КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Моделирование- сущность НЛП 2 страница
Если вы ограничиваете свое поведение, вы теряете необходимое разнообразие реакций Гриндер и Бэндлер обратили внимание на то, что в их штате (Калифорнии) каждая группа психотерапевтов имеет свою этику. Например, чтобы быть хорошим коммуникатором, вы должны а) одеваться, как рабочий фермы. Психиатры, которые носят галстуки, вызывают смех (!); б) обнимать всех слишком крепко. Вся беда с этими профессиональными кодексами заключается в том, что они ограничивают поведение. И каждый раз, когда вы скажете себе: «Ну этого я не могу», непременно найдутся люди, с которыми вы и впрямь «этого не можете». По мнению Ричарда Бэндлера, доводы, используемые терапевтами для оправдания своих неудач, «поистине возмутительны. Часто они говорят: «Он не был готов к изменению». Если он «не готов», как может кто бы то ни было оправдать ежедневные встречи с ним и взимание с него денег? Прикажите ему пойти домой и вернуться, когда он будет готов! Я всегда считал, что это моя задача сделать его готовым. Что, если бы вы привели свой автомобиль к механику, и он бы провозился с ним пару недель безуспешно? Если бы механик сказал вам: «Автомобиль не был готов измениться», вы бы не попались на такое извинение, не так ли? Но терапевтам это изо дня в день сходит с рук. Другое стандартное извинение: клиент «сопротивляется». В нашем случае с автомобилем вы просто не примете этого извинения. Механик либо не знает, что делает; либо изменения, которые он пытается проделать, не имеют отношения к проблеме; либо он использует не те инструменты. То же самое верно в случае терапевтических или педагогических изменений. Эффективные терапевты и учителя могут подготовить людей к изменению, и если они проделывают то, что нужно, никакого сопротивления не будет. У Гриндера и Бэндлера прекрасная цель: они стремятся создавать структуры, генерирующие переживания, которые делали бы людей интересными. В результате терапии, считают они, люди становятся какими угодно, но интересными- редко. Это даже не чья-то ошибка, а следствие работы всей системы и тех постулатов, на которых покоится терапия и консультирование. И большинство людей совершенно не осознает эти постулаты. «В основном психологические знания на сегодня устроены так,- отмечали в 1978 году авторы НЛП, в них смешивается то, что мы называем «моделированием», с тем, что обычно называется «теорией», а мы считаем теологией. Описание того, что делают люди, смешивается с описанием реальности, какой она является сама по себе. Когда вы смешиваете опыт с теорией и упаковываете это в одну обложку, то получаете психотеологию. Что находит развитие в психотеологии, так это различные системы религиозных убеждений, и во главе каждой стоит свой мощный евангелист». Каждая психотерапевтическая система содержит внутри себя психическую болезнь, причем в остром ее проявлении: убеждение, что именно эта теория является единственно верной. Можно сделать что-то совершенно произвольное, вмонтировать это в клиента и таким образом добиться изменения, но приверженцы теории об этом не думают. Они не осознают также, что предмет их верований носит искусственный, произвольный характер. Да, любой метод вызывает у людей реакции и иногда срабатывает для проблемы, которую вы пытаетесь решить. Но существует тысяча других методов решения этой проблемы и тысяча других реакций. Большинство психологов думает, что общаться с сумасшедшими трудно. Это отчасти верно, но отчасти это еще и результат того, что они с сумасшедшими делают. Если человек ведет себя немного странно, его удаляют из общества, накачивают транквилизаторами и помещают в закрытые бараки вместе с тридцатью другими. За ним наблюдают 72 часа и говорят: «Черт! Он странно себя ведет». Ну, уж из нас-то никто, конечно, не повел бы себя странно. Может быть, вы читали статью «Нормальные люди в безумных местах»? Социолог предложил группе здоровых, счастливых, готовых к выпуску студентов поступить в психиатрические больницы ради эксперимента. У всех были диагностированы серьезные проблемы. Большинство из них выбиралось обратно с колоссальными трудностями, поскольку персонал считал, что желание выбраться было проявлением болезни. (Интересно, сочли бы их здоровыми, если бы они изъявили радостное