КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Небольшое отступление: категории Сэйтир
Часть 4. Часть 3. Часть 2. Часть 1. К предложению № 1. Упражнения В порядке оказания себе помощи при настройке ушей на сенсорно специфические слова: а) рассмотрите следующие предложения; б) выделите в них эти слова; в) определите, к какой из систем репрезентации они относятся. Не забывайте, что некоторые предложения включают описания более чем одного опыта или его части. 1. Неудивительно, что некоторые люди ощущают неловкость, сталкиваясь с таким напористым человеком. 2. Люди, которых ты видел, показали себя не такими холодными, как ты. 3. Я бы заметил в своем образе хоть что-нибудь хорошее, если бы смог. 4. Я понимаю, что вы говорите, но это звучит странно. 5. Женщина, которая всегда хорошо выглядит, конечно, радует глаз. 6. Каждый раз, когда я пытаюсь вбить это ей в голову, она просто продолжает молоть ерунду. 7. Мне эти слова точно кто-то на ухо шепнул, и я произнесла их вслух. 8. Знаете, иногда он действительно пытается сфокусироваться на том, что мы хотим прояснить ему. Но почему-то он сразу становится резким и обрывает нас. 9. Ее голос стал мягче, и я расслабился. 10. Я делаю все, чтобы вы ярко представили себе наши общие возможности. Но очевидно, большинство присутствующих не хочет сотрудничать, и я не стану ни на кого оказывать давление. 1. Ощущают, неловкость, сталкиваясь, напористый, РС: кинестетическая. 2. Видишь, показали. РС: визуальная. Холодный.РС: кинестетическая. 3. Заметил, образе. РС: визуальная. 4. Говорите, звучит. РС: аудшльная. 5. Выглядит, глаз. РС: визуальная. 6. Вбить, молоть. РС: кинестетическая. 7. Слова, ухо, шепнул, произнесла, вслух. РС: аудиальная. 8. Сфокусироваться, прояснить. РС: визуальная. Резким, обрывает. РС: кинестетическая. 9. Голос. РС: аудиальная. Мягче, расслабился.РС: кинестетическая. 10. Ярко, представили, очевидно. РС: визуальная. Давление. РС: кинестетическая. № 2. Наблюдения за движениями глаз: — воспроизведите наше «солнышко» на отдельном рисунке и сопроводите его указанными здесь либо какими-нибудь другими подходящими словами. — участник 1 держит рисунок перед собой так, чтобы его хорошо видел участник 2. — участник 1 фиксирует взгляд в одном из шести указанных положений. — участник 2 просто читает вслух слова, описывающие данное положение глаз. Когда участник 2 чувствует, что справляется с этой задачей, он может начать делать упражнение, не заглядывая в схему. — обмен ролями. №3. Подберите себе незнакомого или малознакомого партнера. Один из вас задает вопросы. Лучше их группировать. Старайтесь придумывать свои вопросы. 1. Начните с эйдетических вопросов. Примеры: Какого цвета пол в вашей квартире? Какой формы зеркало в вашей прихожей? И т. д. 2. Перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда не видел или представлял себе иначе. Примеры: Как выглядел бы ваш дом с высоты птичьего полета? Как вы будете выглядеть с длинными рыжими волосами? 3. Перейдите к аудиальным вопросам. Примеры: Какую музыку вы чаще слушаете? Как будет звучать мой голос, если он будет на октаву ниже? Можете ли вы сказать себе то, что обычно себе говорите? 4. Задайте несколько кинестетических вопросов. Как вы чувствуете себя в горячей ванне? Что человек чувствует, когда бежит? Что вы ощущаете в переполненном, душном автобусе? Почувствуйте тяжелый, теплый, гладкий камешек в руке (бросаться им в партнера не обязательно!) 5. Поменяйтесь ролями. Комментарий: это упражнение на различение глазодвигательных реакций. Ваша задача: установить связь между задаваемыми вопросами и заложенной в них информацией- и непосредственными вашими наблюдениями, невербальными ответами собеседника. Избегайте ошибок типа «представьте себе, как вы поете» и т.д. «Представить»- визуальный глагол. Четко формулируйте вопросы, не путайтесь в системах. Не задавайте таких вопросов: «Помните ли вы, что вы чувствовали...» и т.