Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика памятников истории и культуры. 2 страница




С развитием городского самоуправления во многих городах вводились оригинальные памятники гражданской архитектуры – ратуши. Древнейшая из них построена в 16в. в Несвиже. В помещении Витебской ратуши ныне расположен краеведческий музей.

Со второй половины 17в. в белорусской архитектуре развивается стиль барокко. Его особенности выразительно отражены в архитектуре Николаевской церкви в Могилеве. В Гродно, Пинске, Полоцке, Слониме, Жировичах сохранились памятники развитого и позднего барокко.

Следующий этап в развитии белорусской архитектуры – классицизм. Первые черты нового направления появились в памятниках дворцового строительства – магнатские резиденции в Щорсах, Щучине и др. Выдающимся памятником эпохи классицизма является дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, строившийся на протяжении 18-19вв.

В стиле классицизма возводились культовые сооружения – Иосифовский собор в Могилеве, собор Петра и Павла в Гомеле.

В истории белорусской архитектуры советского времени выделяется два периода: первый с 1917 по 1941г., второй – с 1944 по настоящее время.

В 1928-1933гг. были построены первые общественные здания столицы – Гсбанк, комплекс зданий БГУ, библиотека им. Ленина, главный корпус с/х академии в Горках и др.

К лучшим памятникам относятся крупнейшие общественные здания: Дом правительства, Дом Красной Армии, Белорусский театр оперы и балета, Дом Советов в Могилеве и др.

22. Памятники культовой архитектуры.

 

.К памятникам культовой архитектуры относятся сооружения, носящие религиозный характер. Это разного рода церкви, монастыри, костелы. Их наличие на территории государства позволяет определить вероисповедание нации, преобладание той или иной религии.

Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1056г. в связи с широкими политическими планами полоцких князей. О первоначальном виде собора имеются противоречивые сведения. В одних источниках он указан как семиглавый, в других – как пятиглавый. В 18в. памятник был полностью видоизменен: главы исчезли, появились две башни на главном фасаде. Храм был превращен в униатскую базилику.

Следующим по значительности культовым сооружением является собор Спасо-Ефросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156г. зодчим Иоаном. Он представляет собой 6-тистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества 12в.: небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми художественными средствами, фресковая роспись в интерьере.

Борисоглебская, или Каложская, церковь – замечательный образец древнерусского зодчества второй половины 12в. Композиция здания, его конструкции и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина 12в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурной школы, широко использующей местные строительные материалы, керамику и элементы народного прикладного искусства. Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью. Ее главы и своды исчезли давно, а южная стена и часть западной обрушились в реку в результате оползня в 1853г.

Наиболее вероятным временем строительства храма оборонного типа в Сынковичах можно считать конец 15 – начало 16в. Массивные стены башни и помещения под сводами с бойницами сближают его с архитектурой небольшого замка.

Маломожейковская церковь – выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины 16в. Конструктивное и архитектурно-художественное решение храма представляет местные традиционные черты белорусской архитектуры 16в. Маломожейковская церковь во второй половине 19в. и в начале 20в. подверглась перестройке.

В Ишкольди сохранился уникальный памятник каменного культового зодчества – Троицкий костел (1472г.).

Еще одним культовым сооружением, свидетельствующим о наличии католичества на территории Беларуси является Фарный (Большой иезуитский) костел в Несвиже. Это архитектурный памятник раннего барокко. Он был построен Яном Марией Бернардони в 1584-1593гг. Прототипом его является храм Иль Джезу, сооруженный в Риме. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826г.) и садом.

Еще одно культовое сооружение в Беларуси – Преображенская церковь в Заславле, построенная в середине 16в., к которой позднее, в 17в., была пристроена башня.

В 1619г. в Могилеве была возведена Николаевская церковь. Она размещена в стороне от центра города. Ее архитектура сходна с другим памятником Могилева – Богоявленским собором, разрушенным во время ВОВ.

В 1613г. в Жировицах был заложен Успенский собор, строительство которого было завершено в 1650г. Монументальная постройка в стиле барокко, двухбашенная по фасаду, была позднее перестроена и в первой половине 19в. приобрела современный облик. С юга к собору примыкает зимняя церковь, с севера – переход в монастырский корпус. Успенский собор возглавляет архитектурный комплекс монастыря и виден за много километров. В монастырский комплекс, кроме собора, входят церкви Богоявленская, Крестовоздвиженская, колокольня, здание бывшей семинарии, жилой корпус, хозяйственные постройки, сад, пруд, обнесенные частично каменной оградой. Богоявленская церковь построена в 1769г. Она представляет собой безбашенную церковь – каплицу. Крестовоздвиженская церковь располагается на холме за Богоявленской. Построена она в том же году в стиле барокко. Архитектура храма и роспись имитировали паломничество в Иерусалим.

Позднее в культовой архитектуре появляются светские черты. Такими сооружениями являются Славгородская церковь (1791-1793гг.) и церковь в Стрешине (1807г.). При строительстве этих церквей использовались приемы, типичные для гражданского строительства.

Огромное впечатление производит храм-памятник в Лесной, посвященный 200-летию разгрома шведского корпуса генерала Левенгаупта в Северной войне (1708г.). Храм построен архитектором Гогеном в 1908-1912гг. В 1958г. храм стал музеем битвы при Лесной.


23. Памятные места захоронений жертв репрессий и террора. Кладбища.


Краеведческий материал могут предоставить и такие места как кладбища. По ним можно определит национальный состав населения данной местности, уровень и средний возраст смертности, что позволяет определить неблагоприятные годы (это могут быть либо годы войны, либо неурожаи). Преобладание могил представителей какой-либо не коренной национальности говорит о популяции этой народности в данной местности, об уровне их оседлости.

Своеобразный вид захоронений – это места массовых репрессий. В основном это массовые захоронения, без надгробных надписей. Определить какие люди здесь захоронены не всегда возможно. Однако они показывают места наиболее крупных репрессий сталинского режима. Наиболее известное на Беларуси место массовых захоронений – Куропаты. Однако это не говорит, что расстрелянные люди были жителями именно этой местности и что именно в этом месте расстреливали неугодных режиму жителей Беларуси. Хотя в большинстве случаев жители одного района проходили по одному и тому же делу и расстреливались недалеко от места жительства. На территории Беларуси «Куропаты» есть практически у каждого районного центра.

24. Археология в краеведении.


Объект изучения археологии – вещественные памятники прошлого. Памятники материальной культуры разнообразны и охватывают весь хронологический диапазон человеческой истории. Они реконструируют исторический процесс в целом в различных его проявлениях. Особую ценность памятники представляют для изучения развития производства, успехов в совершенствовании орудий труда, технологии их изготовления и способов употребления.

Археологический источник обладает свойством объективно отражать историческое прошлое. Не только материальная деятельность, но и духовные начала человеческой жизни, сложные явления общественных отношений, этнические процессы запечатлелись в археологическом памятнике.

Для Беларуси ценность археологического материала приобретает особое значение в силу того, что письменные источники, в которых содержатся исторические сведения о жизни и деятельности наших предков, появляются сравнительно поздно – в основном в эпоху Древнерусского государства.

Особое значение приобретают массовое изучение археологических памятников, накопление разнородного материала, его количественные характеристики.

Историческое прошлое может быть реконструировано на базе одних только археологических источников. Это прежде всего относится к так называемому дописьменному периоду истории, охватывающему несколько десятков тысяч лет. Для археологических источников нет недоступных исторических периодов, как бы далеко от наших дней они не находились.

Но не только дописьменный период является объектом археологического изучения. Более близкие к нашим дням эпохи вследствие недостаточности письменных источников также с успехом изучаются по материальным остаткам. Большой интерес представляет история отдельных населенных пунктов, древних городов.

История любого населенного пункта начинается с указания времени его возникновения. Однако летописи не содержат сведений о дате его основания. Поэтому обычно существование города связывают с датой первого упоминания о нем в летописи. Однако первые упоминания не означают, что этим временем может быть датировано и их возникновение. Археологические источники являются единственными, рассказывающими о начальной истории тех поселений, которые вообще не упомянуты летописями.

На территории Беларуси зарегистрировано около 6 тыс. крупных археологических памятников, которые представлены различными категориями. Важнейшим типом являются поселения и жилища, которые прошли долгий путь развития от примитивных стоянок до современных супергородов. Среди древних поселений выделяют две группы: неукрепленные (открытые) – стоянки и стойбища каменного и бронзового веков; и укрепленные – городища, которые появляются в период распада первобытнообщинного строя, который совпадает на территории Беларуси с железным веком.

С возникновением классового общества появляются города, феодальные замки, пограничные крепости, которые также относятся к укрепленным поселениям. В отличие от городищ они представляют собой сложные поселения, которые состояли из нескольких частей. Города например - из укрепленного детинца (военный, политический, административный, религиозный центр), ремесленно-торговых посадов.

Очень важным элементом являются жилища. Для древних построек характерны землянки, полуземлянки и наземные сооружения.

Особую категорию составляют погребения. По внешним признакам они делятся на курганные и грунтовые. Имеются также мегалитические, смешанные и др. По обряду захоронения различают могилы с трупоположением (ингумацией) и трупосожжением (кремацией). Вещи, которые клали в захоронения, дают представление о материальной культуре народов. Основываясь на различиях в обрядах захоронения, характере сопутствующих вещей, археологи устанавливают ареалы распространения культур и этнических групп.

На территории Беларуси очень распространены курганы, древнейшие из которых датируются III и II тыс. до н.э. В курганах может содержаться как одно, так и несколько захоронений. Имеются каменные курганы. В бронзовом веке появляются и бескурганные захоронения. Особенно они характерны для железного века Беларуси.

25. Этнография в краеведении.

Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт.

Как историческая наука этнография использует разнообразные источники, в которых содержится информация о культуре и быте народов в прошлом и настоящем. В круг этих источников входят и письменные свидетельства, как опубликованные, так и рукописные, и коллекции предметов, хранящихся в музеях, и полевые этнографические материалы, которые собираются во время непосредственных контактов с изучаемым народом.

Важное значение для краеведения имеют не только накопленные этнографией исторические сведения о быте и культуре населения родного края, но и разработанные этнографической наукой методы сбора полевых этнографических материалов.

Для сбора полевых этнографических материалов применяют стационарный и экспедиционный методы. Стационарный метод предполагает длительное изучение быта и культуры населенного пункта. Применение стационарного метода позволяет собрать наиболее полные сведения о всех сторонах жизни местного населения, в том числе о тех явлениях быта, которые требуют длительного наблюдения. Экспедиционный метод заключается в кратковременном пребывании исследователя в одном или в нескольких населенных пунктах.. Обычно им собирают сведения о традиционных орудиях труда, поселениях. жилище, предметах одежды, традиционной утвари и т.д.

И при стационарном и при экспедиционных методах работы исследование ведется посредством личных наблюдений, бесед с местными жителями, фиксации материалов. Полевая работа, как правило, включает также сбор этнографических предметов, характеризующих быт местного населения.

Большой интерес для краеведения представляют поселения, как городские, так и сельские (местечки, села, деревни, околицы, застенки. хутора). Собирая сведения о поселениях, необходимо изучить условия, которые определили место их расположения, форму, планировку. Выбор поселения может быть обусловлен особенностями рельефа, наличием водных источников, характером путей сообщения, хозяйственными, социально-экономическими и политическими факторами. Нужно обратить внимание на время возникновения поселений, происхождение названий.

Важной частью краеведческой работы является изучение общественного быта населения родного края в прошлом и настоящем. Вначале собираются сведения о тех сторонах общественного быта, которые связаны с производственной деятельностью местного населения, об отношении различных групп населения к основным средствам производства, об организационных формах производственного процесса, в особенности общественных работах, о принципах организации производственных артелей. Отдельно собираются сведения о семье, ее численности, составе, семейном бюджете, распределении обязанностей в семье. Затем изучаются местные праздники, время их проведения, характерные черты и особенности.

26. Вспомогательные исторические дисциплины в изучении истории родного края.

Важнейшими источниками по изучению края являются данные вспомогательных исторических наук: палеографии, нумизматики, геральдики, топонимики, антропологии.

Палеография – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии.

В качестве основных писчих материалов на Руси до появления относительно дешевой бумаги использовались пергамент и береста. Первая берестяная грамота в Белоруссии была найдена в Витебске в 1959г. во время земляных работ на территории Нижнего замка. Палеографические особенности грамоты позволяют датировать ее рубежом 13-14в.в.

О развитии письменности можно судить не только по отдельным эпиграфическим, письменным памятникам, но и по находкам орудий письма. Орудия для письма на бересте и навощенных дощечках – писала – заостренные металлические стержни с лопаточкой для заглаживания воска на противоположном конце найдены при раскопках Минска, Новогрудка, Волковыска, Друцка и др.

История белорусской письменности начинается с первой половины 13в., когда появляются первые письменные памятники с характерными признаками белорусского языка (договорная грамота смоленского князя Мстислава с Ригой и Готландом 1229г., грамота полоцкого князя Изяслава около 1265г.).

История белорусской печатной книги связана с именем выдающегося мыслителя, гуманиста, основоположника белорусского книгопечатания Франциска Скорины из Полоцка. Продолжателями его традиций были С. Будный, В. Тяпинский, П. Мстиславец. В 16в. во многих белорусских городах и местечках основываются типографии и печатаются книги.

Топонимика – наука, занимающаяся изучением происхождения и изменения географических имен. Водные названия выделяют в специальный отдел топонимики – гидронимику. Названия мелких объектов (улиц, урочищ, оврагов, ручьев) изучает микротопонимика.

Топонимика – это раздел лингвистики, но она по прежде всего связана с географией, поскольку включает в себя номенклатуру географических объектов, являющихся предметом изучения географией. С другой стороны, географические названия, будучи связаны с исторической жизнью людей и ею обусловленные, заключают в себе ценную историческую информацию и потому позволяют рассматривать их как особый вид исторических источников, а саму науку топонимику – в качестве вспомогательной исторической дисциплины.

Возникновение названия обусловлено рядом обстоятельств, порождено исторической обстановкой, отражает веяние эпохи. Это дает краеведу основание для увязывания топонима с историей, возможность через названия осветить историческую обстановку, либо наоборот, исходя из исторической ситуации, попытаться объяснить возникновение и первоначальный характер того или иного населенного пункта или топонимического типа.

Найти истинную причину появления и первоначального значения названия не всегда легко. Топонимы подвержены изменчивости, и чем они старше, тем больше вероятность, что названия дошли до нас в измененном виде. Особенно заметны изменения фонетические. Не только время, но и переход из одного языка в другой, изменения в самом языке или нескольких языках, которые пережил топоним, ошибки при переводе его в письменную форму могут до неузнаваемости изменить первоначальное звучание топонима.

Историк-краевед должен привлечь топонимику как источник для решения исторических вопросов, извлечь из нее историческую информацию, может быть единственную в своем роде.
Гидронимический материал особенно часто привлекается для установления ареалов древних племен и народов.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю денежных систем и денежного обращения, техники монетных эмиссий (производства), медальерного искусства.

Монета характеризуется двумя основными группами признаков – материальной (металл, вес, монетная стопа, проба) и внешней (поле, гурт, опушка, легенда и изображение, лицевая и оборотная сторона).

Важнейшие достоинства монет как исторического источника – их массовость, серийность, хронологическая непрерывность, способность чутко реагировать на экономические и политические потрясения изменением как качественных показателей, так и внешнего вида и, наконец, их непосредственное участие в повседневной жизни современных им людей.

27. Роль архивов, музеев в изучении истории края.

Особенно часто к помощи архивов прибегают историки - ведь большинство исторических исследований основывается на архивных документах. В архивах собраны результаты труда людей, их практический опыт. Нельзя переоценивать значение архивных материалов при восстановлении первоначального облика древних памятников архитектуры и искусства. Архивные документы играют важную роль при постановке спектаклей и фильмов, при организации музейных экспозиций.

Государственные архивы – это научно-исследовательские учреждения. Основная их задача – практическая и теоретическая деятельность в области архивного дела. В связи с этим архивам присущ ряд функций, основными из которых являются следующие: комплектование, обеспечение сохранности и учет документальных материалов, экспертиза научной и практической ценности документов, научно-техническая обработка документальных материалов, создание архивного научно-справочного аппарата, организация использования документов в научных, политических и практических целях и научно-исследовательская работа в области архивного дела, археографии и вспомогательных исторических дисциплин.

Важнейшими источниками изучения истории края являются материалы музеев – научно-исследовательских и научно-просветительных учреждений, осуществляющих комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры народа.

По составу основного фонда и содержанию экспозиции музеи делятся на следующие профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технико-экономические, сельскохозяйственные и др.

Самую большую группу музеев, определяемую как музеи комплексного профиля, составляют краеведческие, специфика которых заключается в сочетании исторической и естественнонаучной специализации. Краеведческие музеи представляют собой особые центры краеведения. Их экспозиционные и фондовые материалы являются важнейшими источниками изучения исторического прошлого края и его современного развития.

28. Краеведческая работа в школе: краеведческий кружок.


. Одной из форм внеклассной краеведческой работы является кружок. Кружок позволяет углубить и расширить знания учащихся, развивает способности к самостоятельной работе, благоприятствует формированию ряда практических навыков. В зависимости от конкретных условий (места, интересов учителя и учащихся) кружки могут иметь различную направленность: историческую, археологическую, этнографическую, историко-литературную и т.д.

Формировать состав кружковцев желательно из учеников шестых-седьмых классов. Количественный состав кружка – 10-20 человек. Руководителем кружка является учитель, который осуществляет и направляет всю его деятельность.

Первое занятие следует посвятить знакомству с будущей работой кружка, решить организационные вопросы. Программа работы кружка может предусматривать углубленное изучение какого-либо периода истории или населенного пункта, могут рассматриваться вопросы, слабо отраженные или совсем не отраженные в школьном курсе истории. Заседания кружка могут проходить в виде заслушивания докладов и рефератов, просмотра кинофильмов и диапозитивов, составления исторических справок, карт, диаграмм, экскурсий, встреч и бесед с учеными, участниками исторических событий, героями войны и труда.

Значительное место в краеведческой работе должно принадлежать школьному историческому музею или уголку.

29. Краеведческая работа в школе: краеведческая экскурсия.

Особой формой организации краеведческой работы являются историко-краеведческие экскурсии. Они предполагают коллективное изучение отобранных в соответствии с определенной темой памятников истории культуры, которые непосредственно связаны с жизнью края, его историей и развитием. При этом памятники истории и культуры могут находиться как в естественной обстановке (на местности), так и в специальных хранилищах (музеях, выставках и т.д.). Объектом историко-краеведческой экскурсии может стать и город в целом и отдельные его части, если с каждым из них связаны исторические события или особенности местной жизни.

Историко-краеведческие экскурсии отличаются друг от друга как своим содержанием, так и организацией. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. В обзорных экскурсиях используется и современный, и исторический материал. Они строятся на показе самых различных объектов: памятников далекого прошлого и новостроек; мест замечательных событий; зданий и сооружений, рассказывающих о промышленности края, развитии науки, культуры, просвещения и т.д.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию четко обозначенной темы. По своей классификации они подразделяются на исторические, историко-революционные, производственно-экономические, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные.

Одним из основных этапов подготовки историко-краеведческой экскурсии является изучение материала по теме. Приступая к отбору материала, краеведу прежде всего необходимо четко определить, какой исторический период будет освещен в экскурсии, какие памятники истории и культуры края станут ее основой. Экскурсовод должен знать материал экскурсии в гораздо большем объеме, чем тот, который он собирается предложить вниманию экскурсантов, и свободно владеть им.

Следующий этап работы – отбор и изучение экскурсионных объектов. Историко-краеведческая экскурсия позволяет рассматривать в качестве объекта практически любой местный памятник истории и культуры, который является зрительной основой положений, развиваемых в экскурсии, и на показе которого строится рассказ экскурсовода, ведутся рассуждения и разъяснения.

С отбором объектов непосредственно связан маршрут экскурсии. Он определяет последовательность осмотра объектов и составляется таким образом, чтобы экскурсионный материал имел свое логическое начало, развитие и завершение.

30. Краеведческая работа в школе: организация и деятельность школьного краеведческого музея.

Особое место в системе краеведческих исследований занимают школьные краеведческие музеи. Их задача – собирать, хранить, изучать и экспонировать памятники истории и культуры края.

Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления, исторически сложившиеся особенности развития города, поселка, села, района.

Пути комплектования музейных фондов могут быть различными. Основным из них является сбор материалов, соответствующих профилю музея, через систему заданий во время туристических походов, экспедиций, экскурсий.

При создании историко-краеведческого музея необходимо строго придерживаться правил учета поступающих материалов. Собранные или полученные материалы регистрируются в специальных журналах. В них целесообразно иметь графы:

1.
порядковый номер;

2.
название предмета и его краткое описание;

3.
датировка предмета;

4.
материал из которого сделан предмет, способ поступления;

5.
сохранность;

6.
примечание.


При составлении экспозиции в музее существуют определенные требования:


все экспонаты группируются по отделам и темам;


материал должен располагаться в хронологическом порядке и логической последовательности;


ни один экспонат не может быть случайным в экспозиции, он должен активно участвовать в раскрытии темы;


раскрытие каждой темы строится на научной основе с использованием результатов поисково-исследовательской деятельности краеведов;


экспозиционный материал должен отражать как конкретные события и явления местной жизни, так и общие закономерности исторического процесса.


31. Памятники истории и культуры Гомельщины.


Гомельщину называют южной жемчужиной Беларуси.

Среди лесов раскинулось огромное озеро Червоное. До сих пор его в народе называют Князь-озеро. В годы ВОВ на лед озера садились самолеты – посланцы Большой Земли, которые доставляли оружие, медикаменты, газеты соединениям партизан.

На Гомельщине уникальные рощи дубов. Многие из этих деревьев имеют свои имена, стали памятниками природы. Два царя дуба находятся в Голевицком лесничестве Калинковичского района. Высота одного из них – 32 метра.

Достопримечательностью Гомельщины является Припятский ландшафтно-гидрологический заповедник, расположенный на территории Житковичского, Петриковского, Лельчицкого районов.

На территории области сохранилось много памятников старины. Около д. Юровичи Калинковичского района обнаружена стоянка первобытного человека, орудия труда, предметы домашней утвари. Близ Гомеля, в междуречье Сожа и Ипути, открыты поселения эпохи неолита. Самый древний город на территории области – Туров, первое упоминание о нем относится к 980г.

Сохранились и архитектурные памятники старины: беседка в Наровле, памятники зодчества в Ельске, в д. Россохи Кормянского района.

Самые значительные архитектурные памятники находятся в Гомеле, который впервые упоминается в летописях под 1142г. В 1772г. Гомель вошел в состав Российской империи. В 1775г. Екатерина II подарила его полководцу Румянцеву-Задунайскому. Через 10 лет на берегу Сожа начали возводить дворцовый ансамбль. Сейчас в здании дворца находится музей. Дворец органически связан с парком, вместе с которым составляет дворцово-парковый ансамбль. Интерес представляют и другие памятники: охотничий домик Румянцева (конец 18в.) и старинное деревянное здание по улице Комиссарова.

В годы I-й русской революции в области возникали стачечные комитеты. Об их выступлениях свидетельствуют мемориальные доски на зданиях: Мозырского кинотеатра и Гомельского завода им. Кирова. В становлении Советской власти на Гомельщине большую роль сыграли соратники Ленина: Калинин, Луначарский, о чем свидетельствуют название Центрального парка и мемориальные доски.

Много на Гомельщине мест, связанных с гражданской войной. В парке Победы г. Речицы установлен обелиск на могиле Железняка, убитого немцами в 1918г. Погибшие в боях с корпусом Довбар-Мусницкого красноармейцы похоронены в братской могиле в Рогачевском городском парке и в деревне Казимировка Жлобинского района.

В Гомеле есть улицы Коммунаров, Комиссарова, Ланге, Билецкого, Ауэрбаха, Песина, Бочкина. Это участники подавления контрреволюционного мятежа. На могиле коммунаров коммунаров в сквере парка Дзержинского воздвигнут памятник.

В 1919г. активное сопротивление оказывал батальон, сформированный в Речице. В память об их мужестве сооружен обелиск.

О борьбе с белополяками говорит мемориальная доска Данилевского в г. Мозыре, бюст партизана Талаша в Петрикове.

На территории области есть памятники борьбы с бандитизмом. В 1924г. был зверски убит И. Лебедев, организатор первой комсомольской ячейки в д. Даниловичи Ветковского района. Он похоронен в родном селе, где установлен обелиск.

На территории области сооружены сотни памятников героям ВОВ. В деревне Старая Рудня Жлобинского района установлен бюст генерал-лейтенанта Петровского, а в г. Буда-Кошелево – мемориальная плита в честь подвига генерал-майора Прищепы. Две улицы в Гомеле носят имена Уткина и Кунцевича, командиров полков народного ополчения. Также многие улицы носят фамилии партизан: Кожара, Барыкина, Исаченко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.