желание подольше погостить в столь замечательном месте?) Пациенты сознавали, что студенты не были сумасшедшими; персонал- нет. «Несколько лет назад,- говорит Ричард Бэндлер, когда я присматривался к различным методам изменения, большинство людей считало, что психологи и психиатры это эксперты по личностному изменению. Мне казалось, что многие из них являют собой куда лучшие примеры психозов и неврозов. Вы когда-нибудь видели «Ид»? Как насчет инфантильной либидозной реакции-формации? Любой, кто может говорить на этом языке, не имеет права называть других людей психами». Пытаясь понять, почему люди делают те или иные вещи, психотерапевтическая наука разработала множество моделей, которые, как обнаружилось позднее, были просто несостоятельны. Однако многие психологи продолжают за них цепляться. Мы все еще встречаем людей ищущих Иды и Эго с тем же успехом что и Родителя, Ребенка или Взрослого. Большинство психологов в детстве видели, должно быть слишком много фильмов ужасов «У тебя внутри есть родитель, и взрослый, и ребенок, которые заставляют тебя делать это». Звучит, как экзорцизм. Раньше говорили: «Черт меня вынудил это сделать». Теперь ссылаются на других «родственников». Трансактный анализ- приспособление для разделения поведения на три части- напоминает множественную личность, с той разницей, что ТА надлежит быть средством лечения. Если вы хорошо натренированы, то обзаводитесь девятью частями, поскольку каждая из трех внутри себя тоже имеет троих! «Я никогда не любил ТА, потому что- в нем только Ребенку положено испытывать радость, и только Взрослый может быть разумным. У всех должны быть совершенно одинаковые части, и ни для какой индивидуальности места не остается. Попробуй ка убедить в этом людей!» А ведь идея сама по себе красивая. Кто-то объяснил ее вам, и вы подумали: «Да, действительно» Но не у каждого человека на свете есть Родитель, Взрослый и Ребенок, спорящие друг с другом. На Таити вы не часто обнаружите подобное. И у вас такого не будет, пока вы не сходите к трансактному аналитику. Мичиганская ТА-модель личности состоит из девяти частей: Критический родитель, Естественный ребенок, Взрослый, Маленький профессор и т.д. На теоретическом уровне трансактные аналитики договорились о том, сколько и каких частей должна иметь личность. Таким образом, трансактные тренеры и психотерапевты инструктируют себя в том, как им следует организовать опыт человека. Но «ни один из моих клиентов не имел этих частей, если только он не пришел ко мне о ттрансактного терапевта. В последнем случае личность действительно состоит из них». Трансактные аналитики производят, в частности, так называемую замену родителей, когда регрессируют человека и дают ему новых «родителей». Если это делать как надо, оно сработает. Трансактные аналитики верят, что люди срываются из-за недостатка в детстве определенных видов опыта, и нужно вернуться в прошлое и дать им этот опыт чтобы они могли измениться. Это- теология ТА, и принятие той системы убеждений подставляет собой психическую болезнь трансактных аналитиков. Они не понимают, что аналогичный результат можно получить другими способами, зачастую действующими гораздо быстрее, чем замена родителей. Первым опытом Ричарда в групповой психотерапии была гештальт-группа. И «первое, что я там увидел, был некто, сидевший и разговаривавший с пустым стулом. Я подумал: «Я был прав. Они действительно сумасшедшие». И там был еще тот, другой псих, советовавший первому, что говорить пустому стулу! Потом я забеспокоился, потому что все остальные в комнате тоже смотрели на пустой стул, как будто он отвечал! Терапевт спрос-ил: «И что он говорит?» Я тоже посмотрел на стул. Потом мне объяснили, что комната была полна психотерапевтами, так что все о'кей. Потом терапевт сказал: «Вы осознаете, что делает ваша рука?» Когда парень ответил: «Нет», я не выдержал. «А сейчас осознаете?» «Да». «Что она делает? Усильте это движение». Странно, правда? Потом терапевт говорит: «Добавьте к этому слова». «Я хочу убивать, убивать». Этот парень оказался нейрохирургом! Терапевт сказал: «Теперь взгляни на этот стул и скажи мне, кого ты видишь». Я посмотрел там по-прежнему никого не было. Но парень глянул туда и буркнул: «Мой брат!» «Скажи ему, что ты зол» «Я зол!» «Скажи это громче!» «Я зол!» «На что?» И тогда он начинает рассказывать пустому стулу, из-за чего он злится, а потом нападает на него. Он разносит невиновный стул на куски, извиняется и прорабатывает все, и тогда ему становится лучше. Потом все в группе говорят ему приятные вещи и обнимают его» Существовало время и место, где люди верили, что разговор с пустым стулом имел смысл; и он вообще-то имеет. Он может привести к некоторым полезным результатам. Он был также очень опасен по причинам, которых они не понимали, и многие не понимают до сих пор. Люди обучаются повторяющимся поведенческим последовательностям, и не обязательно содержанию. В гештальттерапии вы учитесь следующей последовательности. Если вы ощущаете грусть или досаду, то галлюцинируете старых друзей и родственников, становитесь злы и жестоки, а потом вам лучше, и окружающие хорошо к вам относятся. Когда люди проходят через курс терапии либо через любой другой многократный опыт, они действительно быстро обучаются всему; и стереотипу, и последовательности происходящего они обучаются лучше, чем содержанию. А терапевты, сосредотачиваясь на содержании, обычно даже не замечают последовательности, которой обучают. Притом они легко создают материал для терапии. Гештальт-терапевт может прийти в группу и спросить: «Кто хочет сегодня работать?» Если никто не выражает желания, он спрашивает: «Неужели среди вас нет ни одного человека, на которого давит какая-нибудь проблема?» Представьте себе, люди ответили: «Нет». Вместо того, чтобы обрадоваться, он сказал: «Что с вами? Если ни у кого нет боли, вы не в контакте с тем, что происходит». Внезапно все стали испытывать боль. Люди сказали: «Действительно, если я не испытываю боли, значит я нереален». Вот и материал для работы. Ехидный Ричард не обошел вниманием и гуманистическую психологию: «В шестидесятые годы многие гуманистические психологи очень крепко всех обнимали, веря, что это хорошо, и не обращали внимания, нравится ли это «обнимаемому». Еще они оскорбляли людей направо и налево, поскольку считали, что всегда хорошо быть честным и говорить правду. Крестоносцы верили, что надо заниматься спасением душ, и их не волновало, если иногда для этого требовалось уничтожить тело». Гриндер и Бэндлер утверждают, что вообще не существует способов обучения психотерапевтов. Более того, последние даже не знают толком, каким образом они что-то делают. С одной стороны, они говорят, что хороший терапевт все делает интуитивно. Это означает обладать развитым подсознанием Слова «подсознание» они не любят (хотя действия при помощи подсознания могут быть весьма эффективными). С другой стороны, они же говорят что целью психотерапии является осознанное понимание своих проблем. Таким образом, психотерапевты- это группа людей, которые «утверждают, что не знают, как делают то, что они делают, и вместе с тем убеждены, что единственный путь достижения чего-либо в жизни- это знание о том, каковы собственные проблемы человека!» Вот и разберись с ними! В одном из исследований группа испытуемых была разделена на три части: одна посещала терапию, другая просто ждала своей очереди на нее, третьей демонстрировался фильм о терапии. Клиенты из групп ожидающих имели тот же самый процент улучшений, что и первая группа. С «открытием» ознакомили НЛП-истов и получили следующий ответ: единственное, что можно отсюда извлечь- убеждение в некомпетентности людей, проводивших терапию. Авторов исследования это поразило: они увидели новый вариант интерпретации результатов, который почему-то не учли. «В этой стране в области психотерапии существует масса некомпетентности, считают создатели НЛП. Психотерапевты просто не производят никаких результатов. Некоторые производят, но широко это не распространяется». Психиатрические учреждения продуцируют множество людей, которые могут подробно и утонченно дать полный анализ своих проблем. Они расскажут вам, в чем состоят их проблемы, откуда они взялись и как они поддерживают сейчас их неадаптивное поведение. Вы наверняка встречались с настоящими любителями «игры в психиатра». Но это вербальное осознанное понимание не даст им ничего, чтобы реорганизовать свое поведение и свои переживания. «Меня не собьешь с толку рассуждениями вроде «не следует обманывать людей» и т.