КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с клиентом
Упражнения № 1. Диссоциация сознания и бессознательного. Цель этого упражнения- научиться строить сложные предложения, оказывающие на клиента определенное влияние. Помните, что в этом упражнении вы не вызываете у партнера транс, а просто тренируетесь в построении предложений. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЛИЦЫ. Выберите одно предложение из левой части таблицы и присоедините к нему любое предложение из правой ее части. Придумывайте собственные предложения. 1. Используя таблицу, партнер дает установку на диссоциацию сознания и бессознательного. 2. Партнер 2 также использует таблицу, дает установку на диссоциацию сознания и бессознательного. 3. Продолжайте меняться. Учтите возможность использования синонимов слов «сознание» и «бессознательное»: «на переднем плане сознания»- «на заднем плане сознания», «в центре внимания»- «на периферии внимания».
№2. Присоединение к интуиции В работе вы часто будете использовать рассказы, созданные для того, чтобы достичь нужного вам результата. Но пусть у вас останется желание во время самого сеанса гипноза сохранять открытость по отношению к образам и впечатлениям, поступающим из бессознательного... Ваше бессознательное присоединяется к бессознательному другого человека, создавая идеи и представления, которые могут расширить систему гипнотической коммуникации весьма значительно. Упражнение даст вам возможность пережить этот процесс. 1. Наведение транса. Партнер 2 (гипнотизер) вводит себя в легкий транс. Затем он садится позади партнера 1, находясь примерно в десяти сантиметрах от него, и ждет, когда партнер 1 войдет в транс. 2. Углубление транса. Партнер 2 рассказывает историю о том, как кто-то спускается по лестнице все ниже и ниже, или все глубже и глубже входит в туман, опустившийся на берег реки, или открывает дверь... и т.д., чтобы углубить транс и помочь клиенту войти в новый особый мир. 3. Поиски мудрого человека. Партнер 2 предлагает партнеру 1 исследовать этот новый мир в поисках мудрого человека, который может ему помочь найти ответ на один важный вопрос. Сделайте внушение, что существуют разные типы мудрых людей, среди которых он может выбирать. Дайте партнеру 1 инструкцию- поднять палец или кивнуть, когда он встретит мудрого человека и убедится, что это тот человек, который ему нужен, и почувствует себя с ним спокойно. 4. Вопрос. Предложите партнеру 1 как можно интенсивнее сосредоточиться на одном важном для него вопросе. После того, как он сосредоточится, пусть снова поднимет палец или кивнет головой Вопрос произносить вслух не надо. 5. Ответ. Партнер 2 (гипнотизер) достигает состояния глубокого внутреннего сосредоточения и начинает ощущать себя воссоединенным со всеми мудрыми мужчинами и женщинами прошлого. Затем он ждет и смотрит, что появится из бессознательного. Это может быть воспоминание, образ, история, строфа стихотворения или что-либо иное Получив сообщение, партнер 2 рассказывает о нем партнеру 1. 6. Урок, который следует извлечь. Закончите упражнение, предложив партнеру 1 глубоко задуматься над следующим вопросом: « Что вы узнали, получив этот ответ?» Сделайте также внушение о том, что этот ответ появится в его сновидениях или в мыслях наяву. 7. Переориентация. Поменяйтесь ролями. На каждый сеанс отводится 20 минут. Заключение??? «Лучший способ заставить людей измениться- определить, как они мотивируют себя сами, и использовать это... Это гораздо смешнее и эффективнее- и свободы в этом тоже гораздо больше». Р.Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменения». Завершая тему, скажем еще несколько слов. Помните о трех распространенных болезнях, которые так желают излечить НЛП-исты, а также просто умные и талантливые психотерапевты (в их числе и небезызвестный дон Хуан Матус)? Это серьезность («мертвецкая серьезность»), уверенность (та уверенность, что мешает вам думать, видеть и развиваться) и важность, особенно собственная важность. О них, в основном, и шла речь в этой книге. Однако серьезность и уверенность в их лучшем, т.е. продуктивном виде, прекрасны и необходимы вам, тем более, когда к ним присоединяется осторожность. А теперь добавьте сюда еще один ингредиент- компетентность. «Я давно говорю о том,- замечает Ричард Бэндлер,- как много людей просят терапевта об уверенности и как мало- о компетентности». Поверьте, многие люди приходят к психотерапевту с проблемой недостатка уверенности, и довольно часто в итоге это оказывается связанным с их некомпетентностью в той или иной области. Допустим, вы примените соответствующую технику, чтобы дать клиенту почувствовать эту искомую уверенность. Она в действительности позволит ему если не с энтузиазмом, то по крайней мере, спокойно, без сомнений, осуществлять ту деятельность, на которую у него раньше духу не хватало. (Мы не говорим здесь о терапии сексуальных дисфункций. Если, к примеру, человек крайне застенчив и неуверен в себе до такой степени, что не в состоянии поддержать нейтральную беседу или завязать знакомство, к чему искренне стремится,- тут дело обычно не в компетентности. Ему как раз нужна эта самая уверенность, и вы помогаете создать ее.) В данном же случае вы создаете сверх-уверенность. Человека можно изменить, и он поверит в свою непревзойденность в каком-либо деле, в то время как он вообще не может делать это по-настоящему хорошо. Взгляните: некомпетентность осталась на месте; ваш клиент, к своему вящему удовольствию, попросту не замечает ее более. Таких людей немало, и они бывают.
В его ПС имеется очень осторожное «пожалуй» и квантор общности «ничего». (86) В: ПОЖАЛУЙ? Усилия психотерапевта направлены на то, чтобы пациент высказался более определенно. (87) Р: Я полагаю, Я мог бы. Пациент допускает такую возможность (88) В: Ральф, а вы допускаете возможность, что могли бы и Дженит сказать о том, какие чувства вы испытываете к ней? Психотерапевт снова сдвигает референтный индекс: Мать пациента- Дженит И подталкивает пациента к тому, чтобы тот взял на себя обязательства изменить процесс коммуникации таким образом, чтобы отношения между ними (с Дженит) стали более открытыми и не требовали бы «чтения мыслей» (89) Р: Это немножко страшно. Пациент колеблется. В его ПС имеется: (а) сменный аргумент без референтного индекса «это», (6) опущение сменного аргумента, связанного со словом «страшно» (страшно кому?), (90) В: Что именно страшно? Психотерапевт просит сообщить референтный индекс. (91) Р: Страшно просто подойти и сказать ей. Тем самым он сообщает отсутствующий индекс и выражает свое сомнение относительно обстоятельства, связанного со способом коммуникации, показанным ему психотерапевтом. (92) В: Что останавливает вас? Применяется техника опроса по поводу генерализации о результате действий пациента, которые кажутся ему страшными. (93) Р: Ничего, вот это-то и страшно (смеется). Тем самым он признает, что у него имеется выбор. Здесь психотерапевт начинает применять технику, не связанную с мета-моделью, и заключает с Ральфом договор, что тот непременно начнет действовать, учитывая новые возможности, открывшиеся перед ним. Заключение «Лучший способ заставить людей измениться определить, как они мотивируют себя сами, и использовать это... Это гораздо смешнее и эффективнее - и свободы в этом тоже гораздо больше». Р. Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменения». Завершая тему, скажем еще несколько слов. Помните о трех распространенных болезнях, которые так желают излечить НЛП-исты, а также просто умные и талантливые психотерапевты (в их числе и небезызвестный дон Хуан Матус)? Это серьезность («мертвецкая серьезность»), уверенность (та уверенность, что мешает вам думать, видеть и развиваться) и важность, особенно собственная важность. О них, в основном, и шла речь в этой книге. Однако серьезность и уверенность в их лучшем, т.е. продуктивном виде, прекрасны и необходимы вам, тем более, когда к ним присоединяется осторожность. А теперь добавьте сюда еще один ингредиент- компетентность. «Я давно говорю о том,- замечает Ричард Бэндлер,- как много людей просят терапевта об уверенности и как мало- о компетентности». Поверьте, многие люди приходят к психотерапевту с проблемой недостатка уверенности, и довольно часто в итоге это оказывается связанным с их некомпетентностью в той или иной области. Допустим, вы примените соответствующую технику, чтобы дать клиенту почувствовать эту искомую уверенность. Она в действительности позволит ему если не с энтузиазмом, то по крайней мере, спокойно, без сомнений, осуществлять ту деятельность, на которую у него раньше духу не хватало. (Мы не говорим здесь о терапии сексуальных дисфункций. Если, к примеру, человек крайне застенчив и неуверен в себе до такой степени, что не в состоянии поддержать нейтральную беседу или завязать знакомство, к чему искренне стремится,- тут дело обычно не в компетентности. Ему как раз нужна эта самая уверенность, и вы помогаете создать ее.) В данном же случае вы создаете сверхуверенность. Человека можно изменить, и он поверит в свою непревзойденность в каком-либо деле, в то время как он вообще не может делать это по-настоящему хорошо. Взгляните: некомпетентность осталась на месте; ваш клиент, к своему вящему удовольствию, попросту не замечает ее более Таких людей немало, и они бывают опасны и для других, и для себя. Мы с вами можем это подтвердить и на основании своего собственного опыта, не правда ли? При этом они могут замечательно, уверенно вести себя и убедить множество других доверять способностям, которых у них нет. Бэндлер говорит, что никогда не переставал изумляться тому, сколь многие поддаются этому чувству: если «эксперт» уверенно ведет себя, то он наверняка знает, что делает. «Сейчас вы должны быть осторожны. НЛП приобретает популярность, и множество неквалифицированных людей заявляют, что имеют по нему подготовку. Есть даже несколько человек, объявляющих себя «ведущими тренерами», хотя прошли только один учебный курс! Такого рода вещи происходят всегда, когда что-то эффективное обретает известность, так что будьте осторожнее: задайте несколько вопросов любому, кто заявляет, что обучен НЛП». Кстати, существует одна вещь, с помощью которой лучше всего разобраться, как человек знает НЛП. Это не обладание набором техник- это отношение. Отношение, связанное с любопытством, со стремлением узнавать, быть способным к действию достойным и эффективным способом. «Изменить можно все. Это было сказано Вирджинией Сэйтир, когда я впервые увидел, как она ведет семинар, и это абсолютно верно. Любой физик это знает. Любое человеческое существо можно изменить с помощью 45-го калибра- это называется «котерапия мистера Смита и мистера Вессона». Полезно изменение или нет — вот более интересный вопрос». НЛП- прежде всего технология и, без преувеличений, очень мощная. Мы хотим, чтобы вы с большим вниманием отнеслись к тому, как и для чего вы ее используете или будете использовать. Представление о ценности тех или иных событий в вашей жизни со временем меняется. Вы можете обнаружить, что вещи, приносившие вам разочарование, замешательство, другие не слишком приятные чувства, или находившиеся на уровне развлечения- вдруг оказались сейчас наиболее полезными, обеспечили ресурс для вашей способности испытывать удовлетворение, удовольствие, радость и так далее. Эти переживания не исключают друг друга. Хорошо бы не забывать об этом, организуя и предлагая переживания другим. Пожалуй, стоит привести пару очаровательных историй Бэндлера — шуток в стиле от НЛП. «Однажды я сел в самолет, чтобы лететь в Техас проводить семинар. Парень, сидевший рядом, читал книгу под названием «Структура магии». Я спросил: «Вы маг?» «Нет, я психолог» «Зачем это психолог читает книгу о магии?» «Это не книга о магии, это серьезная книга о коммуникации» «Тогда почему она называется «Структура магии»?» Потом он три часа сидел и объяснял мне, о чем эта книга. То, что он говорил, не имело никакого отношения к тому, что я, как мне казалось, делал, когда писал ее. В лучшем случае отношение не достигало даже незначительной степени: он запутался во второй главе. Но пока он рассказывал мне о книге, я задавал ему вопросы типа «как именно» и «что именно». «Ну, если вы посмотрите на это таким образом. Ну вот, вы берете, знаете, эту картину, и берете другую картину. (Он не знал, что большинство людей не видят постоянно двух картин.) И вы уменьшаете эту, а ту увеличиваете...» Когда он начал описывать эти вещи, которые были для него само собой разумеющимися, я сидел и думал: «Ого! Это чудно. Тут может быть целый новый мир!» Он сказал мне, что просто случилось так, что он направляется в Техас на семинар по НЛП. Когда на следующий день он увидел меня входящим в дверь, он был очень доволен, что я последовал его совету и решил прийти туда... пока я не поднялся на кафедру и не прикрепил микрофон! Чего он, наверное, никогда не поймет - того, что причина, по которой я попросту не сказал: «Эту книгу написал я», заключается в том, что я не хотел лишать себя возможности поучиться» Изящно, правда? И самое занятное то, что автор, судя по всему не кокетничает. Он действительно использовал (вот прагматик!) для обогащения собственного опыта ситуацию, в которой большинство из нас, вероятно, поступило бы следующим образом: слегка надувшись от гордости, вы садитесь рядом с неизвестным читателем вашей книги и, минут десять прослушав его оживленные комментарии, говорите «Позвольте представиться...» После чего ваш собеседник должен, прямо по Ст.Лему, испытать «тяжелый приступ восторга с последующим обалдением» Похоже, Ричард Бэндлер принадлежит к людям, которые обожают растянуть удовольствие и в состоянии дотерпеть до развязки, которая будет самой эффектной из возможных. Пожалуй, это вполне эстетический подход к жизни, что можно только приветствовать. Вторая история подтверждает это и несколько напоминает первую но мы не откажем себе в удовольствии «Когда бы я ни ехал проводить семинар, я всегда прибываю в гостиницу предыдущим вечером. Когда я приехал в Филадельфию, в той же гостинице остановилась куча «высококвалифицированных» нейролингвистичеcких программистов, и большинство из них никогда меня не видели. Когда я спустился в бар, один из них сказал приятелю: «Надеюсь, это не просто еще что-то про субмодальные дела, потому что это я уже знаю». Так что, конечно, я подошел и спросил: «Что это за чертовщина такая НЛП?» Этого я не упустил бы ни за что на свете «Ну, это трудно объяснить». «Вы же практикуете НЛП, верно? Вы хорошо его практикуете? Вы его понимаете?» «О да, конечно». «Ну, а я простой человек. Поскольку вы специалист, вы можете мне об этом рассказать? Давайте, я возьму вам еще стаканчик, а вы просто расскажете мне об этом». В своих самых диких фантазиях он не мог представить, какое ощущение испытает в 9.30 следующего утра, когда я вышел на кафедру семинара. Неважно, где вы находитесь и что делаете- навыки, техники и инструменты, которые вы приобретаете, служат основой.для того, чтобы развлекать себя, и для того, чтобы узнавать что-то новое. Тот человек, который летел со мной в Техас и объяснял мне, что такое НЛП, отличается от меня только одним. На следующее утро, когда он сел, поднял глаза, увидел меня и подумал: «О боже!»- он не понял, что я у него чему-то научился. Это единственное различие между мной и им. Я сделал это не затем, чтобы посмеяться над ним; я сделал это, чтобы научиться, потому что мне было любопытно. То была редкая и беспрецедентная возможность. И таково любое другое событие в вашей жизни. Видите ли, всякий раз, когда вы думаете, что все понимаете- самое время обратиться внутрь и сказать: «Это надо мной смеются». Потому что именно в эти моменты определенности вы можете быть уверены, что усвоены бесполезные знания, а плодородная почва не исследована. Несомненно, всегда неузнанным остается гораздо большее, и это забавный элемент НЛП и его будущее». Если вы затрудняетесь в определении того, к чему вы действительно стремитесь, возможно, вам поможет человек, хорошо, знакомый с НЛП. Несмотря на то, что многие читатели книг по НЛП сообщали, что они сами смогли добиться ценных изменений, отдель- ным людям бывает легче добиться желаемого, если ими руководит кто-то другой. Такое руководство может осуществляться на семинаре или на индивидуальном занятии. У разных людей реакция может оказаться совершенно различной, поэтому истинное владение НЛП предполагает дифференцированный подход к работе с разными людьми. Специалист, овладевший НЛП, способен адаптировать любой метод для каждого человека. Если вы считаете, что семинар или индивидуальное занятие окажутся вам полезными, мы предлагаем вам ознакомиться с небольшим руководством, которое поможет вам извлечь максимальную пользу из потраченного времени и денег. В настоящее время НЛП не имеет каких-то универсальных норм или строго установленных методов, при этом качество воздействия меняется от человека к человеку и от центра к центру. Мы хотим предложить вам несколько путей сбора необходимой информации, прежде чем вы решите обратиться за помощью. 1. Как много времени требуется вашему психотерапевту, чтобы собрать необходимую информацию о том, что произошло с вами в прошлом? Хотя подобная информация и может оказаться полезной, однако знание о том, какие трудности у вас были в прошлом, редко ведет к разрешению проблемы. Главное- это не определение трудностей, а то, как вы или другие люди решают подобные проблемы. Опытные психологи, практикующие НЛП, потратят гораздо больше времени на то, чтобы собрать информацию о ваших позитивных целях, ваших способностях и возможностях. 2. Движетесь ли вы к своей цели? Есть цели, которые достигаются в течение одного семинара, а есть такие, которые потребуют от вас некоторого времени. Даже если цель достаточно сложна, в течение первых двух или трех семинаров люди начинают чувствовать, что движутся в направлении достижения. Если этого не происходит, вам следует обратиться к другому психотерапевту. 3. Навешивает ли терапевт вам «ярлык», говоря вам, в чем ваша трудность, или же он тратит время на то, чтобы дать вам то, к чему вы стремитесь? «Ярлыки» диагнозов обычно не являются решением проблемы, они не указывают нам, в каком направлении следует идти, чтобы получить желаемое. 4. Проведите разграничение между ощущением понятости психотерапевтом и приобретением желаемых изменений в жизни. Психотера- певт может быть прекрасным, душевным человеком, но у него не хватает умения дать вам то, к чему вы стремитесь Если вы общаетесь с прекрасным психотерапевтом, но не получаете желаемых изменений, мы советуем обратиться к другому специалисту.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |