Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Сбор информации




I. Шаблоны обращенной Мета-модели.

Модель Милтона Эриксона часто называют обращением Мета-модели, которая представляет собой набор словесных шаблонов, который может быть использован для более подробной и полной спецификации переживаний. Модель Милтона Эриксона, напротив, предназначена для того, чтобы создавать «искусную расплывчатость» выражений. «Искусная расплывчатость» выражений позволяет коммуникатору формулировать фразы, звучащие весьма определенно, но на самом деле достаточно общие для того, чтобы с их помощью можно было осуществить адекватную подстройку к переживаниям слушателя вне зависимости от того, каковы эти переживания. Мета-модель предусматривает способы вскрытия специфической информации, содержащейся в любом предложении; модель Милтона Эриксона предусматривает способы конструирования предложений, в которых может содержаться практически любая специфическая информация. От слушателя требуется заполнить предоставленное ему «пустое пространство» своими собственными уникальными переживаниями. Мета-модель, как правило, может быть разделена на три основные части: А. Сбор информации; Б. Три принципа организации семантики, и В. Ограничители речевой модели.

В качестве раздела модели Милтона Эриксона эта часть носит название «Пропуск информации» и является, с точки зрения гипнотизера, наиболее существенным разделом модели. Четыре субкатегории пропуска информации заключаются в следующем:

1) Номинализации. Номинализациями называются слова, занимающие место подлежащего в предложении, но не поддающиеся чувственной интерпретации- то есть, они обозначают понятия, которые нельзя осязать, видеть или слышать. Слова типа: «любопытство», «гипноз», «обучение», «знание», «любовь» и т. д. являются номинализациями. Они используются в качестве существительных, но на самом деле представляют собой процессуальные слова.

В любом случае, когда используются номинализации, пропускается масса информации. Если я говорю: «Эмили обладает глубокими познаниями», я пропускаю информацию о том, что именно знает Эмили и как она это знает. Номинализация- чрезвычайно эффективное средство гипнотического наведения, так как они позволяют говорящему придерживаться расплывчатых формулировок и требуют от слушателя выбрать среди его переживаний наиболее соответствующие по смыслу. Методы гипнотического наведения Милтона Эриксона изобиловали номинализациями.

В следующем примере номинализации выделены:

«Я знаю, что существуют некоторые ТРУДНОСТИ в вашей ЖИЗНИ, и вы хотели бы найти удовлетворительное РЕШЕНИЕ этих проблем..., но я не уверен, какие именно индивидуальные СПОСОБНОСТИ вы сочли бы наиболее полезными для того, чтобы справиться с этими ТРУДНОСТЯМИ, но я знаю, что ваше ПОДСОЗНАНИЕ гораздо лучше, чем вы сами, способно просмотреть ваши жизненные ВПЕЧАТЛЕНИЯ и ПЕРЕЖИВАНИЯ, способно найти среди них именно ту СПОСОБНОСТЬ, которая вам нужна».

Во всем этом высказывании не подразумевалось ничего определенного, но, если применять такие формулировки, обращаясь к клиенту, желающему решить какую-либо проблему, такой клиент сам найдет специфическое индивидуальное осмысление использованных номинализации. Используя номинализации, гипнотизер может сформулировать полезные инструкции, не рискуя сказать что-либо, что вступит в противоречие с внутренними переживаниями слушателя.

2) Неопределенные глаголы. Ни один глагол не является полностью определенным понятием, но существуют глаголы более или менее определенные. Если гипнотизер использует относительно более определенные глаголы, слушатель вынужден делать самостоятельные усилия, чтобы придать таким глаголам значение и тем самым понять высказывание. Слова типа: «делать», «сосредотачиваться», «решать», «двигаться», «изменяться», «удивляться», «думать», «чувствовать», «знать», «переживать», «понимать», «вспоминать», «осознавать» и т. д., представляют собой относительно неопределенные глаголы.

«Я ДУМАЮ, что это правда»,- выражение менее определенное, чем фраза «Я ЧУВСТВУЮ, что это правда». В последнем высказывании все же содержится некоторая информация о том, как человек понимает процесс мышления. Если я говорю «Я хочу, чтобы вы НАУЧИЛИСЬ», тем самым я использую чрезвычайно неопределенный глагол, потому что остается неизвестно, каким образом должен учиться мой собеседник, и чему он должен научиться, в частности.

3) Неопределенное обращенное обозначение. Неопределенное обращенное обозначение возникает, когда существительное, о котором идет речь, не определяется.

«ВСЕ могут расслабляться».

«ЭТОМУ можно научиться».

«Вы можете заметить НЕКОЕ ОЩУЩЕНИЕ»,

Предложение такого типа представляют слушателю возможность легко приложить высказывание к своим собственным переживаниям, и тем самым понять его по-своему.

4) Пропуск. В высказываниях, относящихся к этой категории, полностью опускается основное существительное, к которому должна, по-видимому, относиться фраза.

Например: «Я знаю, что вы любопытны».

Объект такого высказывания полностью опущен. Слушателю не говорят, к чему он должен испытывать любопытство. И опять слушатель может заполнить «пустое пространство» в соответствии со своими переживаниями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.