д., потому что я знаю, что как раз те, кто разъясняет клиентам, что им нужно делать, чтобы измениться, вводят их в заблуждение. Мне все время приходится встречаться с людьми, ставшими жертвой такого заблуждения. Когда я занимался частной практикой, более половины клиентов обращалось ко мне потому, что были фрустрированы психотерапевтами. Эти специалисты не понимали, что они делают. Они по-своему хотели помочь клиентам, но вместо этого фрустрировали их. Например, некоторые психотерапевты много говорят своим клиентам о самоуважении, и те начинают чувствовать себя плохо оттого, что такого самоуважения у них нет. И это происходит все чаще. Большинство клиентов, впервые попадающих на прием к психотерапевту, не мучаются от того, что они мучаются. Выйдя от психотерапевта, они мучаются еще и от этого: им рассказывают, что человеку необходимо самоуважение, они беспокоятся потому, что недостаточно уважают себя, и им становится еще хуже! Когда вы предлагаете людям свои концепции, соблюдайте осторожность, позаботьтесь, чтобы ваши разъяснения были им только полезны. Я здесь не для того, чтобы заниматься философией. Говоря о том, чтобы «быть счастливым», я имею в виду субъективное переживание радости по какому-либо поводу. Счастье- субъективное кинестетическое переживание, при котором человек не ощущает боли и испытывает определенного рода стимуляцию нервной системы, которую он описывает сам себе как достижение результата, превосходящего ожидания и соответствующего его желаниям. Когда люда приходят к психотерапевту, и стонут, и жалуются мне не кажется, что они счастливы. Если вы в качестве клинициста не справляетесь со своими собственными проблемами, трудно рассчитывать на то, что вам удастся найти в себе основание для действий, которые помогут кому-нибудь другому». Когда я преподавал студентам учебную программу по поведению важной составной частью самой программы являлось строжайшее требование держать себя в руках и соблюдать режим с самого начала обучения, раз и навсегда! Если бы я узнал, что какой-нибудь студент проводит целые ночи в долгих беседах со своей женой или же питает склонность к разного рода приключениям и, следовательно, то, чему он должен научиться подсознательно, не вырабатывается, я немедленно исключил бы такого студента из своей программы. Студенты знали, что я на это способен, и соблюдали режим. Для меня имеет первостепенное значение, может ли человек позаботиться о самом себе. Я говорю не о способности к выживанию, а о способности получать удовольствие от жизни. Используя свои творческие способности, вы видоизменяете вещи таким образом, что они становятся лучше, чем были прежде. Вы используете естественные возможности системы для того, чтобы делать ее еще более эффективной. Я думаю, что это всеобъемлющий принцип. Что бы я ни делал и над чем бы я ни работал, я хочу сделать это не просто успешно- лучше, чем это необходимо. Мой личный критерий успешного выполнения работы состоит в том чтобы люди становились счастливее. Такова моя этика. Вы можете делать людей несчастными, если угодно. Но чтобы вы ни делали, вы должны заранее выбрать цель определенные окончательные состояния. Если вы юрист, вашей целью не будет сделать человека счастливым. Ваша задача- убеждение, вам придется убеждать людей в тех или иных вещах. Если же вы клиницист, то, надеюсь, выберете в качестве окончательных состояний счастье и умение». О других и о себе «Будем глядеть правде в глаза. И вы, и я сумасшедшие, что отпираться!» М.Булгаков. «Мастер и Маргарита» «Великолепная парочка» не слишком расположена говорить о себе. Оно и понятно, задачи совсем другие. Если случайное знакомство не свело вас лично с «отцами» НЛП, то мы в одинаковом положении: перед нами только тексты. Но вольно или невольно они постоянно несут в себе информацию о своих создателях. И нам представляется, что тексты Джона и Ричарда пронизаны их мировое приятием, живым отношением к окружающему (В этом смысле «Структура магии» менее выразительна, чем записи тренингов, но и в ней можно многое увидеть). Судя по всему, они обаятельны даже чертовски обаятельны! и весьма непринужденны, эдакая культурная разновидность «американского парня», но дистанцию держать не забывают, хотя она не бросается в глаза: вот ее нет, а вот она снова есть. Игра это, действительность, заслуга ли переводчика, но их язык, во всяком случае, никак не назовешь академичным. Развивая одну из своих любимых тем о стереотипах и ограниченности человеческого поведения, Ричард говорит: «Единственная причина, по которой человек не делает чего-то более осмысленного, состоит в том, что он умеет делать только «это». Он поступает так годами посему это «нормально», не замечается и не вызывает сомнений. Одна из самых диких привычек в нашей культуре- в любых обстоятельствах действовать так, будто все нормально. Насколько мне известно, наиболее изящной ее демонстрацией является Нью-Йорк. Когда вы идете по Бродвею, никто не оглядывается по сторонам и не бормочет «Боже милостивый!» Следующая наилучшая демонстрация- центр Санта-Крус. Прямо на улице люди проделывают такие вещи, которые повергли бы в стыд любую психбольницу. И по той же улице идут мужчины в деловых костюмах, беседуя друге другом так, словно все совершенно нормально». От этих занятных антропологических наблюдений он очень естественно переходит к некоторым автобиографическим деталям и слегка смущает неокрепшие умы. Ученые так разговаривать не могут по крайней мере, публично. Но мы не откажем себе в удовольствии снова предоставить слово Ричарду: «Я тоже вышел из «нормальной» среды. В девятилетнем возрасте, когда мне нечего было делать, я болтался с чуваками по микрорайону. Кто-нибудь предлагал: «Эй, почему бы нам не сходить угнать автомобиль?» «Пошли-ка ограбим винный магазин и убьем кого-нибудь». Нечего сказать, насыщенное детство! И замечательный пример того, как человек оказывается интеллектуалом, несмотря на все усилия «нормальной» среды склонить его к обратному. «Я считал, что преуспеть в жизни можно, если отправиться жить поблизости от богатых людей. Я думал, что если буду околачиваться среди них, то все образуется. Так что я поехал в городок под названием Лос-Альтос, где у людей водятся деньги. В кафетерии молодежного колледжа Лос-Альоса в ту пору 6ыло столовое серебро, а в студенческом центре кресла из натуральной кожи. Автостоянка выглядела, как Детройтская выставка текущего года. Естественно, приехав туда, я должен был вести себя так, будто все это тоже было нормально «Никакого ажиотажа, все пофиг». Я нашел работу с машиной, с которой общаются под названием «компьютер» и начал в качестве студента информатики. У них еще не было факультета, потому что кто-то спер финансирование лет этак двух. Поскольку я учился, а там не было для меня специализации, я потерялся в экзистенциальном кризисе: «Что я буду делать? Я буду изучать психологию». Примерно в это время я ввязался в редактирование книг по гештальт-терапии». Вот таким незамысловатым образом все и началось. Помните первый опыт Бэндлера в групповой терапии? Именно тогда он и произошел, в силу необходимости. Описание опыта Ричард предваряет кратким сообщением, из которого следует, что там, где он рос, все были сумасшедшие; и там, где он работал, все были сумасшедшие; но он ожидал, что люди, посещающие психотерапевтов, по-настоящему сумасшедшие. По поводу первого и второго тезиса еще последуют разъяснения; по поводу третьего- ожидания студента сбылись. Он вспоминал, что очутился в комнате, где сидели солидные люди в костюмах и галстуках. Там был также человек, заставлявший их разговаривать с пустыми креслами и людьми, которых в комнате не было. Когда Ричард по легкомыслию своему рассмеялся над чьей-то фразой, все посмотрели на него так, будто это он был сумасшедшим. Помните молодого человека, говорившего с «братом»? У Ричарда это вызвало легкое замешательство. По его словам, он, поскольку «потерся среди ученых и убийц», мог почти всюду вести себя так, словно все нормально, но у него была проблема. Он спрашивал потом других людей: «Там действительно был его брат?» Некоторые отвечали: «Конечно». «Где вы его видели?» «Моим внутренним взором». Вывод: вы можете делать практически что угодно. Если вы ведете себя так, словно это нормально другие будут вести себя так же. Занятный переход от шатания с чуваками по микрорайону к изучению психологии. Через некоторое время Ричард Бэндлер из «новичка в психотерапии» превратился в человека, для которого «мозг любимая игрушка». И с этой игрушкой он научился отлично справляться. Но вот забавная деталь: будучи старшекурсником, он не успевал только по двум курсам. Догадайтесь, по каким? «Я завалил психологию с оценкой 1А и получил Д по ораторскому искусству. Хорошая шутка? НЛП- моя месть» Тем не менее Бэндлеру и Гриндеру (они уже тогда были «великолепной парой») довелось преподавать в Калифорнийском университете. Оставить это занятие им пришлось потому, что они «учили старшекурсников делать в жизни разные вещи». В этом заключалась жалоба на них. Сказали, что обучение предназначено только для того, чтобы давать людям информацию о вещах. Что и говорить, довод веский. Как вы, наверное, уже успели заметить, «делать» любимое слово и главный принцип этого удачного дуэта, блестяще соединившего теорию и практику. Собственно, даже не о соединении следовало бы говорить, а о своеобразном прорастании одного в другое: теория тут же, одновременно, оказывается практикой. Нам кажется, эти ребята заработали себе право критически относиться ко всякого рода недобросовестности. Помните «стандартные извинения психотерапевтов по поводу неудач»? У непрофессионалов тоже есть интересные оправдания своих жизненных неудач. Бэндлер их коллекционировал: «Люди часто говорят: «Я потерял над собой контроль» или «Я не знаю, что на меня нашло». Я полагаю, это могло быть пурпурное облако или старое одеяло. В шестидесятые годы люди ходили на так называемые группы встреч и научились говорить: «Ничего не могу с этим поделать; я просто так чувствую» Если кто-то говорит: «Я просто чувствовал, что должен швырнуть в комнату ручную гранату»,- это не принимается. Но если будет сказано: «Я просто не могу принять то, что ты говоришь; я должен наорать на тебя, чтобы тебе стало плохо; я просто так чувствую», это будет принято. «Просто»- обворожительное слово, один из способов быть несправедливым к окружающим и удобный способ дискредитировать все, кроме того, о чем вы говорите. Если кому-то плохо, а вы говорите ему что-нибудь приятное, он часто отвечает: «Ты просто стараешься ободрить меня», как будто это плохо- ободрить? Слово «просто» обесценивает все, что еще есть в ситуации. Любимое извинение в наше время: «Я был не в себе». С этим вы можете выбраться из любого положения. Это смахивает на множественную личность или защиту безумием. «Я не был сам собой. Я, вероятно был ею!» Все эти извинения являются способами оправдания и сохранения несчастья. Попробовав что-нибудь другое, вы могли бы сделать жизнь более приятной и интересной для себя и для других людей тоже. Недобросовестность по отношению к собственной жизни так можно обобщить множество разнообразных проблем, в решении которых Ричард, Джон и их коллеги помогают людям. Эта штука огорчает и волнует их более всего, и они постоянно в той или иной форме говорят о ней. Однажды Ричард спросил приятеля: «Что ты считаешь величайшей неудачей в своей жизни?» Он сказал: «Через пару недель я собираюсь сделать вот это, но оно не сработает» Это действительно была величайшая неудача в его жизни не потому, что не сработало а потому, что он нашел время, чтобы расстроиться из-за этого заранее. Многие используют воображение только для того, чтобы нарисовать себе будущие огорчения и получить возможность почувствовать себя плохо сейчас: зачем откладывать? Зачем ждать, пока супруг заведет роман на стороне? Вообразите сейчас, как он общается с кем-то другим. Почувствуйте себя так, словно вы находитесь там, наблюдая все это. Вы можете привести себя в состояние жуткой ревности- проще простого. Женщины часто так развлекаются. Если вы все еще ужасно себя чувствуете, дождавшись его, можете орать, вопить, выжить его из дома, так что все произойдет на самом деле. Приходят клиентки и рассказывают, как они это проделывают. Психотерапевт выслушивает их и спрашивает: «Почему бы вам не рисовать хороших картинок?» «Что вы имеете в виду?» Другая, так сказать, мужская ситуация. Вы приходите домой в очень хорошем настроении. Входя, вы видите, что гостиная вверх дном или кто-то забыл вынести мусор, убрать со стол а бумаги, или не сделал чего-нибудь еще, столь же категорически необходимого для вашего счастья. Вы внутренне подавляете злость, но это не срабатывает. Тогда вы идете на терапию и говорите: «Я не хочу кричать на свою жену». «Почему вы на нее кричите?» «Потому что я расстраиваюсь и злюсь». Обычно врачи говорят: «Позвольте всему этому выйти, выразите себя, вопите на свою жену», А жене они скажут: «Разве не нормально, что он так себя ведет? Разве вы не можете позволить ему быть самим собой?» То есть, мы занимаетесь своим делом, она будет заниматься своим- по отдельности. Чушь собачья. Вот о чем не думает большинство врачей. Когда он входит и видит тарарам, он сначала ухитряется прийти в то состояние, где он зол и расстроен, а потом пытается себе помешать. Еще они забывают о том, чего он в первую очередь хочет достичь, не позволяя себе кричать: он старается сделать так, чтобы было приятно. А почему бы не заняться этим непосредственно? Почему бы не научить его входить с такими приятными мыслями о том, что он может сделать со своей женой, чтобы он промчался через гостиную слишком быстро, не потрудившись еще что-то замечать! Есть еще замечательная штука под неопределенным названием «депрессия». Не та депрессия, которую вы можете объявить, как бойкот окружающей среде на два-три дня, с тем, чтобы она вас как минимум не трогала и даже, возможно, пожалела. Речь о депрессии искренней, глубокой, иногда многолетней. Ричард Бэндлер утверждает, что у большинства депрессированных в действительности было столько же счастливых переживаний, как и у остальных; просто когда они оглядываются назад, то не думают, что все было на самом деле хорошо. «Когда один из моих клиентов впервые сказал: «Я депрессивный», я ответил: «Привет, я- Ричард». (Неплохой вариант знакомства!) Он остановился и сказал: «Нет» «Не Ричард?» «Погодите. Вы перепутали» «Я не перепутал. Мне все совершенно ясно» «Я в депрессии шестнадцать лет» «Потрясающе! Вы сколько времени не спали?» Вот структура того, что он говорит: «Я закодировал свой опыт так, что живу в состоянии иллюзии, будто шестнадцать лет нахожусь в одном и том же состоянии сознания». Я-то знаю, что он не был шестнадцать лет в депрессии. Он должен был на время отвлекаться- и на обед, и на то, чтобы раздражаться, и еще на несколько вещей. Попробуйте двадцать минут оставаться в одном и том же состоянии сознания! Люди тратят кучу времени и денег на обучение медитации, чтобы оставаться в одном состоянии час или два. Если бы он был в депрессии час напролет, он даже не смог бы этого заметить, потому что ощущение стало бы привычным, и следовательно, неразличимым. Так привыкание влияет даже на физические ощущения. Поэтому я всегда спрашиваю себя: «Как этому парню удается поверить, что все это время он находился в депрессии?» Вы можете вылечить людей от того, что у них есть- и открыть, что у них этого никогда не было. Шестнадцать лет депрессии могут оказаться только двадцатью пятью часами действительного пребывания в ней. Но если вы принимаете утверждение этого человека за чистую монету, вы соглашаетесь с пресуппозицией, что он столь долго находился в одном и том же состоянии сознания И если в качестве цели, к которой вы собираетесь стремиться, вы принимаете «сделать его счастливым», то будете постоянно пытаться перевести его в другое состояние сознания. Вы действительно можете суметь заставить его поверить, что он постоянно счастлив. Вы можете научить его перекодировать все прошлое в счастье. Неважно, сколь он жалок в данный момент; он всегда будет благодарен за то, что постоянно счастлив. День ото дня у него не будет никакого прогресса только когда он смотрит в прошлое. Вы просто дали ему новую иллюзию вместо той с которой он вошел. Многие люди находятся в депрессии, потому что у них есть на то хорошая причина. Множество людей живут скучной, бессмысленной жизнью, и они несчастны. Беседа с терапевтом этого не изменит, если только в результате ее человек не станет жить по-другому Если кто-то потратит 75 долларов на свидание с психиатром, вместо того, чтобы потратить их на вечеринку- это не психическое заболевание, это глупость! Если вы ничего не делаете конечно, вы будете скучать и впадать в депрессию. Крайний вариант этого- кататония» Как бы то ни было, природный оптимизм берет верх, и Ричард с очаровательной откровенностью признается, что не смог найти никого столь же сдвинутого, сколь он сам, в связи с чем решил, что люди не должны быть на самом деле дисгармоничны «С тех пор я заметил, что люди превосходно устроены. Мне или им может не нравиться то, что они делают, но они способны повторять это систематически, снова и снова. Они не дисгармоничны; они просто делают нечто отличное от того, чего нам или им хочется.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |