КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методики Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона
Приемы исследования художественно-творческой одаренности детей и подростков в области искусства Формы и методы исследования детской художественной деятельности Зарождение и развитие интереса исследователей (психологов, педагогов, художников) к детскому творчеству (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, Лампрехт, В.И.Киреенко, Е.И.Игнатьев и др.) Значение исследовательской деятельности в педагогической практике учителя изобразительного искусства Совокупность психического отражения человеком действительности. Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека – конструкторской, литературной, изобразительной. Основные задачи психологии художественного творчества. Проблемы исследования психологической природы и процесса художественного творчества. Методы психологии. Исследования сущности и механизма развития творческих способностей через воображение и творческое мышление в работах: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, Г.С. Овчинникова, Б.П. Никитина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, С.Е.Игнатьева, А. Маслоу, Т. Рибо, Дж. И. Низонберга и других. Метод «срезов» как отражение процесса художественной деятельности (на основе работ Е.И.Игнатьева). Рисунок как «объективная картина субъективного мира ребенка». Методика проведения рисуночных тестов. Проблема диагностики интеллекта в психологии и педагогике. Использование адаптированной шкалы Бине – Симона, тесты Векслера, матрицы Равена, пятна Роршаха, тест Люшера, рисуночный тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». Комплекс методик по диагностике общего и художественного развития детей по их рисункам Полуянова Ю.А. Способности и задатки. Признаки способностей. Классификация способностей по объективным, субъективным условиям, уровням. Теории, освещающие природу гениальности. Психологическая характеристика художественных способностей (по В.И. Киреенко и В.Меуману). Методы выявления одаренных детей. Работа педагога с одаренными детьми на позициях подхода Л.А Венгера и на основе теории Л.С Выготского Знакомство с методиками определения уровня развития познавательных процессов психики человека. Определение цветового предпочтения человека. Значение методик Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона в практической деятельности педагога изобразительного искусства.
Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков
6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков - Н.А. Лепская «5 рисунков», Ю.А.Полуянов «Композиция», «Изображение», Фигурный тест Торренса, Туник Е.Е. «Употребление предмета», «Заключения», Опросник Г.Дэвиса, Л.Я.Гозман «Самоактуализирующийся тест» Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования - реконструировать способы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке нескольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс расположения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображений, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замысел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразительной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень - среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень - количество рисунков карандашом, построенных композиционно, преобладает и приблизительно равно количеству, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень - при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена композиционно; четвертый уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по второму-третьему типу; шестой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу. Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования - выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Композиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэтому результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей методики. Изображения анализируются по трем следующим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительного объекта. В изображениях человека - это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изображения человека - это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очертаний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно суженных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объединения частей объектов действительности в единое изображение постоянно повторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целостный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основных способа изображения разных объектов, соответствующих определенным периодам детства, а внутри них - ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обозначены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрастов.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |