Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РЕСУРСЫ Причина Симптом Результат Эффект




Техники

тлшеление с помощью НЛП

В сути своей модель «НС-ЖС» проста и эффективна. Сейчас, «стартуя» в исцеление, вы находитесь в вашем настоящем состоянии (НС) — болезненном и проблемном. Если вы действительно хотите не просто уйти от болезни, а прийти к здоровью, ваша цель — некоторое желаемое состояние здоровья (ЖС) — тот самый результат, которого вы хотите добиться. Для того чтобы это продвижение осуществилось, вам, во-первых, нужно точно знать, куда вы идете — т.е. результат ваш должен быть определен и описан. Во-вторых, вам нужны ресурсы — пока определим их как любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи. Ну а в-третьих, вам необходимы техники — некие приемы и методы работы с мозгом, с помощью которых вы и осуществите ваше путешествие.

Модель SCORE. Модель «НС-ЖС» универсальна, ибо даже рядовая ваша поездка из пункта А (настоящее состояние в плане местопребывания) в пункт Б (желаемое состояние в том же плане) требует определенных средств-ресурсов (например, денежных) и некоего технического устройства, в которое эти средства вложатся (например, автомобиля). Однако в ней нет одного очень важного момента: предыстории вопроса, то есть причины, по которой вы оказались в своем настоящем состоянии (в большинстве случаев, плачевном, ибо мало кто из нас «путешествует» от хорошего к еще лучшему — в основном от плохого к хорошему). Ответ на этот вопрос в НЛП ищется с помощью другой модели — SCORE.

Эта английская аббревиатура расшифровывается следующим образом:

S (simptom) - симптом

С (causa) - причина

О (outcame) - результат

R (resours) - ресурс и

Е (effect) - эффект.

С. Ковалев

Графически для единичного случая она может быть отображена так:

|-----------------------------------1---------------------------------►

Прошлое Настоящее Будущее

Весьма любопытно то, что данная модель не только, если можно так сказать «психологична», но еще и «кармична». После «Диагностики кармы» С. Лазарева все мы сразу и вдруг стали «кармистами», поклонниками теории кармы. Но понимаем ее исключительно с точки зрения некоего вселенского возмездия. Между тем в основе теории кармы лежит очень простой постулат: любая Причина порождает Следствие. Ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно своими мыслями, чувствами и действиями вы сеете причины будущих следствий. И не улавливая связи между конкретной причиной и определенным ею следствием, после, намного позднее, частенько горько сетуете: «За что мне так?» Но если вы посадили чертополох, глупо надеяться, что вырастет пшеница... Так вот, модель SCORE — это очень хороший способ обнаружить причину того, что вы закономерно и заслуженно приобрели и получили. Тем более, если вам не очень нравится ваше приобретение и вы не хотите и дальше иметь подобные неприятности...

Теперь более конкретно. В модели SCORE, как и в предыдущей модели «НС-ЖС», также есть настоящее состояние, которое мы называем здесь «симптом». Есть желаемое состояние, которое, почти как и в предшествующей модели, обозначается как «результат». Есть уже знакомые нам «ресурсы», которые (в отличие от модели «НС-ЖС») в данном случае включают и техники по их использованию. Однако появилось и нечто новое. Во-первых, «эффект» — это те положительные изменения, которые произойдут в вашей жизни, если вы добьетесь жела-

ишеление с помощью НЛП

емого результата: как бы позитивные последствия новой причины-результата (представьте, например, как изменится ваша жизнь, если и когда вы станете здоровым). А во-вторых, «причина» — то, что и породило «симптом».

Предположим, например, что сейчас вы простужены, — это, как вы понимаете, симптом. Возникла эта простуда вследствие того, что вы очередной раз забыли дома зонтик и как следует промокли, — именно это «промокание» и является причиной возникновения симптома, то есть болезни. Конечно, лечить надо симптом — простуду. Но если сохранить причину — вашу забывчивость — то нет никаких оснований считать, что болезнь эта не возвратится вновь, когда вы очередной раз героически промокнете.

Необходимость ликвидации истиной причины болезни. Я намеренно привел очень простой пример. В реальной жизни и в большинстве болезней связь между причиной и симптомом бывает куда более сложной и запутанной. Но связь эта есть всегда. И не убрав причину, вы никогда не сможете уничтожить симптом. Сколько алкоголиков проходят кодировку от алкоголя? А сколько действительно излечивается от алкоголизма? И все потому, что во время весьма краткой процедуры кодирования все внимание уделяется только симптому — алкоголизму. Именно его и убирают. Но никак не рассматривают и совсем не убирают причины алкоголизма: тревожность, депрессию, страх, неполноценность, неосознанное желание наказать себя, бессознательную тягу к самоубийству и т.д. и т-п. — имя им легион. Так что 95%-й уровень излечения оттого же хронического алкоголизма, который имеют Мастера НЛП, объясняется не столько их выдающимися профессиональными качествами, сколько тем, что, используя модель SCORE, они изначально работают с причиной, а только потом — с симптомом. А еще — хорошо демонстрируют эффекты, которых человек может добиться, излечившись от своего пагубного пристрастия.

С. Ковалев

Однако если в части психологических проблем большинство согласно признать существование психологических причин, то в части соматических (телесных) расстройств мы привыкли кивать на вирусы и физиологию. Но вы уже знаете, что это не совсем так. А точнее — совсем не так. Сколько раз, отыскивая и уничтожая чисто психологические причины, я начисто уничтожал весьма серьезные физиологические следствия, а именно болезни: гипертонию, мигрень, астму и т.д. И зачастую горько сетовал на врачей, которые почему-то предпочитают лечить следствия, не доискиваясь до их причин. Временами это бывает столь же глупо, как в случае короткого замыкания ставить жучки на пробки вместо того, чтобы просто починить проводку...

Для того чтобы модели НЛП и «НС-ЖС», и SCORE стали вам действительно понятны, проделайте следующие упражнения.

Упражнение 19.

■ Возьмите в качестве «рабочего материала» свою жизнь в любом ее аспекте (можете, конечно же, взять и собственное здоровье). А далее

• опишите (в произвольной форме) Настоящее Состояние этого аспекта вашей жизни,

• создайте описание Желаемого его (аспекта жизни) Состояния,

• составьте список Ресурсов, необходимых вам для достижения Желаемого Состояния,

• и найдите или изобретите Техники (конкретные способы и методы действий), с помощью которых (и при посредстве Ресурсов) вы добьетесь Желаемого Состояния.

Ur неление с помощью НЛП _____________ 125

Упражнение 20.

-> Опять-таки используйте в качестве материала для работы любой аспект своей жизни, которым вы не удовлетворены, например, нехватку денег. А затем

• опишите нехватку денег как Симптом —детально и пространно,

• создайте Результат, определив уровень доходов, который будет вам необходим и достаточен (но только не абстрактно — «Хочу 1.000.000$», а целиком и полностью конкретно—«Чтобы жить так, как я хочу (опишите, как) мне нужно________S в месяц»,

• определите Эффект от вашего Результата, т.е. опишите все — весьма приятные—последствия, которые придут в вашу жизнь с желаемой суммой денежного дохода,

• а теперь тщательно проанализируйте свое прошлое с точки зрения нахождения Причины, по которой вам нынче не хватает денег. Но упаси вас боже приводит в качестве Причины кризис, благоглупости правительства, коррупцию и все прочее. То, что вы должны отыскать, целиком и полностью коренится в ваших собственных сделанных или не сделанных действиях — привыкайте считать себя причиной, а не следствием неких роковых обстоятельств,

• завершите свою работу детальным описанием своих Ресурсов—всего того, чем вы располагаете, дабы до-

С. Ковалев

стигнуть Результата, включив в данный пункт еще и конкретные способы использования этих Ресурсов.

Упражнение 21.

■ Сделайте упражнение 20, взяв в качестве «учебного материала»

• нынешнее состояние вашего здоровья,

• вашу же, но болезнь.

