обсуждении шести важных проблем в области неврологических нарушений. (1) Причиной проявлений умственной недостаточности может быть органическое заболевание мозга, или задержка вследствие дефицитарного опыта, или их сочетание. (2) Нервно-моторные аномалии простираются от отклонений, не имеющих клинического значения, до серьезных расстройств, объединенных в рубрике церебральный паралич. Моторные аспекты неврологических функций являются наиболее чувствительными указателями на наличие не столь выраженных нарушений интеграции ЦНС в раннем детском возрасте. (3) Припадки могут появляться в сопровождении других аномалий или как. единственное проявление заболевания ЦНС. За проявлениями интеллектуальных нарушений могут скрываться определенные атипичные припадки, общие для раннего детства. (4) Специфичные слуховые и зрительные дефекты как периферического, так и центрального характера могут видоизменять нормальные стадии процесса развития. (5} Фундаментальную значимость в определении функционирования ребенка имеют интеграция его поведения и Эмоциональное отношение ребенка к окружающему. Наиболее крайние нарушения способности к интеграции были названы аутизмом или инфантильным психозом. (6) Наконец, существует множество специфичных синдромов, связанных с дисфункцией ЦНС, которые должны быть определены и внесены в любое диагностическое заключение. Некоторые подлежат определенной терапии, другие имеют важность для генетического консультирования.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |