Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключи доступа репрезентативная система




Ключи доступа: движения глаз

Доступом называется процесс получения внутренней информации- картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

КЛЮЧАМИ ДОСТУПА называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию. Ключи доступа- это и есть движения глаз. Авторы НЛП считают, что ключи доступа дают наиболее значимую информацию в невербальной коммуникации. В процессе изучения человеческого поведения они выяснили, что «сканирующие» паттерны глазодвигательных реакций определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

Необходимая вам информация о репрезентативных системах человека может быть получена множеством различных способов, и наблюдение за движениями глаз, по словам авторов,- самый легкий. «Перед тем как зайти к вам в кабинет, человек планирует то, что он будет делать. Он визуализирует, повторяет про себя то, что собирается сказать, сосредотачивается на чувствах, которые он вам опишет. Делая это, он проникает внутрь себя, производя соответствующие жесты, о которых каждый из нас подсознательно знает, но которые за всю историю психологии еще никто внятно не описал.» Начало внятному описанию положил тот же Милтон Эриксон. Наблюдательные ребята Ричард и Джон отлично «схватили ситуацию», как у них любят выражаться, и что из этого вышло, мы сейчас вам изложим- вначале без комментариев.

Итак, перечисляем ключи доступа, которые вы можете зрительно различить (для людей с типичной церебральной организацией, попросту говоря, «правшей»):

Движение глаз вверх налево Эйдетический образ Виз.

Расфокусировка глаз Образ Виз.

Движение глаз вверх направо Конструируемый образ Виз.

Глаза вниз налево Внутреннее слушание Ауд.

"Телефонная позиция" Внутреннее слушание Ауд.

Глаза на среднем уровне, налево или направо Внутреннее слушание Ауд.

Глаза вниз направо Кинестетика Кин.

 

Естественно, направление взгляда указано с точки зрения наблюдаемого вами субъекта. То есть, «налево»- значит, в сторону ЕГО левой руки, а не вашей! Ну и, соответственно, направо. Верх и низ вы вряд ли спутаете.

Таким образом, когда вы улавливаете одну из указанных глазодвигательных реакций, можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе. Мало того. Направление взгляда может указать вам, вспоминает ли он нечто хранящееся в его памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в прошлом, либо конструирует нечто новое для него.

Рассмотрите, пожалуйста, это «солнышко». Это схема визуальной оценки глазодвигательных реакций для праворуких. (См. рис. 1)

1. Визуальные образы (глаза расфокусированы, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен) могут быть эйдетическими или конструируемыми.

2. Визуальные сконструированные образы.

3. Визуальные эйдетические образы (воспоминания).

4. Аудиальные сконструированные образы.

5. Аудиальные образы-воспоминания.

6. «Телефонная позиция» (внутренний диалог).

7. Аудиальные образы (часто внутренний диалог).

8. Кинестетика и обонятельно-вкусовые ощущения.

Если вышеизложенное для вас новость, не исключено, что она вам покажется бредом. В таких случаях человек либо откладывает все это на неопределенное время, либо продолжает из соображений «а чего там дальше будет?» Еще один вариант, очень нам симпатичный- взять и проверить самому любопытные заявления психологов. Когда они срабатывают, это гораздо полезнее, чем любые рассуждения по поводу. Чем, в частности, замечательны НЛП-истские штуки: в отличие от иных психологических положений, они проверяемы без особых затруднений. И потом, со многими теориями дело обстоит так: сначала их строят (открывают, изобретают), после чего ищут и находят им практическое подтверждение (или не находят). Тем, кому приходилось писать разного рода дипломные работы и пр., знакома эта последовательность. Теории же НЛП вырастают из практики и сами являются практикой. Впрочем, об этом мы уже говорили.

Паттерны глазодвигательных реакций тоже взяты не с потолка и имеют вполне разумные нейрофизиологические обоснования. "Вспомните, например,- говорит Милтон Эриксон,- как часто вы задавали кому-то вопрос, и он останавливался, говоря: «Ну, давайте посмотрим», и вместе с этой вербализацией совершал движение глазами вверх и налево. Это движение стимулирует (у правшей) эйдетические образы, расположенные в недоминирующем полушарии. Нейронные пути, идущие от левой стороны обоих глаз (левых визуальных полей), представлены в правом полушарии мозга (недоминирующем). Движение глаз вверх и налево- обычный способ, которьй люди ислользуют, чтобы стимулировать это полушарие как метод доступа к визуальной памяти. Движение глаз вверх направо, наоборот, стимулирует левое полушарие мозга и дает конструктивные образы, то есть визуальную репрезентацию вещей, которых человек раньше не видел»

И так далее. Все сказанное справедливо для большинства людей. Убедиться в этом можно с помощью простых вопросов. Обзаведитесь испытуемым или наблюдателем (лучше всего будет меняться ролями), и пусть один задаст другому несколько вопросов, внимательно отслеживая движения глаз. Поскольку пока это только проверка, пусть вопросы будут четко адресованы какой-либо системе: визуальной, аудиальпой, кинестетической. Это может быть все что угодно. Желая вызвать образ-воспоминание (эйдетический образ), спросите, например: «Какого цвета было небо вчера вечером?» «Где именно в твоей комнате стоит письменный стол?» Если в помещении нет зеркала, то ваш партнер никогда не видел себя сидящим в вашем кресле, и он должен будет сконструировать этот образ, чтобы ответить на вопрос: «Ты знаешь, как ты сейчас выглядишь?» Примеры аудиальных вопросов: «Вспомни ту песенку, которая тебе так понравилась», «Как звучал бы твой голос, если бы ты говорил шесть часов подряд?»

Кинестетические: «Что ты чувствуешь, когда ныряешь в море?» «Как ты ощущаешь, что уже не голоден?» Вероятно, вы придумаете кучу других вопросов и получите столько же невербальных реакций.

Но мы должны отметить здесь два важных момента. Во-первых, бывают ситуации, когда речь идет об эйдетических образах, а «правша» смотрит вверх направо. У частница семинара, вспоминая дом, в котором жила ребенком, смотрела направо вверх. Она при этом видела гостиную, которая, как прокомментировал ведущий, «была подвешена в пространстве». Женщина видела ее как бы со стороны, а не изнутри. Это не было ничем таким, что она видела непосредственно. Это был «искусственно извлеченный из памяти кусок картины»

Когда вы задаете человеку визуально-эйдетические вопросы, а он смотрит направо вверх, из этого нельзя сделать вывод, что он левша или что его глазные сигналы инвертированы. Единственный вывод- что он посмотрел направо вверх. А если вы хотите исследовать это, у вас есть варианты. Один- возможно, человек КОНСТРУИРУЕТ картины прошлого, как в нашем примере. Тогда образы не будут иметь цвета деталей, контекстуальных признаков или зрительного фона- всего, что есть у настоящего эйдетического образа. Это важное различие. Другой вариант- человек действительно левша, то есть обладает инвертированной церебральной организацией, и все его глазодвигательные реакции зеркально отражают наше «солнышко».

Существуют еще такие занятные люди как амбидексторы, или «равнорукие». У них не наблюдается четкого доминирования одного из полушарий. Закономерности, о которых мы здесь говорим, проявляются у них довольно своеобразно. Например, у некоторых амбидексторов инвертированы визуальные сигналы, но не аудиальные и кинестетические; или наоборот.

Общеизвестен факт, что среди амбидексторов и леворуких часто встречаются люди необычные, одаренные, талантливые. Нам кажется несколько спорным установление такой зависимости, НЛП-истам нет. Во всяком случае, они объясняют это вполне логично: «Человек с иной мозговой организацией, чем у большинства популяции, автоматически будет демонстрировать поведение, новое и необычное для остальной части ее. Поскольку у него иная мозговая организация, у него есть естественные способности, которыми «нормально организованный» правша изначально не обладает» Они вполне резонно замечают, что не станут, допустим, переучивать такого ребенка или пытаться изменить- зачем? Не имеет смысла разрушать те выборы, что уже существуют. Можно только добавить новые. И в этом «состоит вся функция моделирования. Мы уважаем ваши выборы и возможности.

Вы можете встретить людей с самой необычной церебральной организацией. Но в любом случае она будет носить систематический характер. Не поддавайтесь растерянности, даже если ваш клиент нахально отметает усвоенные вами закономерности (он-то, в отличие от вас, не обязан о них знать) и смотрит, например, прямо вверх в связи с кинестетическими ощущениями, и прямо вниз, созерцая внутренние картины. Все равно в его реакциях будет постоянство и система. Ваше дело- ее обнаружить. Может статься и так, что он просто морочит вам голову. Уяснив это, отправьте его развлекаться куда-нибудь еще если, конечно, у вас нет настроения. Как бесхитростно формулируют Ричард и Джон, «важно, чтобы в вашем сенсорном опыте отразилось, кто что делает.»

«Мы предлагаем вам обобщения,- любезно предупреждают они, а любое обобщение в определенном конкретном случае может оказаться неверным. Обобщение- это только трюк (как, впрочем, и многое из того, что мы делаем), используемый, чтобы привлечь внимание к определенному аспекту вашего сенсорного опыта, который вы обучились нe замечать, пребывая в рамках культуральных стереотипов, в силу чего не могли эффективно реагировать на столь очевидную информацию.» Изменив свое отношение, вы приобретаете новый источник информации о подсознательных процессах другого.

Недостаток внимания к ключам доступа часто вызывает недоразумения. Часто ли вам приходилось слышать жалобы типа: «Мой сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ему что-то говорю, а он просто притворяется, что не слышал меня.» В данном случае недовольная мать была занята собственными внутренними образами и стремлением получить аудиальный ответ, а того, что происходит «снаружи», мягко говоря, не замечала. А именно, тех моментов, когда сын мог сознательно воспринимать и воспринимал информацию, но визуально, на что указывали движения его глаз, и визуальную же реакцию давал в первую очередь. Но ей нужно было не это, и она ничего не замечала, продолжая говорить. Вы понимаете, раздражение нарастает, и какой уж тут контакт. Лесли Кэмерон приводит множество аналогичных примеров в супружеских парах. Между прочим, она и ее коллеги постоянно говорят о психотерапии пар, но редко упоминают о проблемах структуры «дети- родители». Для нас это остается актуальным. Если говорить о том, что называется неопределенным словом «менталитет», то в каком-то смысле наше общество «старше», допустим, американского, хотя бы потому, что наш опыт отрицательных переживаний больше и насыщеннее. С другой стороны, во многом мы еще подростки. Сколько раз вам приходилось встречать биологически зрелых особей (и пар особей), до сих пор находящихся со своими родителями либо в отношениях зависимости, либо затяжного конфликта, «холодной войны»,- короче, в каких-то тяжелых отношениях, которые никого особенно не радуют. Согласитесь, что это ненормально.

Кстати, возможно, вы пока тоже занимаете позицию, в которой родителям (или еще кому-то старшему по рангу) удобно вас «доставать». Есть один бытовой совет, люди обожают давать его друг другу- «не реагируй», «меньше реагируй». Тут не поспоришь- если не считать того, что пока вы живы или не стали безупречным воином типа дона Хуана, не реагировать вы не сможете. Подойдите немного иначе- не давайте ожидаемых реакций. В ответ на бурный возмущенный монолог от вас ждут повышения голоса? Говорите мягко и тихо. Лучше вообще молчать, насколько хватает терпения, но поначалу это трудно. Обычно вы начинаете размахивать руками? Примите свободную расслабленную позу. И так далее. Упаси Бог делать то, чего от вас ожидают, иначе вы снова попадете в эту утомительную ловушку и будете автоматически наращивать круги, пока атакующая сторона не останется удовлетворенной. А так у вас будет по крайней мере два выбора вместо одного. Не забудьте только во время вспомнить, что этот выбору вас есть. Еще вариант. Ваш «маленький тиранчик» знает, что вы всегда реагируете аудиально? Отвечайте ему визуально. Он ничего не заметит, поскольку привык к другому типу, и решит, что вы не реагируете вообще, после чего впадает в кратковременное бешенство. Или «быстро жухнет и падает в сугроб», как тонко заметил на этот раз не Бендлер, а М.Жванецкий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.