3.2. Система хорошо сформулированного результата

Семь шагов фрейма результата. В принципе, система хорошо сформулированного результата состоит из множества слагаемых. Первым из них торжественно выступает фрейм (буквально это переводится как «рамка» — определенная «карта» использования) этого самого результата. Именно с помощью фрейма наши неясные намерения превращаются во вполне определенные и четко очерченные результаты и цели, включающие в себя схему их (результатов и целей) достижения.

Фрейм результата исходит из одного очень простого Главного Положения:

Чтобы достичь успеха необходимо ясно представлять себе результат

и расшифровывающих его четырех пресуппозиций НЛП. Согласно этим пресуппозициям хорошо сформулированная цель должна быть

• определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях,

• практична и достижима,

ищеление с помощью НЛП

• необходима как таковая и в своих последствиях и

• предполагать процедуру проверки и разнообразие средств для ее (цели) достижения.

Сама по себе техника «фрейм результата» представляет пошаговую процедуру уточнения исходного замысла в ходе которой вы последовательно отвечаете на следующие вопросы (привожу их по материалам давнишнего тренинга по НЛП ИГИСП, так как более поздние редакции фрейма результата нравятся мне куда меньше; название тренинга, автор модели мне неизвестны): РЕЗУЛЬТАТ 1. Чего я хочу добиться?

ПРИЗНАКИ 2. Как я узнаю, что достиг цели?

Что я увижу, услышу, почувствую, смогу сделать? УСЛОВИЯ 3. Где, когда и с кем мне это не-

обходимо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно? СРЕДСТВА 4. Чего мне не достает, чтобы

достичь цели? Каких ресурсов? ОГРАНИЧЕНИЯ 5. Почему я не достиг цели

раньше? ПОСЛЕДСТВИЯ 6. Что произойдет, если я достигну/ не достигну цели? ЦЕННОСТЬ 7. Стоит ли цель моих усилий?

Пример использования фрейма. Вышеописанное кажется весьма простым и понятным. Но потенциал, заложенный в данном фрейме, столь велик и важен, что мы разберем его на простом примере.

То, что вы дочитали эту книгу до этих строк, говорит о том, что вы ее, как минимум, купили или одолжили — неважно, у соседа или в библиотеке. Скажите, а зачем вы это сделали? Заинтересовало название? Привлекла обложка? Или заинтриговала столь часто встречающаяся в тексте загадочная аббревиатура НЛП? Впро-Чем, можете не отвечать — подобный малопродуктивный

С. Ковалев

библиофилический психоанализ оставим стойким последователям 3. Фрейда. Скажите лучше, а чего вы хотите в связи с тем, что читаете эту книгу? Просто прочитать ее? Что ж, никто вас не неволит и вы вполне можете ориентироваться и на эту цель. Одно печально — то, что сориентированное вами именно на данный результат бессознательное «отключится» сразу после достижения искомого — т.е. когда вы закроете эту книгу. А дальше что? Да ничего. Другое, сиюминутное или, может быть, даже вечное, отвлечет ваше внимание, и печальная мудрость про книгу и фигу станет реальностью...

Между тем, если бы вы изначально использовали фрейм хорошо сформулированного результата, могло получиться следующее.

РЕЗУЛЬТАТ

(чего я хочу) Я хочу изучить систему ПСИ и научиться методам НЛП-исцеления.

ПРИЗНАКИ

(как я узнаю, что добился того, чего хочу) Я буду считать, что научился (ась), когда прочитаю эту книгу и проделаю все рекомендованные в ней упражнения.

УСЛОВИЯ

(где, когда, с кем это необходимо/ нежелательно) Это нужно мне, в моей повседневной жизни и не позднее чем через месяц. Нежелательно растягивать изучение системы ПСИ надолготем более, что этого незамедлительно требует собственное здоровье.

СРЕДСТВА

(что мне нужно, чтобы достичь цели) Терпение, воля и наличие свободного временине меньше часа ежедневно. Отвлечение от суеты. И понимание того, что здоровьеэто все.

ОГРАНИЧЕНИЯ

(почему я не достиг(ла) цели раньше?) Не попадалась эта книга. Но ведь были другие!

Ишеление с помощью НЛП

Наверное, я просто не задумывался о своем здоровье, все надеялся, что пронесет, а вот теперьгрянуло. Так что ограничение во мнев моей дурацкой занятости всем, кроме действительно важного. И в неумении это важное выделять.

ПОСЛЕДСТВИЯ

(что произойдет, если я достигну/не достигну дели?) Если я ее достигну, все будет просто класс! Здорово! Я смогу управлять своим здоровьем! А вот если не достигну... Что ж, жизнь не кончится, но тогда мне придется серьезно разобраться в самом себепочему я не понял или не принял и эту самую систему ПСИ, и лежащее в ее основе НЛП.

ЦЕННОСТЬ

(стоит ли цель моих усилий?) Безусловно, стоит. И с учетом ее ценности я, пожалуй, пересмотрю СРЕДСТВАвместо одного часа пусть будут два ежедневно. А ещепоставлю новую цель: научиться отделять «зерна от плевел»нужное от желательного и важное от второстепенного...

Учтите, что вышеприведенное — это только очень-очень краткая запись итогов использования фрейма результата. А сам по себе этот фрейм обладает потрясающей способностью прокладывать верные пути в тумане наших сиюминутных желаний и в болоте повседневности и обыденности...

Создание образа желаемого будущего. Теперь я приступлю к рассказу о том, как продолжить программирование своего бессознательного на достижение желаемой Цели. Именно продолжить, так как программирование это начинается с того самого момента, когда вы приступаете к созданию фрейма результата. Специалисты по НЛП, моделируя эффективных людей (то есть выясняя, как они делают себя эффективными, дабы передать это Другим), обнаружили, что все без исключения успешные

5—1194

С. Ковалев

субъекты (и во всех возможных областях жизнедеятельности) используют очень своеобразную стратегию успеха. Они вначале четко и зримо (до деталей) представляют себе то, что хотят получить в будущем (и далеком, и ближайшем). Затем как бы входят в него и «примеряют» на себя это будущее, одновременно наслаждаясь им. Далее из будущего (!), обернувшись в настоящее, они мысленно отвечают себе на интересный вопрос: «А как я сюда пришел? Как дошел до жизни такой?», — определяя или намечая шаги к своей цели. А потом, вернувшись в настоящее, глядя в будущее, проверяют эти шаги с точки зрения их реальности и выполнимости.

Однако главным в этой стратегии является все-таки образ желаемого будущего, а не шаги к нему. Потому что наше бессознательное обладает уникальной способностью: самостоятельно приводить нас к желаемым целям. Как автопилот, которому нужно только одно—конечный пункт маршрута...

Запрограммируйте же себя на обретение здоровья с помощью базовой для НЛП техники создания образа желаемого будущего, которую я опять-таки почерпнул из очень давних материалов к семинару по НЛП ИГИ СП (автор этой техники мне, к сожалению, неизвестен).

1. Представьте самый хороший исход вашей будущей деятельности по исцелениюнапример, полное выздоровление. Или результат, которого вы хотите, но пока не имеете (например, здоровье в определенной области).

2. Мысленно просмотрите не менее трех «кинофильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя здорового, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновением.

3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (т. е. если в п. 2 вы на себя смотрели как бы со стороныбыли «режиссером», то теперь на происходящее смотрите как бы из своих глазстаньте «актером»).

Игоеление с помощью НЛП

4. Пребывая в своем будущем, в котором вы уже добились успеха, посмотрите па свое настоящее, из которого вы пришли, и определите, что еще нужно сделать, чтобы достичь этого будущего.

5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последовательность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильм о будущем успехе.

6. Вернитесь в настоящее и ощутите приобретенную уверенностьв себе и в достижимость собственного здоровья.

Общий модуль развития. Ну а что делать, если, несмотря на все усилия, вы так и не смогли наметить шаги к желанной цели и расписать все эти условия, средства и ограничения? Во-первых, не расстраиваться и не огорчаться. А во-вторых, приступить к прояснению процесса исцеления. Лучше всего — с помощью так называемого общего модуля развития.

Данный модуль описан уже упоминавшимся Ф. Фанчем в книге «Пути преобразования. Общие модули процессинга» и в принципе, как справедливо утверждает данный автор, является универсальным способом укрепления любых положительных способностей человека — в том числе, разумеется, и способности к здоровью. С одной стороны, он представляет собой способ подразделения этой самой глобальной способности или результата на конкретные элементы. С другой же, является неким путеводителем по разнообразным техникам терапевтических интервенций, одновременно самостоятельно выступая в качестве некоей универсальной техники. Работать с ним не очень-то и сложно —достаточно четко и честно отвечать на вопросы, которые далее в тексте выделены жирным курсивом. Но отвечать обязательно, каким бы странным вам не показался вопрос. Ведь данный модуль развития — это еще и прекрасный

132____________________________С. Ковалев

способ расширения и видоизменения «карты» желаемой вами новой способности (для вас — здоровья). Той самой «карты», которая по определению никогда не равна «территории»...

Одно предупреждение: модуль этот ориентирован на людей, уже знакомых с некоторыми базовыми техниками НЛП. Все эти базовые техники описаны далее в этой книге. Но так как вы с ними пока еще не знакомы, вопросы, касающиеся этих техник, я помечаю знаком *, а в скобках указываю разделы, в которых они описаны.

Итак, немного сокращенная и несколько отредактированная мною техника общего модуля развития для темы здоровья выглядит следующим образом.

Способы осуществления рассматриваемой деятельности/способности. «Как можно стать и быть здоровым?»

Места, в которых это молено сделать. «Где вы можете быть здоровым?», «Где вы не можете быть здоровым?»

Люди, с которыми можно это делать. «С кем вы хотели бы (могли бы) быть здоровым?», «С кем вы не хотели бы (не могли бы) быть здоровым?»

Времена, в которые можно делать это. «Когда вы чувствуете себя здоровым?», «Когда вы чувствуете себя нездоровым?»

Реакции на тему здоровья *. «Нет ли у вас нежелательных реакций или ощущений при мысли о том, чтобы стать или быть здоровым?» Если да, проясните их с помощью техник изменения личной истории или реимп-ритинга (глава I части II).

Фиксированные идеи * по данной теме. «По каким правилам вы живете относительно здоровья?» Найдите эти правила и расфиксируйте их, если они окажутся неэкологичными (глава 3 части II).

Ключи разблокирования*. «Может быть, вас что-то/кто-то сдерживает в отношении обретения здоро-

Исцеление с помощью HL

вья?» Пройдите все ключи разблокирования (глава 2 части II )■

Полярности *. «Не бывает ли так, что вы то здоровы, то больны, причем смена состояний происходит довольно быстро?» Если ваше здоровье (болезнь) как бы то включается, то выключается, осуществите объединение частей (глава 5 части II).

Возможные ресурсы. «Что вам нужно, чтобы быть здоровым?» Опишите все, что придет на ум.

Четырехсторонний пакет. «Что может случиться, если стать здоровым? Что может случиться, если не стать здоровым? Что не случится, если стать здоровым? Что не случится, если не стать здоровым?» Именно эти вопросы могут помочь вам определить вторичные выгоды вашего заболевания.

Нежелательные будущие последствия обретения здоровья. «Почему может хотеться быть здоровым? Почему может не хотеться быть здоровым?»

Поговорите на тему здоровья. Обсудите ее с кем-угодно благожелательным (в крайнем случаес самим собой).

Вообразите будущее здоровья. Используйте полный VAKD.

Переберите действия, требующиеся для негото, чем вы хотите заниматься здоровья ради. Обучайтесь им, тренируйте их, инсценируйте их. Выясните, будут ли они эффективными или нужны еще какие-то ресурсы. Привыкните к ним.

Сделайте эти действия в действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.