КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно – тематический план
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Тема 1. Основы инноватики. Предмет и содержание курса. В последнее десятилетие по существу меняется организационная куш тура. Это связано с переходом в развитых странах к качественно ново» типу экономического роста, называемому научно-техническим или инновационным. Как справедливо было замечено: «Руководитель, лишенный способности творчески решать проблемы, в лучшем случае может хорошо осуществлять контроль над эволюционным развитием руководимой им организации, но не способен вывести ее в передовые». (Р. Акофф). Инновационный тип культуры характеризуется: значительно более высоким образовательным уровнем персонала; творческой обстановкой, новаторством; постоянным совершенствованием, экспериментаторством; готовностью к риску; динамизмом. Инновационная культура основана на создании творческой атмосферы в организации, поощряющей работников к созданию нового; главная ценность при этом - возможность творчески работать (разумеется, за солидное вознаграждение). Способность творчески решать проблемы - самое важное качество современного менеджера.
Тема 2. Инвестиционные преобразования. Особенности управления инновационными фирмами: наличие четкой, ясной стратегии развития и в то же время свободы поиска в ее рамках; создание определенной системы (формальной и неформальной) сбора специализированной информации, внешних связей, активного поиска и оценки новых идей; практика формирования коллектива как временного — «под задачу» (как правило, на 2 -3 года); Система мотивации основана на удовлетворенности трудом, его соответствии личным интересам, престиже, материальном стимулировании, зависящем во многих случаях от конечных результатов; важное условие организации инновационной деятельности на внутрифирменном уровне - предпринимательская автономия, т. е. предоставление самостоятельности отдельным структурным единицам предприятия в целях стимулирования их рисковой активности во внедрении нововведений — «интрапренерство» (отелов «антрепренерство» — предпринимательство и «интра» - внутренний). В технологически передовых странах таким специализированным подразделениям, полностью занятым творческой работой и отдаленным от основного производства, ассигнуются большие средства в размере 3-10% объема продаж (например, «Хитачи» расходует 8,3%; «Канон» - 9%; «Хонда» - 5,4%). Широко используются также различные гибкие групповые организационные формы. Например, в «Канон» подобные группы состоят из 10-15 человек и занимаются исследованием новых сфер деятельности, долгосрочной стратегией корпорации, разработкой проектов будущих производственных отделений. Инновационные организации сильно отличаются друг от друга по структуре, целям, характеристикам, даже по организации и философии менеджмента. Но они имеют и ряд общих характеристик: знают, что такое «инновация»; понимают ее динамику; имеют инновационную стратегию; знают, что инновация требует задач, целей, планов, измерения результатов иных, чем цели, планы и измерения в традиционном бизнесе. В завершение этой темы можно определить следующий алгоритм управления организационной культурой.
Тема 3. Миссия организации — это выраженная причина существования организации. Это социальный статус фирмы. Организация не может успешно существовать в koнкрентной деловой среде, если она не имеет определенных ориентиров указывающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Ориентиры и задаются с помощью миссии. Большинство российских руководителей не заботится о выборе и формулировании мисси своей организации, считая это ненужным. Организация, где есть ясное представление о цели ее повествования, имеет больше шансов на успех, чем та, где его нет. Миссия имеет большое значение для деловой среды. Она влияет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему стремится, какова ее философия, какие средства готова использовать. Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки и целей, и страте организации, определяет ее организационную структуру, оказывает влияние на формирование организационной культуры, так как персонал организации должен разделять основную цель, осознавать и повысить свой вклад в ее достижение, а также разделять ценности и пр. пилы, которые часто отражаются в миссии. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работ ков, необходимых для организации. Например, миссия менеджмента одного из российских вузов могла состоять в том, «быть международно признанным лидером в менеджмент-организации и научных исследованиях в области менеджмента». На основе миссии, сформулированной в общих чертах, опредляются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели экономического, социального, производственной и организационного характера, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение. Таким образом, цель есть тот желаемый результат, на достижения которого направлены усилия организации. Ориентация российских организаций на принципы рыночной экономики нацеливает их получение и рост прибыли. Однако сегодня для многих организаций основной целью является выживание. Тема 4. Инновационные стратегии. Стратегия - это программа эффективных мероприятий и способов обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее ей В основе стратегии — определение конкурентного преимущества организации, что ее отличает от конкурентов и что конкретно будет определять ее конкурентноспособность. Если цели определяют то к чему стремится организация, что она хочет получить как результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся внешней среды. В менеджменте рассматривают несколько видов стратегии. О бщекорпоративная стратегия определяет на перспективу общее направление деятельности организации; деловые стратегии - то, как организация будет конкурировать на тех рынках, где она продает свои продукты; функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управления персоналом) - то, какие продукты будет разрабатывать и производить компания, как она будет их продавать, как будут распределяться ресурсы, необходимые для выполнения поставленных целей. Тема 5. Организационная структура. Все внутриорганизационные процессы протекают в рамках организационной структуры, которая отражает сложившиеся в организации разделение труда, связи и отношения между подразделениями. Организационная структура закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением, обеспечивает их взаимодействие в процессе работы. Организационная структура -это наиболее оптимальное соотношение вертикальных уровней управления и горизонтальных звеньев управления. Это система взаимосвязи функциональных подразделений организации по горизонтали и вертикали, обеспечивающая достижение конечных результатов. Технология - процесс преобразования ресурсов в конечный продукт деятельности (конкретные продукты или услуги). Технологии оказывают влияние на внутреннюю среду организации, определения и требования к уровню образования и квалификации персонала. Культура каждой организации уникальна, и это именно то, отличает одну организацию от другой, даже если они производят одни и те же продукты, работают в одной отрасли, близки по раза рам и используют стандартные технологии. Сильная организационная культура позволяет организации существовать как единому лому, что способствует достижению целей организации, помогает выжить и развиваться. Однако она же может создавать и дополнительные трудности при проведении в организации необходим изменений. Не познав сущности организаций, не поняв, зачем они нужны и чего состоят, на каких принципах строятся, не изучив, как они создаются и развиваются, нельзя эффективно управлять ими, использовать их в интересах работающих в них людей и на благо общества в цели Современная деловая организация должна обладать следующими характеристиками: целенаправленность; эффективность; социальная ответственность; открытость; динамичность; адаптивность; автономность; стабильность; целостность. К функциональным областям внутренней среды организации относят: Кадровая функция — обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка кадров). Выполнение всех управленческих действий, связанных социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма. Тема 6. Инвестиции в инновации. Финансы и бухгалтерский учет — денежные аспекты бизнеса, включая управление средствами (расход, изменение денежных масс), бухгалтерский учет- сбор, обработка и анализ финансовых данных. Обеспечение ресурсами — осуществление и совершенствование системы материально-технического снабжения организации материалами и полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами. Производственная функция — обеспечение функционирования производственного процесса в зависимости от цели производственной функции. Принятие решений в сфере технологий, организации, календарного планирования, запасов производства, а также контроля качества (все эти многочисленные задачи включены в оперативно-производственное управление). Функция развития продукта и процесса производства — организация исследований и развития процессов, разработка высоких технологий. Изучение долгосрочной динамики развития как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной политики фирмы. Функция развития материально-технического обеспечения производства - развитие инструментального хозяйства, ремонт служб и служб технологической оснастки с целью обеспечения рациональных сроков физического и морального износа тематических систем. Маркетинг - особый вид деятельности по прогнозированию, выявлению и удовлетворению желаний потребителя. При изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и многие другие факты. Они определяют необходимость создания продукта, проблему пои информации о нем, оценку альтернатив, принимают решения о покупке продукта и оценивают его качество при его эксплуатации.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |