Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правосудие как правовая ценность




Кроме вышеуказанных нормативно-правовых актов адвокатскую деятельность по обеспечению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц регламентирует Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года. Данный Кодекс содержит в себе правила поведения адвоката, установленные для максимального соблюдения прав и законных интересов доверителя.

Прежде всего, в нем четко оговорены факты и сведения, на которых распространяется правило сохранения профессиональной тайны:

- факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;

- все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;

- сведения, полученные адвокатом от доверителей;

- информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;

- содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;

- все адвокатское производство по делу;

- условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;

- любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Кроме того, в Кодексе содержится прямой запрет: «Адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей», нарушение которого неизбежно влечет утрату адвокатом своего статуса.

В целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов доверителя (иммунитета доверителя) действующее законодательство устанавливает для адвокатов еще ряд запретов:

- адвокат не вправе действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне (подп. 1 п. 1 ст. 9 Кодекса);

- адвокат не вправе занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле, за исключением случаев, когда адвокат-защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного (подп. 3 п. 4 ст. 6 Закона об адвокатуре, подп. 2 п. 1 ст. 9 Кодекса);

- адвокат должен избегать действий, направленных к подрыву доверия (п. 2 ст. 5 Кодекса), поскольку злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката (п. 3 ст. 5 Кодекса);

Как уже упоминалось выше, сохранение адвокатом профессиональной тайны обеспечивает иммунитет доверителя (п. 1 ст. 6 Кодекса). Иммунитет доверителя представляет собой особое правовое состояние неприкосновенности прав и интересов доверителя в связи с обращением к адвокату и получением квалифицированной юридической помощи. Соблюдение иммунитета доверителя является важнейшей гарантией реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

Есть ли предусмотренные законом изъятия из правила сохранения адвокатской тайны?

Да, есть. Необходимостью сохранения адвокатской тайны определяются особенности исполнения адвокатами обязанности, установленной п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о противодействии легализации доходов).

Согласно п. 2 ст. 7.1 Закона о противодействии легализации доходов при наличии у адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в п. 1 ст. 7.1 данного закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, адвокат обязан уведомить об этом уполномоченный орган.

При этом п. 5 ст. 7.1 Закона о противодействии легализации доходов установлено, что положения п. 2 ст. 7.1 данного закона не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны[177].

Также адвокатская тайна может перестать соблюдаться в случае если доверитель прекращает действие режима тайны, предоставляя тем самым адвокату право использовать и даже огласить (в частности, в научных или иных публикациях) соответствующую информацию (рекомендуется обусловить это право письменным разрешением доверителя).

Какие меры допустимо применять адвокатам в случаях нарушений оперативно-розыскными и следственными органами, органами государственной власти и местного самоуправления профессиональной тайны в ущерб правам и законным интересам доверителя:

- оперативно информировать соответствующие адвокатские образования и адвокатские палаты субъектов РФ о нарушениях прав и гарантий адвоката при осуществлении профессиональной деятельности;

- в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 123–125 УПК РФ), обжаловать незаконные действия и решения в прокуратуру или в суд, добиваясь устранения нарушений. В соответствии со ст. 125 УПК РФ право обращения непосредственно в суд предусмотрено при обжаловании отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, а также при обжаловании решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо могут затруднить гражданам доступ к правосудию. В остальных случаях действия и решения дознавателя, органа дознания могут быть обжалованы прокурору, действия следователя – руководителю следственного органа, а действия прокурора – вышестоящему прокурору;

- при совершении явно незаконных действий или вынесении явно незаконных решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими обращаться в связи с допущенными нарушениями законодательства в соответствующие суды в порядке, установленном гл. 23 и 25 ГПК РФ;

- в случаях, когда незаконные действия должностных лиц оперативно-розыскных и (или) следственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления носят характер преступления, обращаться с заявлением о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы.

Какие предусмотренные законом действия может совершать адвокат при нарушении принципа независимости адвокатской деятельности в ущерб правам и законным интересам доверителя?

Рекомендуемые действия по обеспечению гарантий независимости адвокатов при наиболее распространенных нарушениях их прав следующие:

 

Наиболее распространенные нарушения Установленные законом гарантии прав адвоката Действия по обеспечению гарантий независимости адвоката
Вызов и допрос в качестве свидетеля по обстоятельствам, связанным с адвокатской деятельностью. Пункт 2 ст. 8; п. 3 ст. 18 Федерального закона. Запрещены вызов и допрос адвоката по обстоятельствам, связанным с адвокатской деятельностью. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается. - потребовать повестку о вызове на допрос и выяснить причины и основания вызова. - при наличии оснований полагать, что целью вызова на допрос является получение информации, ставшей известной адвокату в связи с оказанием юридической помощи: - информировать совет соответствующей адвокатской палаты о вызове для принятия ею решения о запрете явки на такой допрос; - направить руководителю следственного органа письменное заявление, обосновывающее незаконность вызова для допроса в соответствии с положениями Федерального закона; - обжаловать вызов на допрос со ссылкой на Федеральный закон.
Обыск по месту работы адвоката и в его жилище в связи адвокатской деятельностью. Пункт 3 ст. 8 Федерального закона. Проведение оперативными и следственными органами оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий в отношении адвоката допустимы только на основании судебного решения. - истребовать у лиц, прибывших для производства обыска, судебное решение о производстве данного следственного действия. - в целях предотвращения возможных вторжений сотрудников оперативных и следственных органов в места, определенные для выполнения адвокатом своей деятельности, должны иметь соответствующее оформление: на двери кабинета должна быть установлена табличка с обозначением места работы адвоката. - в приказе руководителя необходимо указать, что на все документы, передаваемые адвокату, распространяется режим конфиденциальности. - перед началом обыска сотрудники следственных и (или) оперативно-розыскных органов должны быть предупреждены о том, что они собираются производить обыск в помещении, используемом адвокатом, и о том, что в данном помещении содержатся документы, подпадающие под защиту как содержащие адвокатскую тайну. - обжаловать действия органов, проводивших незаконный обыск. - информировать адвокатскую палату субъекта РФ о проведении обыска. - в случае если в результате обыска была нарушена адвокатская тайна, информировать об этом доверителя (доверителей).
Личный досмотр адвоката при посещении места лишения свободы, где находится его доверитель   - сослаться на определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2008 г.[178], согласно которому решение о проведении личного досмотра в отношении адвоката может быть принято на основании ч. 6 ст. 82 УПК РФ и п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» только в случае, если администрация исправительного учреждения располагает данными, позволяющими предполагать наличие у адвоката запрещенных к проносу на территорию исправительного учреждения предметов. - потребовать составления протокола досмотра и выдачи его копии адвокату. - в случае если работниками исправительных учреждений будут допущены действия, противоречащие указанному решению Конституционного Суда РФ, обжаловать эти действия.
Осмотр органами дознания и следствия помещений адвокатских образований   - истребовать у лиц, прибывших для производства осмотра, судебное решение о производстве данного следственного действия. - предупредить перед началом осмотра сотрудников следственных и (или) оперативно-розыскных органов о том, что они собираются осмотреть помещение, используемое адвокатом, и о том, что в данном помещении содержатся документы, подпадающие под защиту как содержащие адвокатскую тайну. - сослаться на определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г.[179], согласно которому, несмотря на то, что УПК РФ прямо не предусматривает судебную санкцию на производство такого неотложного следственного действия, как осмотр места происшествия, подлежит применению п. 3 ст. 8 ФЗ, предусматривающий предварительный судебный контроль (обосновать это тем, что адвокатская тайна подлежит обеспечению и защите не только в связи с производством по уголовному делу, но и в связи с реализацией адвокатом своих прав в различных видах судопроизводства и оказанием гражданам консультативной помощи). Следовательно, осмотр помещения может быть проведен только по решению суда.
Сокрытие от адвоката места нахождения подзащитного Пункт 1 ст. 18 Федерального закона. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. - направить запрос в соответствующие органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.2. Запросить о месте нахождения подзащитного у его родственников, которым в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 46, ч. 1 ст. 96 и ч. 12 ст. 108 УПК РФ сообщается о месте нахождения арестованного. - обжаловать действия по сокрытию от адвоката места нахождения подзащитного.

Куда можно пожаловаться на адвоката, действующего в ущерб законным интересам своего доверителя?

Во-первых, направить жалобу в адвокатское объединение, где он числится и/или в Федеральную палату адвокатов. Во-вторых, необходимо расторгнуть с ним договор и взыскать уплаченное через суд. Лишают адвокатов их статуса достаточно часто. В некоторых случаях, при наличии достоверных доказательств, что адвокат умышленно уклоняется от выполнения свои профессиональных обязанностей, получив денежные средства от доверителя, возможно привлечение его к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Чтобы поданная в адвокатское объединение жалоба была принята квалификационной комиссией и признана приемлемой к рассмотрению, в ней должны содержаться следующие обязательные сведения:

- название адвокатской палаты, в совет которой подается жалоба;

- фамилия адвоката, действия (бездействие) которого обжалуются, а также его номер в реестре или принадлежность к соответствующему адвокатскому образованию;

- реквизиты соглашения об оказании юридической помощи и ордера;

- указания на конкретные действиях (бездействие) адвоката, послужившие основанием для заявления жалобы;

- обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

- прилагаемые к жалобе документы;

Следует иметь в виду, что рассчитывать на положительное решение, принятое по результату рассмотрения жалобы, можно в случае, если обвинения в адрес адвоката подкреплены документально. Именно по причине непредставления доказательств вины адвокатов большинство жалоб их клиентов отклоняются еще на стадии принятия. Другими словами, вместо одиозного «взял много денег, и полгода ничего не делает», гражданин в жалобе должен обосновать бездействие адвоката документально.

Например, в качестве доказательств могут быть представлены:

- составленная адвокатом кассационная жалоба, с точки зрения изложенных в ней доводов и обоснования правовой позиции, очевидно свидетельствующая о крайне низкой квалификации юриста;

- протокол судебного заседания, из содержания которого усматривается пассивность адвоката при отстаивании (защите) интересов своего клиента;

- исковое заявление, возвращенное судом в связи с грубым нарушением процессуальных норм и т.д.

Служит обеспечению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц и нотариальная деятельность. Термин «нотариат» многозначен, его можно рассматривать как:

1) систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;

2) отрасль законодательства как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области нотариата.

Нотариату как системе органов присущи следующие характерные черты:

1) назначение нотариата заключается в обеспечении граждан и юридических лиц квалифицированной юридической помощью;

2) нотариальная деятельность носит правовой характер, и результатом ее выступают правовые последствия (например, нотариально удостоверенные документы обладают юридической силой);

3) предметом нотариальной деятельности выступают бесспорные гражданские права и юридические факты. Если в ходе нотариального производства возникает спор о праве, то нотариальное производство должно быть приостановлено до разрешения спора.

Нотариату свойственно выполнение определенных функций:

1) правоохранительной или защитной, обеспечивающей законность и правомерность действий участников гражданского оборота;

2) юрисдикционной, так как нотариус занимается и правоустанавливающей, и правоприменительной деятельностью;

3) предупредительно-профилактической;

4) правореализующей, выражающейся в том, что на нотариусе лежит обязанность обеспечения необходимых условий для осуществления деятельности иных участников нотариального производства;

5) правоустановительной, заключающейся в необходимости установления в нотариальном порядке некоторых групп юридических фактов.

В настоящее время нотариат в РФ не входит в систему органов исполнительной власти, а нотариус не является должностным лицом, а выступает в качестве независимого представителя государства, наделенного им в особом порядке полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ.

Нотариальная деятельность в РФ обладает целым рядом правовых гарантий:

1) нотариус беспристрастен, т. е. стороны, обратившиеся к нему за оказанием правовой помощи, находятся в равном положении, нотариус не вправе отдавать предпочтение какой-либо из сторон;

2) независимость проявляется в том, что в отношении совершаемого нотариального действия нотариус должен самостоятельно принимать решения без чьих-либо указаний;

3) в своей деятельности нотариус руководствуется Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, законодательными актами РФ и субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами;

4) нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, когда справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

На нотариальную деятельность закон устанавливает определенные ограничения. Так, ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате гласит: «Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, и оказывать посреднические услуги при заключении договоров».

Деятельность нотариусов происходит в определенных нотариальных округах, которые устанавливаются в соответствии с административно-территориальным делением РФ. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.

А если нотариус совершит нотариальное действие за пределами своего нотариального округа?

Совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, уполномочены на совершение следующих нотариальных действий:

1) удостоверение сделок;

2) выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствование копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой;

5) удостоверение факта нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте;

6) удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

7) удостоверение времени предъявления документов;

8) передача заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

9) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

10) совершение исполнительных надписей, протестов векселей, морских протестов;

11) предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

12) принятие на хранение документов;

13) обеспечение доказательств;

14) выдача свидетельства о праве на наследство;

15) принятие мер к охране наследственного имущества.

Нотариус, занимающийся частной практикой, наделен широким кругом полномочий:

1) вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, с которых нотариус может перечислять деньги за аренду помещения, производить расчеты с налоговыми органами, пенсионным фондом. Также нотариус вправе открывать депозитный счет, на который клиент перечисляет деньги для того, чтобы нотариус по его указанию передал эти деньги организации, физическому лицу и т.д. Деньги клиента, хранящиеся на депозитном счете нотариуса, не являются его доходом;

2) вправе иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности;

3) вправе нанимать и увольнять работников;

4) распоряжаться поступившим доходом;

5) выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.

В чем заключается отличие правовых статусов государственного и частного нотариусов?

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, уполномочены на совершение тех же нотариальных действий, что и государственные нотариусы, за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер к охране наследственного имущества. Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения договора страхования.

Куда можно пожаловаться на нотариуса, действующего в ущерб правам и законным интересам лица, обратившегося за нотариальной помощью?

Не думайте, что нотариус – неприкасаемая персона. Если Вы не согласны с действиями нотариуса по какому-то вопросу, их можно обжаловать. Подать жалобу на действия нотариуса можно в нотариальную палату, для любого нотариуса членство там является обязательным. По жалобе будет проведена проверка.

Жалобу можно направить и в органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Они тоже проводят проверку по заявлению и принимают решение.

Конечной инстанцией по обжалованию действий нотариуса является суд.

В соответствии со статьями 33, 48, 49 Основ законодательства РФ о нотариате отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке. Должно быть составлено соответствующее заявление, которое подается в суд по месту нахождения нотариуса в течение десяти дней со дня, когда лицу, чьи права и законные интересы были нарушены действиями нотариуса, стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия (ст. 310 Гражданского процессуального кодекса РФ). При этом пропущенный по уважительным причинам установленный в ст. 310 ГПК РФ срок может быть восстановлен судом.

Обратите также внимание, что в соответствующем заявлении должны быть указаны:

- те действия, которые обжалуются;

- нотариус, который совершил или отказал в совершении нотариального действия;

- доказательства неправильности действия или бездействия.

К заявлению должны быть приложены необходимые документы, свидетельствующие о совершении нотариусом действий или письменный отказ нотариуса их совершить (постановление об отказе в совершении нотариального действия).

Наиболее репрессивной по характеру является уголовная ответственность. УК РФ содержит следующий состав преступления – «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Объективнаясторона данного состава преступления (ч. 1 ст. 202): использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Под использованием частным нотариусом своих полномочий в данном случае понимается совершение вопреки задачам его деятельности действий как формально входящих в его компетенцию, так и выходящих за ее пределы, но не основанных на его юридических и фактических возможностях:

- незаконное удостоверение сделок;

- неправомерное использование предоставленной ему информации;

- осуществление посреднических функций;

- понуждение к совершению сделок;

- введение клиента в заблуждение и т.п.

Подводя итог рассмотрению данным двум видам правоохранительной деятельности, необходимо отметить, что развитие и совершенствование отечественной правовой системы требует детальной проработки вопросов развития ее отдельных направлений. Адвокаты и нотариусы, чья деятельность курируется Министерством юстиции, активно участвуют в процессах модернизации законодательства в своих сферах, однако именно государство определяет в итоге стратегические направления в развитии юридических корпораций, оказывающих гражданам квалифицированную правовую помощь.

Функции адвокатуры предполагают крайнюю степень независимости этого института для обеспечения состязательности процесса, защиты прав граждан, в том числе от государства. Тогда как нотариат выполняет задачу удостоверения юридически значимых действий от имени государства. Именно поэтому так отчетливо прослеживается публично-правовая функция этих двух видов деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите основные принципы деятельности адвокатуры.

2. Охарактеризуйте основные признаки адвокатской деятельности.

3. Объясните, в каких видах может осуществляться адвокатская деятельность.

4. Поясните, как организована адвокатская деятельность в Российской Федерации.

5. Объясните, что понимается под профессиональной этикой адвоката.

6. Объясните, что является основной целью деятельности адвоката.

7. Укажите, какие нормативно-правовые акты регулируют нотариальную деятельность в Российской Федерации

8. Объясните, в чём сущность нотариальной деятельности?

9. Поясните, какими полномочиями обладают государственные нотариусы?

10. Объясните, какими полномочиями обладают частные нотариусы?

Правосудие – особый вид государственной деятельности. Именно в нём, как правовой ценности, фокусируется множество проблем экономического, нравственно-идеологического и правового плана.

Объективная необходимость судебной защиты общественных отношений, обладающих повышенной значимостью для общества и государства, определяет особую роль правосудия в системе социально-правовых ценностей.

Правосудие – это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др.

Основными элементами осуществления правосудие являются:

1) установление факта, события, по поводу которого ведётся судопроизводство (преступление, имущественные отношения и др.);

2) применение к этому факту соответствующей правовой нормы;

3) вывод суда на основе данной правовой нормы по рассматриваемому случаю (признание подсудимого виновным и применение к нему меры уголовного наказания или оправдание его, удовлетворение иска или отказ в нём).

Осуществление правосудие судом производится в установленном законом процессуальном порядке.

Правосудие всегда направлено на сохранение и укрепление существующих социальных порядков.

Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда - правовыми.

Принципы правосудия - это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Принципы правосудия обладают рядом признаков:

1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.

2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.

3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

4. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна.

Известны следующие формы проявления принципов в праве:

- закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;

- закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией принцип презумпции невиновности (ст. 49);

- в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.

Принципы правосудия находят закрепление в различных законодательных актах: Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах. Подчеркнем, что в подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой[180].

Принципы правосудия – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие – судов.

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, – судов.

Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.

В основе принципов правосудия лежат положения международно – правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).

Конституция РФ, ориентируясь на международно – правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия.

Большинство принципов правосудия закреплено Конституцией РФ (презумпция невинности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст.118), состязательность (ст.122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др.) или же непосредственно вытекают из смысла Основного закона (законность, обеспечение законности, компетенции и беспристрастности суда и др.).

Принципы правосудия находят свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве.

Судебная реформа, активно реализуемая в последние годы и имеющая своей целью укрепление судебной власти и повышение авторитета суда, наполняет принципы правосудия, закрепленные в Конституции РФ, новым демократическим содержанием. Отраслевые нормы, дублируя конституционные положения, конкретизируют их содержание, детализируют их и устанавливают законодательный механизм их реализации.

Принципы правосудия могут быть условно классифицированы по содержанию.

Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельности организации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены на две группы:

1. судоустройственные принципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей, равенство все перед судом и т.д.);

2. судопроизводственные (презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту и т.д.).

Каждый из принципов правосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько сторон деятельности судов. Однако это не означает, что принципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципы правосудия составляют такую целостную систему, которая представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единого правового поля. Действие принципов правосудия различно.

В системе принципов правосудия есть такие, которые играют главенствующую роль и определяют смысл и значение других принципов (законность, равенство всех перед законом и судом), и те, которые определяют содержание отдельных правовых институтов (презумпция невиновности, участие граждан в отправлении правосудия и т.д.).

Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия.

В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

• законности;

• осуществления правосудия только судом;

• независимости судей;

• осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

• обеспечения права на судебную защиту;

• участия граждан в осуществлении правосудия;

• гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

• защиты законных интересов личности;

• состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

• родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

Качество правосудия - это вопрос конституционный.

1. На судебном корпусе лежит особая ответственность за судьбу страны в сложных условиях одновременного проведения экономической, административной и политической реформы. От эффективности работы судов зависит конституционная стабильность российского общества. Сегодня, когда многие правовые постулаты и принципы подвергаются пересмотру и переоценке перед лицом глобальных вызовов и угроз, суд призван усилить защиту гражданских, социально-экономических и политических прав и обеспечить возможность обществу развиваться дальше в рамках правового поля.

Состояние правосудия надо оценивать в зависимости от его способности решать указанную задачу.

2. Разделение властей не предполагает отделения суда от общества. Суды и судьи не изолированы от всего того, что происходит вокруг них. В судебных стенах те же проблемы, что и вовне. Суд является частью общества, и нет никаких оснований полагать, что наша судебная система больше неэффективна, больше поражена бюрократизмом, неразберихой и коррупцией, чем любое другое звено государственного механизма. Поэтому общая проблема страны - преодолевать дефекты, которые оказались неизбежны в России: ведь они, конечно же, вызваны не просто индивидуальными качествами тех или иных людей.

Но уровень общественных ожиданий от работы судов неизмеримо выше, чем от работы любого другого государственного органа. Сегодня возник разрыв между реальным состоянием суда, отражающим реальное состояние общества, и повышенными общественными требованиями, которые это же общество предъявляет суду.

Судебная власть в состоянии выполнять свою общественную миссию только при условии сохранения в обществе очень высокой степени доверия как к суду в целом, так и к судьям в частности.

Распространенное в обществе недоверие к способности судов разрешать споры на основании законов заставляет различные общественные силы либо искать способы неправового давления на суд, которое порой достигает беспрецедентных масштабов, либо прибегать преимущественно к внесудебным путям разрешения конфликтов.

И то и другое чревато губительными последствиями для развития общества, так как делает жизнь в таком обществе непредсказуемой, лишает человека чувства правовой защищенности, правовой, конституционной безопасности и, в конечном счете, превращается в главный тормоз любых позитивных общественных изменений.

При этом не так уж важно, имеет ли массовое недоверие к суду реальные основания, на самом ли деле так сильны его дефекты или это только распространившийся повсеместно миф. Недоверие судебному корпусу подрывает основы правосудия независимо от того, вызвано ли оно реальными или мнимыми причинами, и без его устранения правосудие не сможет нормально осуществляться.

3. Повышение эффективности правосудия - одно из кардинальных условий развития страны и снятия общественного напряжения.

Это ключевая проблема, от решения которой зависит продвижение по другим направлениям, прежде всего, в экономике. Без эффективной судебной системы результаты преобразований в других областях государственной и общественной жизни могут оказаться ничтожными. Только эффективно функционирующее правосудие может дать уверенность активной части населения в том, что их вложения в национальную экономику оправданы и находятся в безопасности

По мнению В.А. Телегиной, которое мы полностью разделяем, это обусловлено:

1) во-первых, его особым конституционным статусом как основной и самостоятельной формы деятельности судебной власти. Главным законом страны определяются судебная система, цели, задачи, виды судопроизводства, демократические основы (принципы) правосудия, его объекты и субъекты, система гарантий осуществления, что свидетельствует об особой роли правосудия, его необходимости и всеобщей значимости, а следовательно, ценности этого государственного правового явления;

2) во-вторых, спецификой механизма его осуществления, в виде доступной, гласной, состязательной, обеспечивающей равенство всех перед законом и судом процедуры, что соответствует нравственным идеалам общества;

3) в-третьих, обязанностью правосудия (как особого инструмента по разрешению правовых конфликтов) реализовывать государственно-властные предписания в жизнь применительно к конкретным обстоятельствам;

4) в-четвертых, полномочия современного российского правосудия по разрешению споров между гражданином и властью выступают в качестве одного из важнейших инструментов ограничения государственной власти, обеспечивают господство права над ней. Данный фактор является важным условием построения правового государства;

5) в-пятых, исключительным правом выносить от имени государства окончательное, общеобязательное для исполнения решение по существу любого спора о праве либо давать оценку о правомерности поведения участников общественных отношений с введением в действие государственно-правовых последствий;

6) в-шестых, в настоящее время правосудие является достаточно доступной формой государственной власти, что обусловило его востребованность как блага от различных субъектов социального взаимодействия. Так, ценность правосудия для личности состоит в возможности восстановления любого нарушенного права:

а) для гражданина - в защите прав и свобод, гарантированных государством;

б) для общества - в регулировании и разрешении социальных конфликтов в соответствии с правом, где правосудие выступает как средство обеспечения ценности права;

в) для государства ценность правосудия проявляется в стабилизирующем действии данной формы судебной власти, основанной на демократических началах.

7) в-седьмых, характер деятельности по осуществлению правосудия связан с воспитательной функцией государства, способствующей формированию сознательной установки о необходимости отстаивать свои права только - законным путем, что неизбежно затрагивает существующую в обществе систему ценностей;

8) в-восьмых, наличие социальной базы осуществления правосудия подтверждает стремление, общества максимально обеспечить организационный механизм правосудия, соответствующий его высокому статусу и предназначению[181].

Подводя итог данному параграфу, необходимо отметить, что ценность правосудия состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Правосудие вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите, какое из приведенных определений правосудия кажется вам наиболее точным для выражения его сущности.

2. Объясните, в чем заключается данная форма государственной деятельности.

3. Укажите, какие из принципов правосудия являются конституционными.

4. Поясните, в чём сущность такого принципа осуществления правосудия как состязательность.

5. Укажите, что является основами правосудия.

6. Поясните, какие международные нормативно-правовые акты лежат в основе принципов правосудия.

7. Объясните, как проводимая судебная реформа коррелирует с принципами правосудия.

8. Поясните, какие актуальные проблемы отправления правосудия на Ваш взгляд существуют в Российской Федерации.

9. Объясните, в чём заключается социальная ценность правосудия.

10. Объясните, в чём заключается правовая ценность правосудия.

Раздел 4. Общественная безопасность и правовая культура в механизме противодействия наркомании, терроризму, экстремизму, коррупции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.