Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По Социальной Психологии

ДОКЛАД

Муратов А.В. Инновационные тенденции в развитии феномена политического лидерства // Власть. – 2013. - № 7.

Макиавелли Н. Государь // Антология мировой политической мысли. М., 2004.

П. С. Гуревич Философская антропология. - М.: Омега-Л. 2007.

Ахметова Д.А. Теоретико-методологические подходы к анализу политического лидерства // Актуальные проблемы политики и политологии в России. - М., 2010.

Типы политического лидерства по Ж. Блонделю



Измерение 2 Измерение 1
Сохранение сущест­вующего положения Умеренные изменения Широкомасштабные Изменения
Типы политических лидеров
Широкая сфера деятельности «Спасатели» (У. Черчилль, Ш. де Голль ) «Патерналисты» и «популисты» (О. Бисмарк, И. Сталин ) «Идеологи» (Мао, А. Гитлер)
Умеренная сфера деятельности (аспект системы) «Успокоители» (Д. Эйзенхауэр) «Пересмотрщики» (Р. Рейган, М. Тэтчер) «Реформаторы» (Ф. Рузвельт )
Узкая сфера деятельности Менеджеры (политики, которые зани­маются повседнев­ными проблемами) Улучшатели (политики, которые моди­фицируют какой-то аспект политики) Новаторы (кладут начало новой поли­тике)

 

По стилю лидерского поведения часто выделяют: авторитарный демократический и нейтральный. Стиль лидерства - это совокупность приемов и методов деятель­ности политического лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями.

Для углубления знаний по данной проблеме предлагается ответить на следующие вопросы.

По каким причинам в условиях либерально-демократического политического режима харизматические лидеры перестают быть востребованными?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какой тип политического лидера наиболее соответствует традициям русской политической культуры и национальному характеру?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

К какому типу политического лидера вы отнесли В. Путина и почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендованная литература:

2. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992.

6. Политология. Учебное пособие. М.: МГТУ. 2009.

7. Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий. М.: МГТУ. 2010.

8. Шаблинский И.Г. Политическое лидерство: типология и технология. М.: Новый Учебник. 2004.

9. Шестопал Е.Б. Образы Российской власти: От Ельцина до Путина. М.: РОССПЭН. 2008.

10. Щербинина Н.Г. Теории политического лидерства: учеб. пособие / Н.Г. Щербинина; Том. гос. ун-т. - Томск, 2010.

 

Тема «Массовидные явления психики: общественное мнение, массовое настроение, слухи, мода, паника»

 

Максимова Елена Юрьевна,

Специальность: 44.03.02

Психолого - Педагогическое

образование

 

2 курс 215 группа

 

Преподаватель: К. пед. Наук

Красноярова М.В.

 

_________________________

 

Выборг

Тема «Массовидные явления психики: общественное мнение, массовое настроение, слухи, мода, паника».
Массовидные явления (массовидные явления психики) - социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация.)

Массовидное явление возникает как результат взаимодействия индивидов, особенно когда члены социальной группы переживают схожие психические состояния. Для зарождения массовидных явлений психики людям необязательно находиться в одном месте – гораздо большее значение имеет то, что их объединяет одно дело, вовлеченность в которое обуславливает возникновение схожих черт.

Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах.

 

Изучение массовидных явлений психики началось в XIX веке – этим аспектом занималась психология народов (В. Вундт, М. Лацарус) и психология масс (Г. Тард, В. Парето). Российские исследователи изучали эту сферу в рамках субъективной социологии (М. Г. Михайловский), коллективной рефлексологии (В. М. Бехтерев), гелиопсихологии (А. Л. Чижевский). На современном этапе исследование массовидных явлений проводится, в основном, специалистами в области психологии пропаганды, маркетинга и политической психологии.

 

К ним относятся: многообразные виды поведения толпы; паника, слухи, мода, подражание, заражение, внушение, а также социально- психологические особенности народов, общественные настроения, мнения.

Массовое (или общественное) мнение - определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу.

Для его формирования требуется фаза осмысления, и создания социального стереотипа. Оно практически никогда не бывает единым.

Изучается с учетом различных характеристик социальных групп, в которые входят люди.

С которым согласен каждый со­ставляющий общественность индивид, и не обязательно - мнением большинства. Общественное мне­ние всегда движется по направлению к какому-то решению, и не всегда бывает единодушным.

Массовое настроение – это общий, доминирующий множественный психологический настрой людей.

Массовое настроение мало зависит от настроения отдельных людей, его определяют социальные условия, в которых в данный момент находятся люди.

Субъектом массовых настроений является масса как совокупность людей, сплоченных общими настроениями.

Первоначально возникая в конкретных группах и слоях общества, настроения быстро распространяются, легко формируя специфические по своим характеристикам массы в качестве субъектов тех или иных настроений.

Общественные настроения, в отличие от общественного мнения, целиком и полностью представляют собой чувственно-эмоциональную форму преломления в общественном сознании экономического, социального и политического положения больших масс людей.

Их различие в разнице психических процессов, в рамках которых они протекают: общественное мнение выступает как разновидность логического отражения действительности (в виде суждения определенного типа), а общественные настроения — как разновидность чувственной формы отражения действительности (в виде чувственно-эмоциональных феноменов: эмоциональный накал, апатия, депрессия, энтузиазм и т.д.).

Общественное мнение - это всегда умственная оценка, а общественные настроения - это переживание комфорта-дискомфорта, удовлетворенности-неудовлетворенности.

Мода -то массовидное явление психики, которое проявляется в выборе того, что в данный момент является наиболее предпочитаемым и одобряемым большим количеством людей. Предметом моды могут быть идеи, теории, художественные произведения, виды деятельности, материальные вещи и т.д.

Мода выполняет следующие функции:

1) выражает культуру, вкусы населения, индивидуальные особенности людей;

2)дифференцирует и объединяет людей в социальные группы по их психологическим особенностям;

3) облегчает поиск себе подобных среди масс людей;

4) обеспечивает привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;

5) Обновление и развитие культуры;

6) Повышение уровня самосознания людей и удовлетворенности собой.

Всякая мода — это всегда новое и, как правило, более совершенное, чем старое. Соответственно, переход от одной моды к другой может означать психологическое обновление и совершенствование. Появление новой моды в обществе — это, соответственно, признак его развития.

Влияние моды на психологию масс в большинстве случаев является положительным и может проявляться в следующем: улучшение массового настроения; повышение удовлетворенности масс людей; возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются; облегчение общения людей; предупреждение и устранение возможных межличностных конфликтов.

Слухи - под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.

Виды слухов:

1) По достоверности: а) абсолютно недостоверные; б) недостоверные с элементами правдоподобия; в) правдоподобные; г) достоверные с элементами неправдоподобия; 2) По экспрессивности: а) слух-желание; б) пугающий слух; в) агрессивный слух;

3) По происхождению: а) стихийные; б) умышленно сфабрикованные;

4) По силе влияния: а) будоражащие групповое мнение; б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение; в) разрушающие связи между лицами и группами.

Факторы, способствующие распространению слухов:

1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);

2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;

3) недоверие к информации властей;

4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);

5) общая усталость, изнурение;

6) подтверждение предыдущих слухов;

Последствия слухов:

1) рост напряженности;

2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;

3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;

4) снижение работоспособности;

5) увеличение конфликтов

6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

Паника – это чаше всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей; для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Характеристики паники:

1) возникает в больших по численности группах;

2) вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

3) возникает стихийно и неорганизованно;

4) свойственна поведенческая неопределенность людей (состояние растерянности, неясности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Виды паники:

1) по охвату людей:

а) массовая – охватывает большие массы людей (при пожарах, наводнениях и т. д.); б) индивидуальная – паника отдельного человека (студента перед экзаменом, женщины перед родами);

2) по характеру:

а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники отдельных истерических, высоко внушаемых личностей (паникеров), которые заражают паническими настроениями других людей;

б) поведенческая паника – это эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Развивается и затухает постепенно.

Развитие паники:

1) появление стимула к панике;

2) сильная эмоциональная реакция отдельных индивидов, которые начинаю метаться и сеять панику;

3) эмоциональное заражение окружающих, которые также приходят в паническое движение;

4) всеобщая паника, которая сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве;

5) восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия.

Способы предотвращения паники:

1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;

2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;

3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель интереса | Информатика. Основные понятия. Структура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.