Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с клиентом




Упражнения

№ 1. Диссоциация сознания и бессознательного. Цель этого упражнения- научиться строить сложные предложения, оказывающие на клиента определенное влияние. Помните, что в этом упражнении вы не вызываете у партнера транс, а просто тренируетесь в построении предложений.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ. Выберите одно предложение из левой части таблицы и присоедините к нему любое предложение из правой ее части. Придумывайте собственные предложения.

1. Используя таблицу, партнер дает установку на диссоциацию сознания и бессознательного.

2. Партнер 2 также использует таблицу, дает установку на диссоциацию сознания и бессознательного.

3. Продолжайте меняться. Учтите возможность использования синонимов слов «сознание» и «бессознательное»: «на переднем плане сознания»- «на заднем плане сознания», «в центре внимания»- «на периферии внимания».

Ваше сознание   Ваше подсознание
1. Прислушивается к тому, что я говорю и 1. Может начать вызывать транс нужной глубины
2. Возможно, хочет узнать, что произойдет дальше в то время как 2. Может начать вспоминать те события, которые для как вас наиболее важны
3. Может быть сосредоточено на той или иной мысли... по мере того как 3. Может начать свое путешествие в мир особенньк, отличающихся от обычных переживаний.
4. Может сомневаться в том, возникнет ли состояние   4. Научилось многому, и вы можете впоследствии это использовать
5. Может отдавать себе отчет в том, какие ощущения вы сейчас испытываете... но 5. Может иметь свои собственные представления о том, что вы хотите
6. Озабочено тем, чтобы все сделать правильно...   6. Может создать образы, которые покажутся вам удивительными
7. Может отдавать себе отчет в том, что происходит «здесь и сейчас»   7. Открывается более глубоким знаниям и мудрости...
8. Занято некоторой мыслью...   8. Входит в еще более глубокий транс
9. Стремится проникнуть в смысл того, что я сейчас говорю...   9. Начинает понимать что-то очень для вас важное...

 

№2. Присоединение к интуиции

В работе вы часто будете использовать рассказы, созданные для того, чтобы достичь нужного вам результата. Но пусть у вас останется желание во время самого сеанса гипноза сохранять открытость по отношению к образам и впечатлениям, поступающим из бессознательного... Ваше бессознательное присоединяется к бессознательному другого человека, создавая идеи и представления, которые могут расширить систему гипнотической коммуникации весьма значительно. Упражнение даст вам возможность пережить этот процесс.

1. Наведение транса. Партнер 2 (гипнотизер) вводит себя в легкий транс. Затем он садится позади партнера 1, находясь примерно в десяти сантиметрах от него, и ждет, когда партнер 1 войдет в транс.

2. Углубление транса. Партнер 2 рассказывает историю о том, как кто-то спускается по лестнице все ниже и ниже, или все глубже и глубже входит в туман, опустившийся на берег реки, или открывает дверь... и т.д., чтобы углубить транс и помочь клиенту войти в новый особый мир.

3. Поиски мудрого человека. Партнер 2 предлагает партнеру 1 исследовать этот новый мир в поисках мудрого человека, который может ему помочь найти ответ на один важный вопрос. Сделайте внушение, что существуют разные типы мудрых людей, среди которых он может выбирать. Дайте партнеру 1 инструкцию- поднять палец или кивнуть, когда он встретит мудрого человека и убедится, что это тот человек, который ему нужен, и почувствует себя с ним спокойно.

4. Вопрос. Предложите партнеру 1 как можно интенсивнее сосредоточиться на одном важном для него вопросе. После того, как он сосредоточится, пусть снова поднимет палец или кивнет головой Вопрос произносить вслух не надо.

5. Ответ. Партнер 2 (гипнотизер) достигает состояния глубокого внутреннего сосредоточения и начинает ощущать себя воссоединенным со всеми мудрыми мужчинами и женщинами прошлого. Затем он ждет и смотрит, что появится из бессознательного. Это может быть воспоминание, образ, история, строфа стихотворения или что-либо иное Получив сообщение, партнер 2 рассказывает о нем партнеру 1.

6. Урок, который следует извлечь. Закончите упражнение, предложив партнеру 1 глубоко задуматься над следующим вопросом: « Что вы узнали, получив этот ответ?» Сделайте также внушение о том, что этот ответ появится в его сновидениях или в мыслях наяву.

7. Переориентация. Поменяйтесь ролями.

На каждый сеанс отводится 20 минут.


Заключение???

«Лучший способ заставить людей измениться- определить, как они мотивируют себя сами, и использовать это... Это гораздо смешнее и эффективнее- и свободы в этом тоже гораздо больше».

Р.Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменения».

Завершая тему, скажем еще несколько слов. Помните о трех распространенных болезнях, которые так желают излечить НЛП-исты, а также просто умные и талантливые психотерапевты (в их числе и небезызвестный дон Хуан Матус)? Это серьезность («мертвецкая серьезность»), уверенность (та уверенность, что мешает вам думать, видеть и развиваться) и важность, особенно собственная важность. О них, в основном, и шла речь в этой книге.

Однако серьезность и уверенность в их лучшем, т.е. продуктивном виде, прекрасны и необходимы вам, тем более, когда к ним присоединяется осторожность. А теперь добавьте сюда еще один ингредиент- компетентность. «Я давно говорю о том,- замечает Ричард Бэндлер,- как много людей просят терапевта об уверенности и как мало- о компетентности». Поверьте, многие люди приходят к психотерапевту с проблемой недостатка уверенности, и довольно часто в итоге это оказывается связанным с их некомпетентностью в той или иной области. Допустим, вы примените соответствующую технику, чтобы дать клиенту почувствовать эту искомую уверенность. Она в действительности позволит ему если не с энтузиазмом, то по крайней мере, спокойно, без сомнений, осуществлять ту деятельность, на которую у него раньше духу не хватало. (Мы не говорим здесь о терапии сексуальных дисфункций. Если, к примеру, человек крайне застенчив и неуверен в себе до такой степени, что не в состоянии поддержать нейтральную беседу или завязать знакомство, к чему искренне стремится,- тут дело обычно не в компетентности. Ему как раз нужна эта самая уверенность, и вы помогаете создать ее.) В данном же случае вы создаете сверх-уверенность. Человека можно изменить, и он поверит в свою непревзойденность в каком-либо деле, в то время как он вообще не может делать это по-настоящему хорошо. Взгляните: некомпетентность осталась на месте; ваш клиент, к своему вящему удовольствию, попросту не замечает ее более. Таких людей немало, и они бывают.

 

 

В его ПС имеется очень осторожное «пожалуй» и квантор общности «ничего».

(86) В: ПОЖАЛУЙ?

Усилия психотерапевта направлены на то, чтобы пациент высказался более определенно.

(87) Р: Я полагаю, Я мог бы. Пациент допускает такую возможность

(88) В: Ральф, а вы допускаете возможность, что могли бы и Дженит сказать о том, какие чувства вы испытываете к ней?

Психотерапевт снова сдвигает референтный индекс:

Мать пациента- Дженит

И подталкивает пациента к тому, чтобы тот взял на себя обязательства изменить процесс коммуникации таким образом, чтобы отношения между ними (с Дженит) стали более открытыми и не требовали бы «чтения мыслей»

(89) Р: Это немножко страшно.

Пациент колеблется. В его ПС имеется:

(а) сменный аргумент без референтного индекса «это», (6) опущение сменного аргумента, связанного со словом «страшно» (страшно кому?),

(90) В: Что именно страшно?

Психотерапевт просит сообщить референтный индекс.

(91) Р: Страшно просто подойти и сказать ей.

Тем самым он сообщает отсутствующий индекс и выражает свое сомнение относительно обстоятельства, связанного со способом коммуникации, показанным ему психотерапевтом.

(92) В: Что останавливает вас?

Применяется техника опроса по поводу генерализации о результате действий пациента, которые кажутся ему страшными.

(93) Р: Ничего, вот это-то и страшно (смеется).

Тем самым он признает, что у него имеется выбор. Здесь психотерапевт начинает применять технику, не связанную с мета-моделью, и заключает с Ральфом договор, что тот непременно начнет действовать, учитывая новые возможности, открывшиеся перед ним.


Заключение

«Лучший способ заставить людей измениться определить, как они мотивируют себя сами, и использовать это... Это гораздо смешнее и эффективнее - и свободы в этом тоже гораздо больше». Р. Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменения».

Завершая тему, скажем еще несколько слов. Помните о трех распространенных болезнях, которые так желают излечить НЛП-исты, а также просто умные и талантливые психотерапевты (в их числе и небезызвестный дон Хуан Матус)? Это серьезность («мертвецкая серьезность»), уверенность (та уверенность, что мешает вам думать, видеть и развиваться) и важность, особенно собственная важность. О них, в основном, и шла речь в этой книге.

Однако серьезность и уверенность в их лучшем, т.е. продуктивном виде, прекрасны и необходимы вам, тем более, когда к ним присоединяется осторожность. А теперь добавьте сюда еще один ингредиент- компетентность. «Я давно говорю о том,- замечает Ричард Бэндлер,- как много людей просят терапевта об уверенности и как мало- о компетентности». Поверьте, многие люди приходят к психотерапевту с проблемой недостатка уверенности, и довольно часто в итоге это оказывается связанным с их некомпетентностью в той или иной области. Допустим, вы примените соответствующую технику, чтобы дать клиенту почувствовать эту искомую уверенность. Она в действительности позволит ему если не с энтузиазмом, то по крайней мере, спокойно, без сомнений, осуществлять ту деятельность, на которую у него раньше духу не хватало. (Мы не говорим здесь о терапии сексуальных дисфункций. Если, к примеру, человек крайне застенчив и неуверен в себе до такой степени, что не в состоянии поддержать нейтральную беседу или завязать знакомство, к чему искренне стремится,- тут дело обычно не в компетентности. Ему как раз нужна эта самая уверенность, и вы помогаете создать ее.) В данном же случае вы создаете сверхуверенность. Человека можно изменить, и он поверит в свою непревзойденность в каком-либо деле, в то время как он вообще не может делать это по-настоящему хорошо. Взгляните: некомпетентность осталась на месте; ваш клиент, к своему вящему удовольствию, попросту не замечает ее более Таких людей немало, и они бывают

опасны и для других, и для себя. Мы с вами можем это подтвердить и на основании своего собственного опыта, не правда ли?

При этом они могут замечательно, уверенно вести себя и убедить множество других доверять способностям, которых у них нет. Бэндлер говорит, что никогда не переставал изумляться тому, сколь многие поддаются этому чувству: если «эксперт» уверенно ведет себя, то он наверняка знает, что делает. «Сейчас вы должны быть осторожны. НЛП приобретает популярность, и множество неквалифицированных людей заявляют, что имеют по нему подготовку. Есть даже несколько человек, объявляющих себя «ведущими тренерами», хотя прошли только один учебный курс! Такого рода вещи происходят всегда, когда что-то эффективное обретает известность, так что будьте осторожнее: задайте несколько вопросов любому, кто заявляет, что обучен НЛП».

Кстати, существует одна вещь, с помощью которой лучше всего разобраться, как человек знает НЛП. Это не обладание набором техник- это отношение. Отношение, связанное с любопытством, со стремлением узнавать, быть способным к действию достойным и эффективным способом. «Изменить можно все. Это было сказано Вирджинией Сэйтир, когда я впервые увидел, как она ведет семинар, и это абсолютно верно. Любой физик это знает. Любое человеческое существо можно изменить с помощью 45-го калибра- это называется «котерапия мистера Смита и мистера Вессона». Полезно изменение или нет

— вот более интересный вопрос».

НЛП- прежде всего технология и, без преувеличений, очень мощная. Мы хотим, чтобы вы с большим вниманием отнеслись к тому, как и для чего вы ее используете или будете использовать. Представление о ценности тех или иных событий в вашей жизни со временем меняется. Вы можете обнаружить, что вещи, приносившие вам разочарование, замешательство, другие не слишком приятные чувства, или находившиеся на уровне развлечения- вдруг оказались сейчас наиболее полезными, обеспечили ресурс для вашей способности испытывать удовлетворение, удовольствие, радость и так далее. Эти переживания не исключают друг друга. Хорошо бы не забывать об этом, организуя и предлагая переживания другим.

Пожалуй, стоит привести пару очаровательных историй Бэндлера

— шуток в стиле от НЛП.

«Однажды я сел в самолет, чтобы лететь в Техас проводить семинар. Парень, сидевший рядом, читал книгу под названием «Структура магии». Я спросил: «Вы маг?»

«Нет, я психолог»

«Зачем это психолог читает книгу о магии?»

«Это не книга о магии, это серьезная книга о коммуникации»

«Тогда почему она называется «Структура магии»?»

Потом он три часа сидел и объяснял мне, о чем эта книга. То, что он говорил, не имело никакого отношения к тому, что я, как мне казалось, делал, когда писал ее. В лучшем случае отношение не достигало даже незначительной степени: он запутался во второй главе. Но пока он рассказывал мне о книге, я задавал ему вопросы типа «как именно» и «что именно».

«Ну, если вы посмотрите на это таким образом. Ну вот, вы берете, знаете, эту картину, и берете другую картину. (Он не знал, что большинство людей не видят постоянно двух картин.) И вы уменьшаете эту, а ту увеличиваете...»

Когда он начал описывать эти вещи, которые были для него само собой разумеющимися, я сидел и думал: «Ого! Это чудно. Тут может быть целый новый мир!»

Он сказал мне, что просто случилось так, что он направляется в Техас на семинар по НЛП. Когда на следующий день он увидел меня входящим в дверь, он был очень доволен, что я последовал его совету и решил прийти туда... пока я не поднялся на кафедру и не прикрепил микрофон! Чего он, наверное, никогда не поймет - того, что причина, по которой я попросту не сказал: «Эту книгу написал я», заключается в том, что я не хотел лишать себя возможности поучиться»

Изящно, правда? И самое занятное то, что автор, судя по всему не кокетничает. Он действительно использовал (вот прагматик!) для обогащения собственного опыта ситуацию, в которой большинство из нас, вероятно, поступило бы следующим образом: слегка надувшись от гордости, вы садитесь рядом с неизвестным читателем вашей книги и, минут десять прослушав его оживленные комментарии, говорите «Позвольте представиться...» После чего ваш собеседник должен, прямо по Ст.Лему, испытать «тяжелый приступ восторга с последующим обалдением»

Похоже, Ричард Бэндлер принадлежит к людям, которые обожают растянуть удовольствие и в состоянии дотерпеть до развязки, которая будет самой эффектной из возможных. Пожалуй, это вполне эстетический подход к жизни, что можно только приветствовать.

Вторая история подтверждает это и несколько напоминает первую но мы не откажем себе в удовольствии

«Когда бы я ни ехал проводить семинар, я всегда прибываю в гостиницу предыдущим вечером. Когда я приехал в Филадельфию, в той же гостинице остановилась куча «высококвалифицированных» нейролингвистичеcких программистов, и большинство из них никогда меня не видели. Когда я спустился в бар, один из них сказал приятелю: «Надеюсь, это не просто еще что-то про субмодальные дела, потому что это я уже знаю». Так что, конечно, я подошел и спросил: «Что это за чертовщина такая НЛП?» Этого я не упустил бы ни за что на свете

«Ну, это трудно объяснить».

«Вы же практикуете НЛП, верно? Вы хорошо его практикуете? Вы его понимаете?»

«О да, конечно».

«Ну, а я простой человек. Поскольку вы специалист, вы можете мне об этом рассказать? Давайте, я возьму вам еще стаканчик, а вы просто расскажете мне об этом».

В своих самых диких фантазиях он не мог представить, какое ощущение испытает в 9.30 следующего утра, когда я вышел на кафедру семинара.

Неважно, где вы находитесь и что делаете- навыки, техники и инструменты, которые вы приобретаете, служат основой.для того, чтобы развлекать себя, и для того, чтобы узнавать что-то новое. Тот человек, который летел со мной в Техас и объяснял мне, что такое НЛП, отличается от меня только одним. На следующее утро, когда он сел, поднял глаза, увидел меня и подумал: «О боже!»- он не понял, что я у него чему-то научился. Это единственное различие между мной и им. Я сделал это не затем, чтобы посмеяться над ним; я сделал это, чтобы научиться, потому что мне было любопытно. То была редкая и беспрецедентная возможность. И таково любое другое событие в вашей жизни.

Видите ли, всякий раз, когда вы думаете, что все понимаете- самое время обратиться внутрь и сказать: «Это надо мной смеются». Потому что именно в эти моменты определенности вы можете быть уверены, что усвоены бесполезные знания, а плодородная почва не исследована. Несомненно, всегда неузнанным остается гораздо большее, и это забавный элемент НЛП и его будущее».

Если вы затрудняетесь в определении того, к чему вы действительно стремитесь, возможно, вам поможет человек, хорошо, знакомый с НЛП. Несмотря на то, что многие читатели книг по НЛП сообщали, что они сами смогли добиться ценных изменений, отдель-

ным людям бывает легче добиться желаемого, если ими руководит кто-то другой. Такое руководство может осуществляться на семинаре или на индивидуальном занятии. У разных людей реакция может оказаться совершенно различной, поэтому истинное владение НЛП предполагает дифференцированный подход к работе с разными людьми. Специалист, овладевший НЛП, способен адаптировать любой метод для каждого человека.

Если вы считаете, что семинар или индивидуальное занятие окажутся вам полезными, мы предлагаем вам ознакомиться с небольшим руководством, которое поможет вам извлечь максимальную пользу из потраченного времени и денег. В настоящее время НЛП не имеет каких-то универсальных норм или строго установленных методов, при этом качество воздействия меняется от человека к человеку и от центра к центру. Мы хотим предложить вам несколько путей сбора необходимой информации, прежде чем вы решите обратиться за помощью.

1. Как много времени требуется вашему психотерапевту, чтобы собрать необходимую информацию о том, что произошло с вами в прошлом? Хотя подобная информация и может оказаться полезной, однако знание о том, какие трудности у вас были в прошлом, редко ведет к разрешению проблемы. Главное- это не определение трудностей, а то, как вы или другие люди решают подобные проблемы. Опытные психологи, практикующие НЛП, потратят гораздо больше времени на то, чтобы собрать информацию о ваших позитивных целях, ваших способностях и возможностях.

2. Движетесь ли вы к своей цели? Есть цели, которые достигаются в течение одного семинара, а есть такие, которые потребуют от вас некоторого времени. Даже если цель достаточно сложна, в течение первых двух или трех семинаров люди начинают чувствовать, что движутся в направлении достижения. Если этого не происходит, вам следует обратиться к другому психотерапевту.

3. Навешивает ли терапевт вам «ярлык», говоря вам, в чем ваша трудность, или же он тратит время на то, чтобы дать вам то, к чему вы стремитесь? «Ярлыки» диагнозов обычно не являются решением проблемы, они не указывают нам, в каком направлении следует идти, чтобы получить желаемое.

4. Проведите разграничение между ощущением понятости психотерапевтом и приобретением желаемых изменений в жизни. Психотера-

певт может быть прекрасным, душевным человеком, но у него не хватает умения дать вам то, к чему вы стремитесь Если вы общаетесь с прекрасным психотерапевтом, но не получаете желаемых изменений, мы советуем обратиться к другому специалисту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.