д. Вы будете получать спутанные ответы, поскольку процесс будет двухступенчатым. Следуя вашей инструкции, человек сначала вспомнит (в любой из трех систем), а затем ощутит. Если ответы партнера, вербальные и невербальные, вам неясны, спросите, что он делал, отвечая на вопрос. Если он не знает, попросите угадать, предположить. Не получая выраженных реакций, усложните вопросы. № 4. Различение сенсорного опыта и галлюцинаций. Найдите двух (можно одного) партнеров. Обозначьтесь А, Б и В Задача А- фиксирование. Задача Б- попрактиковаться в переживании различных видов состояний. В- просто наблюдатель. — Б выбирает, ничего не говоря вслух, три различных интенсивных переживания из любой области своего прошлого опыта, и нумерует их 1,2,3. Б берет А за руки и говорит «первое». Затем погружается внутрь и переживает это состояние, стараясь оживить его полностью. То же нужно проделать со вторым и третьим. Когда ощущения удается сделать особенно интенсивными, Б сжимает руки А, давая тактильный сигнал, что он испытывает переживание. А просто наблюдает изменения, происходящие с Б. Процесс повторяется с той разницей, что А не только наблюдает за изменениями, но и описывает их вслух. Задача В (если он присутствует)- следить за тем, чтобы все предлагаемые А описания были сенсорно-обоснованными. Как вы уже знаете, «счастливый» и «обеспокоенный», например,- это не сенсорно-обоснованные описания, а суждения. Б входит в одно из тех же трех состояний, не называя номер. Когда переживание закончено, А должен сказать, какое это было переживание: 1, 2 или 3. Б продолжает проживать эти три состояния в любом порядке, отличном от первоначального, до тех пор, пока А не сможет точно определять, какое состояние в какой момент испытывается. Это способ обучить ваши чувства остроте. На этот раз Б снова входит в любое из трех состояний; А галлюцинирует, стараясь угадать, столь конкретно, сколь может, каково содержание этого переживания. И вы можете угадать очень точно! Это необходимо для того, чтобы четко провести различие между сенсорно-обоснованным опытом и галлюцинациями. Неважно, хорошо у вас получилось или нет. В обоих случаях вы получили важную информацию о том, что вы в состоянии воспринять и имеют ли ваши галлюцинации какое-то отношение к тому, что вы воспринимаете. Смысл вашей коммуникации в реакции, которую вы получаете. Если вы в состоянии заметить, что не получаете желаемого, измените свое поведение. Но чтобы это заметить, вы должны ясно отличать то, что получаете извне, от того, каким сложным образом, примешивая сюда свое собственное внутреннее состояние, вы интерпретируете этот материал на подсознательном уровне. Упражнение, которое вы только что проделали, было ограничено одним сенсорным каналом. Это был способ облегчить выполнение задания, в котором вы очищаете свой зрительный входной канал. Держась за руки, вы получаете какую-то кинестетическую информацию. Вы также можете распространить это упражнение на две другие системы. Если вы хотите сделать это аудиально, то А закроет глаза. После этого Б опишет свое переживание без слов, пользуясь только звуками. Дабы расширить ваши возможности в плане получения информации о людях, с которыми вы общаетесь, мы сочли уместным отвлечься от репрезентативных систем и ключей доступа и кратко ознакомить вас с еще одним полезным и работающим различением, также соединяющим вербальный и невербальный аспекты. Оно принадлежит Вирджинии Сэйтир. В межличностной коммуникации всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Стиль- это способ, при помощи которого передается содержание. Он оказывает очевидное влияние на интерпретации слушателя. Вот несколько вариантов простейшей просьбы: а) «Убери от меня эту штуку!..» Глаза широко раскрыты, голос дрожит, характерные «умоляющие» жесты руками. б) «Убери от меня эту штуку!» Мышцы лица напряжены, брови нахмурены, голос громкий, рука энергично указывает на «эту штуку». в) «Убери от меня эту штуку...» Лицо расслаблено, голос монотонный, возможен слабый указательный жест пальцем через плечо, поскольку предмет высказывания вообще где-то за спиной. Естественно, каждый вариант будет воспринят и назван вами по-разному независимо от стойкого содержания фразы. Люди постоянно пользуются разными стилями коммуникации, характерными для них. Существует несколько стилей, достаточно устойчивых и глубоко присущих человеческой коммуникации вообще. Их можно формализовать в виде паттернов коммуникации. Такое описание на основе практических наблюдений произведено Вирджинией Сэйтир. Судите сами, насколько оно убедительно. Но ни в коем случае не забывайте: это не очередная классификация человеческих типов, как «флегматик- холерик» и т.п. Это описание стилей в чистом виде. Люди варьируют их в своей личной последовательности. Вот эти категории. 1. Плакатор: согласие. Текст либо подтекст внешнего содержания коммуникации: «Все что вы хотите сделать, правильно. Я здесь только затем, чтобы предупреждать ваши желания.» Опознавательные знаки речи: если бы только, просто, даже и др. Глаголы в сослагательном (условном) наклонении: «Если бы только она была счастлива, тогда и я бы мог быть счастлив.» Тело: демонстрирует беспомощность. Внутреннее содержание: «Я чувствую себя ничтожеством, без него я погибну, я никуда не гожусь.» Вы наверняка хоть раз видели «Служебный роман». Помните блестящую сцену, и на пятый раз просмотра вызывающую смех (собственно, как и весь фильм), когда наутро после пьяного выступления на вечеринке вконец исстрадавшийся от испуга и чувства всемирной вины Новосельцев пытается извиниться перед грозной начальницей? Вы можете легко вспомнить его осанку, согнутую спину, голову, втянутую в приподнятые плечи, напряженную шею, дрожь в голосе и бесконечные ошибки и запинки. Вот точный до гротеска портрет плакатора. Вы когда-нибудь бывали таким? Если нет, попытайтесь исполнить такую роль для эксперимента. Вскоре вас начнет тошнить от самого себя. Плакатирующий предпочитает заискивать, льстить, благодарить, извиняться. А сказать «Нет» для него сущее мучение. В момент плакатирования человек может искренне считать себя ничтожным, виновным в ошибках всего человечества, недостойным какого-либо внимания, а об уважении и говорить нечего. Голос у него жалобный и заметно высокий, поскольку в связи с вышеописанными физическими проявлениями ему недостает воздуха для свободного и полноценного дыхания. Кстати, о том же Новосельцеве: вы заметили, как быстро меняется стиль его поведения от плакатирования к уверенности и обратно? Это довольно характерно. 2. Блеймер: несогласие: Внешнее содержание: «Ты никогда ничего не делаешь как надо. А я считаю, что надо так!» Тело: «Я здесь самый главный.» Внутреннее содержание: «Я одинок и неудачлив.» Опознавательные знаки речи: обобщения, универсализации- следует, должен, все, каждый, любой, всякий раз- и т.п. Вопросы с отрицанием: «Неужели ты не можешь...» Императивные высказывания: «Прекрати! Вечно ты строишь из себя идиота!» Негативно окрашенная экспрессивная лексика. Блеймер- это диктатор, хозяин, обвинитель, критик, человек, который всюду ищет и находит ошибки, всех и вся опровергает, всячески демонстрирует свое превосходство. Многие руководители блеймируют на работе, а их подчиненные- у себя дома. Блеймер обожает ткнуть в вас указательным пальцем испросить что-нибудь вроде: «Почему ты никогда...?» Ответов он не слушает- они его не интересуют. Он самоутверждается. В нем все сжимается: мышцы, внутренние органы, отчего возрастает кровяное давление. У него громкий, грозный, часто пронзительный голос. Дышит он с трудом, он краснеет, у него раздуваются ноздри, он стучит по столу кулаком, он готов обручать все человечество поименно... Знакомая картина? Вообще-то он не чувствует, что сам чего-нибудь стоит; но если вы позволяете ему на вас потоптаться, он начинает думать, что все же чего-то стоит. 3. Компьютинг: суперразум. Внешнее содержание: «Я всех могу вычислить, но меня не вычислит никто». Тело: «Я спокоен, хладнокровен и собран.» Внутреннее содержание: «Я чувствую себя уязвимым.» Опознавательные знаки речи: безличные либо неопределенно-личные предложения, снятие субъекта. Вместо «я понимаю»- «как можно понять...», вместо «я смущен»- «это смущает». Частые местоимения: некто, нечто, он, оно и пр. Номинализации: вместо «напрягать», «надеюсь»- «напряжение», «есть надежда». Он кажется весьма корректным и разумным. Он холоден и сух, как настоящий компьютер. У него невыразительный, ровный голос, речь насыщена абстракциями. Вообще он любит длинные и «умные» слова, даже если сам не вполне их понимает. Поначалу это производит впечатление, но быстро начинает утомлять. Его движения обычно неловки и скованны, поскольку он считает, что все вокруг должен воспринимать равнодушно, в силу чего лицо, руки и т.д. по возможности лишаются признаков жизни. Его мозг постоянно отягощен самоконтролем и подбором правильных слов. К сожалению, многим людям такой стиль представляется идеальным: «Думай, что говоришь, не показывай своих чувств.» 4. Дистрактер: рассеянность. Внешнее содержание: «Я часто ухожу в себя, я необычен, я вообще не особенно обращаю на вас внимание» Тело: витает в облаках. Внутреннее содержание: «Никому нет до меня дела, нигде нет для меня места.» Опознавательные признаки речи: частое и быстрое использование признаков всех остальных категорий, пренебрежение к содержанию. На вопрос терапевта: «И как вы себя чувствуете после того, как она бросила вас?»- может последовать ответ: «А вы знаете, что у меня новая машина?» Он редко отвечает по существу. Как замечает Вирджиния, чтобы ни говорил и ни делал дистрактер, это не имеет отношения к тому, что говорит или делает кто-нибудь другой. Ему трудно сосредоточиться, да он и не особенно стремится. Его голос может повышаться и понижаться безо всякой причины, и такой же бессистемной подвижностью отличаются плечи, руки, ноги,- именно потому, что он слишком занят ими. Общаясь с дистрактером, берегите пуговицы, шнурки, змейки: не исключено, что открутит, развяжет, сломает. Похоже, что он движется одновременно в нескольких разных направлениях. Иногда в потоке своей речи он останавливается и спрашивает: «Подожди-ка, о чем я говорил?»- и вид у него такой, словно он только что проснулся. Дистрактера сопровождают ощущения одиночества и бессмысленности, от которых он пытается отмахнуться на свой лад- не очень удачно. В качестве упражнения рекомендуем войти в физические паттерны каждой категории и немного в них побыть. Вирджиния Сэйтир утверждает пятый стиль- левелинг (другое название- флюидинг, что означает «текучесть»). В нем все части сообщения гармоничны. Голос соответствует словам, слова- интонации, выражению лица, положению тела. Взаимоотношения протекают свободно, легко, искренне; человеческое достоинство не подвергается таким испытаниям, как в первых четырех случаях, поскольку не существует надобности поносить кого-либо, превращаться в компьютер или вечный двигатель. Вы можете пользоваться всем, что вам в данный момент нужно,- лишь бы вы знали, что делаете, и отвечали за это. Но только левелинг позволяет улаживать ссоры, преодолевать тупики, «наводить мосты» между людьми. Знание категорий Сэйтир весьма полезно не только в плане расширения вашего опыта вообще; оно прекрасно работает- что важнее всего- как один из возможных инструментов в создании изменения, в конструировании терапевтических метафор. Глава 3.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |